Непростые отношения между Россией и Западом могут еще более усложниться после инцидента вокруг российского посольства в Варшаве. Не исключено, что провокация националистически настроенной молодежи 11 ноября, закидавшей наше диппредставительство петардами и поджегшей полицейскую будку охраны во время празднования Дня независимости, могла быть спланирована иностранными силами. Посол Польши в России Войцех Зайончковский уже получил из рук представителей нашего МИД ноту протеста.
Саму акцию вокруг посольства сложно назвать чисто антироссийской: толпа разгоряченной молодежи устроила много стычек на пути следования. Кстати, и польская полиция быстро предприняла нужные меры и оттеснила от нашего посольства разъяренных молодчиков.
С другой стороны, польское руководство никогда не упускало повода насолить нашей стране. Когда в Вашингтоне делали очередной претенциозный доклад о ситуации в России, из Варшавы одним из первых раздавался голос в поддержку документа. Всегда, когда шла речь о полномасштабном сотрудничестве России и Евросоюза, Польша ставила свои дополнительные условия. От позиции польских представителей страдала не только наша страна, но и другие европейские государства. Зато Польша никогда не выступала против американской политики, суть которой в Европе можно выразить принципом «разделяй и властвуй».
— Инцидент в Варшаве вокруг российского посольства я рассматриваю не просто как акцию бушующей толпы, а как подготовленную провокацию, — говорит вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. — Прежде всего, необходимо разъяснить геополитическое положение Польши. Эта страна всегда находилась на пересечении торговых путей между Россией и Европой. Всегда на пересечении торговых путей формируется государство с так называемой психологией «морской цивилизации», как занимающееся распределением созданных другими товаров. Именно поэтому Польша всегда имела особую духовную связь с центром мировой торговли Англией. Россия, Германия, как континентальные державы, всегда имели сложные отношения с Польшей. После развала блока стран Варшавского договора, Польша первой стала предоставлять свои возможности для усиления военного присутствия вблизи российских границ и соответствующего влияния на Прибалтику.
Произошедший инцидент должен продемонстрировать населению двух стран усиление напряженности между Польшей и Россией. Это делается для оправдания следующих недружественных акций. Вполне возможно, что произошедшее — подготовка к силовым акциям. Я не говорю об открытой войне, но возможны различные санкции. Инцидент стоит рассматривать как начало кампании по ужесточению давления Запада на Россию. Польша активно будет в этой кампании участвовать.
«СП»: — У России и Польши есть общие экономические интересы.
— Акция у посольства направлена не на то, чтобы ситуация спокойно разрешилась. Это — замысел высокой политики. Как это всегда бывает, от высокой политики страдают конкретные предприниматели, даже крупные фирмы. Но если драка заказана, то она заказана.
«СП»: — Как себя может повести в этой ситуации Россия?
— Сейчас Россия оказалась ведомой стороной. Провокацию устроили против нас, а нам остается только отвечать. Но возможности для реагирования ограничены. Ведь торговый транзит в Европу идет во многом через Польшу. Поэтому слишком жестких шагов ожидать не стоит. Россия попытается смягчить ситуацию, но в полной мере это сделать не удастся.
Главный научный сотрудник отдела Восточной Европы ИНИОН РАН Лариса Лыкошина отмечает, что антироссийские настроения, которые сильны в Польше, есть результат внутреннего кризиса самоопределения польского народа:
— Польское общество не едино, оно расколото. Многие польские аналитики и политологи открыто говорят, что у них в стране идет так называемая «польско-польская» война. Имеется ввиду противостояние двух основных политических сил. Одна из них представлена партией «Гражданская платформа» во главе с нынешним премьером Дональдом Туском и президентом Брониславом Коморовским. Это — умеренная прагматическая сила. Другая сторона представлена партией «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. Это более националистическая и консервативная партия. Борьба между этими двумя силами и создает атмосферу в обществе. Вовсе не обязательно, что кто-то из представителей этих партий участвовал в погроме российского посольства. Это были футбольные фанаты и крайние националисты, но они воспитаны существующей в обществе обстановкой.
Интересно обратить внимание на лозунги, которые несли демонстранты. «Долой Коморусского!», — это так называют Коморовского. Его и Туска считают пророссийскими политиками. Конечно, они пророссийской политики не проводят. Они просто ведут себя прагматично, они не настолько пропитаны антироссийскими настроениями, чтобы отвергать сотрудничество с нашей страной во всём. Но оппозиционная партия постоянно выставляет всё дело так, что президент и премьер действуют полностью в российских интересах. Поэтому Качиньский частично виновен в инциденте.
Есть в стране и более радикальные силы. 11 ноября в шествии участвовала «Всепольская молодежь». Раньше организация с таким названием существовала лишь в довоенной Польше. Во многом организация основывается на идеологии известного политика межвоенного времени Романа Дмовского. Многие его не принимают сегодня, потому что ему был свойственен антисемитизм, но памятник ему в стране стоит.
11 ноября отмечали обретение Польшей независимости в 1918 году. И Коморовский пытается проводить линию, что независимость — это достижение всех поляков. В прошлом году Коморовский проводил марш, который остановился и у памятника Дмовскому, и у памятника Юзефу Пилсудскому, и у памятников другим деятелям, помогавшим обрести независимость. В прошлом году удалось избежать столкновений, но к этому году радикальное крыло усилилось.
Приходится констатировать, что сейчас по рейтингу партия Качиньского опережает «Гражданскую платформу». Во многом росту популярности консервативных сил помогла катастрофа под Смоленском в апреле 2010 года. Ведь обломки самолета до сих не переданы польской стороне, что вызывает недоумение в обществе. Растет число тех, кто считает, что Россия рассказывает не всю правду.
Назвать инцидент в Варшаве выражением мнения всего польского общества было бы несправедливым. Но его можно назвать частью политики Качиньского. Мало кто сидит в архивах и изучает документы — люди обычно смотрят телевизор. А по нему Качиньский постоянно говорит, что Россия — это извечный враг Польши, от России ничего хорошего ждать нельзя, а нынешнее польское руководство отличается раболепием перед Россией. Созданная атмосфера активно используется экстремистскими группировками.
«СП»: — Сейчас жизнь Польши больше связана с Евросоюзом, чем с Россией. В том числе, экономические проблемы поляков.
— 11 ноября отмечалась историческая дата, поэтому не экономика, а история вышла на первый план. Конечно, не Россия стала виновницей раскола польского общества. Главная причина — разные взгляды на будущее страны.
Партия Туска и Коморовского выражает стремление сделать Польшу европейской современной страной. Но Польша есть Польша: там очень сильны свои традиции (семейные, католические, исторические). И Качиньский выставляет себя как хранителя исторической славы страны, хранителя католической веры, семейного уклада и всего того, чем Польша отличается от всего остального мира. Условно, идет борьба между консервативной линией и модернистской. И Россия в этом общественном расколе один из факторов, причем, не самый главный.
«СП»: — Сильно ли сотрудничество наших стран в экономической сфере?
— Наши бизнесмены жалуются, что поляки не очень склонны развивать сотрудничество. Хотя, начиная с 2007 года, торговый оборот растет. Экономические отношения постоянно развиваются, там катаклизмов не намечается.
«СП»: — Насколько верно утверждение некоторых экспертов, что Польшу пытаются использовать США для антироссийской политики в Европе и раскола Евросоюза?
— Основания это утверждение под собой имеет. Хотя бы потому, что в обществе нет единого взгляда на США. Качиньский считается откровенно проамериканским политиком. Коморовский и Туска больше ориентированы на Европу.
Но совсем недавно мы проиграли Польше очень серьезную битву: за Украину. Поляки всегда считали, что Украина — это сфера их особых интересов, мы, естественно, думали то же самое. На сегодняшний момент выиграли поляки. Не секрет, что стремление Киева к евроинтеграции во многом есть результат действий польских политиков.
«СП»: — Несмотря на то, что на Украине до сих пор не хотят извиняться за действия украинских националистов в Польше во время Второй мировой войне. Качиньского одновременно считают традиционалистом и проамериканским политиком. Получается, что общество само не знает, чего хочет.
— Общество знает, чего хочет. Оно всегда хочет хорошей жизни, процветания. Но нет единого мнения, кто виноват в том, что этого процветания нет. Одни считают, что надо искать недостатки в себе, другие винят во всём Россию, третьи — Германию. Поляки привыкли думать, что кто-то постоянно угрожает их независимости. Сейчас Польша состоит и в Евросоюзе и в НАТО, но внутри себя поляки чувствуют угрозу.