Политика

Замыкание электронного правительства

Правительство свернуло 20-миллиардную программу предоставления госуслуг в интернете

  
8299

Кабинет Дмитрия Медведева объявил о свертывании программы «Электронное правительство». Запуск ее с 2009 года обошелся бюджету в 20 миллиардов рублей. Теперь оказалось, что деньги потрачены впустую. На едином портале gosuslugi.ru сейчас функционирует более 34 тысяч госуслуг. Из них доступными останутся только 20 самых популярных у населения сервисов.

Статс-секретарь, замминистра экономического развития Олег Фомичев объяснил «необходимость реформы» довольно странно: ведомства пришли к выводу, что невозможно перевести все федеральные, региональные и муниципальные услуги в электронный вид к 2014 году. Если продолжить мысль замминистра, раз не успели к сроку — пытаться дальше не стоит.

На деле, суть проблемы в другом. Средства, отпускаемые на «Электронное правительство», исчезали в госпрограмме, как в Бермудском треугольнике. Портал госуслуг был создан в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002−2010 годы)». Он проектировался более семи лет, и к моменту открытия 15 декабря 2009 года уже обошелся казне в миллиард рублей. Лиха беда начало — 20 миллиардов, вложенных в портал с тех пор, принесли более чем скромные плоды. Из тридцати с лишним тысяч госуслуг (945 федеральных, свыше 11 тысяч региональных и 21 тысяча муниципальных) в полностью электронном виде функционируют только 250 услуг.

Видимо, правительство устало бороться с нежеланием бюрократии становиться электронной, доступной и прозрачной — и поставило на проекте крест. К тому же, момент подходящий: бюджет секвестируют вдоль и поперек, тут не до электронных игрушек. Символично, что «Электронное правительство» похоронил премьер Медведев — фанат айфонов, айпадов и личных микроблогов. В бытность Дмитрия Анатольевича главой государства большинство крупных чиновников, равняясь на начальство, обзавелись аккаунтами в LiveJournal и Twitter. Но с приходом к власти Владимира Путина ветер подул в другую сторону. Чиновникам посоветовали оставить «общение с народом» пресс-службам. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объявил, что использование чиновниками соцсетей должно быть регламентировано. Кончина «Электронного правительства» — инициатива из той же серии.

— К сожалению, решение прекратить программу принято без общественного обсуждения, — отмечает заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский. — Минэкономразвития, курирующее «Электронное правительство», предложило программу закрыть, этот вариант обсудили на заседании правительства — и точка. Между тем, с самого начала следовало выяснить, какие услуги сами граждане хотят получать в электронном виде, как этот процесс организовать. Но власть ограничилась принятием чисто административного решения. В итоге получилось, что программа не ориентирована на конечного потребителя. Это ее и погубило.

Услуг на портале десятки тысяч, но пользоваться ими неудобно. Технологии «Электронной России», по сути, автоматизировали существующий бумажный документооборот — начиная от регистрации и заканчивая получением готовых документов. При этом возникла масса сложностей. Возьмите элементарную услугу — получение электронной подписи. Мало того, что универсальной подписи, разрешенной к использованию во всех сферах электронного документооборота, до сих пор не существует. Даже простую электронную подпись нужно получать непосредственно в госоргане, либо близкой к нему коммерческой структуре. Это ненормальная ситуация. Гражданин или юрлицо должны иметь возможность самостоятельно генерировать электронную подпись, как это делается во всем мире. Задача государства — лишь поддерживать систему идентификации. Это лишь один пример из десятков, как предоставляются в России электронные услуги.

«СП»: — Почему «Электронное правительство» потребовало таких колоссальных расходов?

— Сфера государственных информтехнологий — одна из самых коррупционных. В социологических исследованиях фонда ИНДЕМ, посвященных коррупции, респонденты прямо говорят, что откаты в ней доходят до 90% от суммы госзаказа. Это не сказки — своим информаторам и экспертам мы доверяем. Но если такой откат становится нормой — как можно сэкономить государственные деньги?!

Думаю, главная причина, по которой свернули программу «Электронная Россия» — дефицит федерального бюджета. Денег в нем не хватает на выполнение гособязательств, вот и приходится сокращать расходы. «Электронная Россия» стала жертвой сокращения, хотя не исключаю, что через некоторое время аналогичная программа снова заработает: современное государство без информатизации не может существовать…

— Формально «Электронное правительство» оказалось жертвой бюджетной экономии, но основная причина ее неуспеха в другом, — убежден руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — «Электронное правительство» — это зеркало, в котором все увидели структуру госуправления, практику ее работы, рассогласованность между министерствами и ведомствами. На мой взгляд, идея с переводом госулсуг в цифровой формат не вполне удалась именно из-за ведомственной рассогласованности.

Министерства взаимодействуют друг с другом на основании так называемых «межведомственных протоколов». В них регламентирован документооборот: каким образом, что и куда передается. Согласование протоколов подразумевает объединение баз данных различных ведомств, унификацию системы учета. Многие министерства и ведомства оказались не готовы к такому повороту, и фактически провалили программу.

«СП»: — Правительство поступило правильно, свернув программу?

— «Электронное правительство» — производная от эффективной деятельности правительства реального. Проблема не в наличие именно электронной услуги, а только в ее качестве. Не отвеченный электронный запрос так же раздражает гражданина, как и просрочка в выдаче бумажной справки, ради которой он отстоял километровую очередь.

Не думаю, что программа будет свернута полностью. 20 миллиардов потрачены не зря, с точки зрения электронной начинки все сделано достаточно квалифицированно. Теперь все зависит от повышения качества регулярной работы правительства. Возможно ли это сегодня — вопрос риторический…

— Введение электронных госуслуг столкнулось с проблемами в регионах, — уверен вице-президент Центра политических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Это необходимость создания интернет-терминалов на местах, сложности с передачей данных, а главное — отсутствие правовой базы для электронного документооборота. У нас электронная подпись работает лишь частично, ею мало кто пользуется. Соответственно, систем, которые считывают такие подписи, крайне мало. В результате, когда электронные услуги предоставлялись, гражданину все равно приходилось идти в учреждение и заполнять бланки, а затем лично забирать готовые документы. Это — объективные трудности на пути реализации программы «Электронное правительство».

Есть и трудности субъективные. «Электронное правительство» оказалось слишком дорогим удовольствием на фоне трудностей с наполнением бюджета. Кроме того, Минэкономразвития до последнего времени рассматривало программу как имиджевый проект, и активно его педалировало. Однако новый глава министерства Алексей Улюкаев стал уделять много внимания финансовой составляющей, и от проекта фактически отказались.

Думаю, от перевода госуслуг в электронный вид никто окончательно не отказывается. Но это будет делаться в рамках других, менее масштабных программ — например, Минкомсвязи. Было бы правильно сделать электронными 150−200 наиболее востребованных госуслуг. 20 сервисов, которые предполагается оставить на едином портале gosuslugi.ru — это очень мало…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня