Политика

Замыкание электронного правительства

Правительство свернуло 20-миллиардную программу предоставления госуслуг в интернете

  
8299

Кабинет Дмитрия Медведева объявил о свертывании программы «Электронное правительство». Запуск ее с 2009 года обошелся бюджету в 20 миллиардов рублей. Теперь оказалось, что деньги потрачены впустую. На едином портале gosuslugi.ru сейчас функционирует более 34 тысяч госуслуг. Из них доступными останутся только 20 самых популярных у населения сервисов.

Статс-секретарь, замминистра экономического развития Олег Фомичев объяснил «необходимость реформы» довольно странно: ведомства пришли к выводу, что невозможно перевести все федеральные, региональные и муниципальные услуги в электронный вид к 2014 году. Если продолжить мысль замминистра, раз не успели к сроку — пытаться дальше не стоит.

На деле, суть проблемы в другом. Средства, отпускаемые на «Электронное правительство», исчезали в госпрограмме, как в Бермудском треугольнике. Портал госуслуг был создан в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002−2010 годы)». Он проектировался более семи лет, и к моменту открытия 15 декабря 2009 года уже обошелся казне в миллиард рублей. Лиха беда начало — 20 миллиардов, вложенных в портал с тех пор, принесли более чем скромные плоды. Из тридцати с лишним тысяч госуслуг (945 федеральных, свыше 11 тысяч региональных и 21 тысяча муниципальных) в полностью электронном виде функционируют только 250 услуг.

Видимо, правительство устало бороться с нежеланием бюрократии становиться электронной, доступной и прозрачной — и поставило на проекте крест. К тому же, момент подходящий: бюджет секвестируют вдоль и поперек, тут не до электронных игрушек. Символично, что «Электронное правительство» похоронил премьер Медведев — фанат айфонов, айпадов и личных микроблогов. В бытность Дмитрия Анатольевича главой государства большинство крупных чиновников, равняясь на начальство, обзавелись аккаунтами в LiveJournal и Twitter. Но с приходом к власти Владимира Путина ветер подул в другую сторону. Чиновникам посоветовали оставить «общение с народом» пресс-службам. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объявил, что использование чиновниками соцсетей должно быть регламентировано. Кончина «Электронного правительства» — инициатива из той же серии.

— К сожалению, решение прекратить программу принято без общественного обсуждения, — отмечает заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский. — Минэкономразвития, курирующее «Электронное правительство», предложило программу закрыть, этот вариант обсудили на заседании правительства — и точка. Между тем, с самого начала следовало выяснить, какие услуги сами граждане хотят получать в электронном виде, как этот процесс организовать. Но власть ограничилась принятием чисто административного решения. В итоге получилось, что программа не ориентирована на конечного потребителя. Это ее и погубило.

Услуг на портале десятки тысяч, но пользоваться ими неудобно. Технологии «Электронной России», по сути, автоматизировали существующий бумажный документооборот — начиная от регистрации и заканчивая получением готовых документов. При этом возникла масса сложностей. Возьмите элементарную услугу — получение электронной подписи. Мало того, что универсальной подписи, разрешенной к использованию во всех сферах электронного документооборота, до сих пор не существует. Даже простую электронную подпись нужно получать непосредственно в госоргане, либо близкой к нему коммерческой структуре. Это ненормальная ситуация. Гражданин или юрлицо должны иметь возможность самостоятельно генерировать электронную подпись, как это делается во всем мире. Задача государства — лишь поддерживать систему идентификации. Это лишь один пример из десятков, как предоставляются в России электронные услуги.

«СП»: — Почему «Электронное правительство» потребовало таких колоссальных расходов?

— Сфера государственных информтехнологий — одна из самых коррупционных. В социологических исследованиях фонда ИНДЕМ, посвященных коррупции, респонденты прямо говорят, что откаты в ней доходят до 90% от суммы госзаказа. Это не сказки — своим информаторам и экспертам мы доверяем. Но если такой откат становится нормой — как можно сэкономить государственные деньги?!

Думаю, главная причина, по которой свернули программу «Электронная Россия» — дефицит федерального бюджета. Денег в нем не хватает на выполнение гособязательств, вот и приходится сокращать расходы. «Электронная Россия» стала жертвой сокращения, хотя не исключаю, что через некоторое время аналогичная программа снова заработает: современное государство без информатизации не может существовать…

— Формально «Электронное правительство» оказалось жертвой бюджетной экономии, но основная причина ее неуспеха в другом, — убежден руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — «Электронное правительство» — это зеркало, в котором все увидели структуру госуправления, практику ее работы, рассогласованность между министерствами и ведомствами. На мой взгляд, идея с переводом госулсуг в цифровой формат не вполне удалась именно из-за ведомственной рассогласованности.

Министерства взаимодействуют друг с другом на основании так называемых «межведомственных протоколов». В них регламентирован документооборот: каким образом, что и куда передается. Согласование протоколов подразумевает объединение баз данных различных ведомств, унификацию системы учета. Многие министерства и ведомства оказались не готовы к такому повороту, и фактически провалили программу.

«СП»: — Правительство поступило правильно, свернув программу?

— «Электронное правительство» — производная от эффективной деятельности правительства реального. Проблема не в наличие именно электронной услуги, а только в ее качестве. Не отвеченный электронный запрос так же раздражает гражданина, как и просрочка в выдаче бумажной справки, ради которой он отстоял километровую очередь.

Не думаю, что программа будет свернута полностью. 20 миллиардов потрачены не зря, с точки зрения электронной начинки все сделано достаточно квалифицированно. Теперь все зависит от повышения качества регулярной работы правительства. Возможно ли это сегодня — вопрос риторический…

— Введение электронных госуслуг столкнулось с проблемами в регионах, — уверен вице-президент Центра политических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Это необходимость создания интернет-терминалов на местах, сложности с передачей данных, а главное — отсутствие правовой базы для электронного документооборота. У нас электронная подпись работает лишь частично, ею мало кто пользуется. Соответственно, систем, которые считывают такие подписи, крайне мало. В результате, когда электронные услуги предоставлялись, гражданину все равно приходилось идти в учреждение и заполнять бланки, а затем лично забирать готовые документы. Это — объективные трудности на пути реализации программы «Электронное правительство».

Есть и трудности субъективные. «Электронное правительство» оказалось слишком дорогим удовольствием на фоне трудностей с наполнением бюджета. Кроме того, Минэкономразвития до последнего времени рассматривало программу как имиджевый проект, и активно его педалировало. Однако новый глава министерства Алексей Улюкаев стал уделять много внимания финансовой составляющей, и от проекта фактически отказались.

Думаю, от перевода госуслуг в электронный вид никто окончательно не отказывается. Но это будет делаться в рамках других, менее масштабных программ — например, Минкомсвязи. Было бы правильно сделать электронными 150−200 наиболее востребованных госуслуг. 20 сервисов, которые предполагается оставить на едином портале gosuslugi.ru — это очень мало…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня