Как всякий читатель, не люблю многосерийную письменную полемику, но иногда можно; я на днях написал, что о выборах в Мосгордуму не стоит ни думать, ни переживать — эти выборы внутреннее дело российской политической системы, по многим причинам не заслуживающей того, чтобы волонтерствовать в ее пользу. Не Бог весть какое политологическое открытие, но на него я получил одновременно два развернутых опубликованных ответа слева и справа, и эти ответы почти идентичны — оба автора пишут, что не надо унывать и рефлексировать, всегда надо что-то делать, безвыходных ситуаций не бывает, и у оппозиции есть неплохие шансы с помощью этих выборов укрепить себя, заставить власть с собой считаться и все такое прочее.
Я не готов спорить ни с одним из этих утверждений. Да, разумеется, унывать нельзя в принципе, и лучше что-нибудь делать, чем не делать ничего, все верно, я со всем согласен. Есть только одно обстоятельство, которое заставило меня сесть за этот ответ; я пишу его, сидя за компьютером в своей комнате. На столе стоит чашка с кофе, за окном садится солнце. И вы знаете, у белого кролика были бы неплохие шансы отобрать у меня компьютер, вылить мне на голову кофе и разбить окно, за которым садится солнце. Я даю вам честное слово, что у белого кролика действительно были бы очень хорошие шансы сделать все это, но только если бы в моей комнате появился белый кролик. А так — никакого кролика нет, я сижу один и совершенно не переживаю по поводу кролика и исходящих от него опасностей. Стоит ли объяснять, почему?
Рассуждать о шансах оппозиции в России было бы разумно и интересно, только если бы в российской политике был такой субъект — оппозиция. Но ее нет, и любой прогноз, любое предложение по поводу того, как именно должна себя вести оппозиция, имеет примерно такой же смысл, как если бы мы рассуждали о том, что должны сделать в Москве, ну не знаю, динозавры или снежные люди. Наверное, они бы что-то делали, но на самом-то деле их нет!
Говоря, что оппозиции нет, я совсем не имею в виду, что оппозиция плоха — нет, совсем нет, даже если бы она была плоха, о ее шансах можно и нужно было бы рассуждать. Но беда в том, что оппозиции нет вообще. Ну вот так устроена российская политика, и это даже нетрудно объяснить: между государством и политической системой стоит жирный знак равенства, зафиксированный конституцией. Государство — это вертикаль, любая борьба за власть в самом счастливом случае может закончиться только встраиванием борющегося в эту вертикаль, как у Гарри Поттера — кубок огня всегда оказывается порталом, ты думал, это и есть победа, но приходишь в себя черт знает где и в черт знает каком состоянии — посмотрите хотя бы на Евгения Ройзмана, не говоря уже о ярославском депутате Немцове. Я по-человечески очень рад и за Ройзмана, и за Немцова, но в их нынешнем положении я не вижу ничего, что вдохновляло бы персонально меня, радовало бы меня, обнадеживало бы, вызывало бы желание им помочь — политические успехи людей, которых у нас принято считать оппозиционерами, не выходят и не могут выйти за пределы частной жизни этих людей. Пресловутого Каца понять можно — он собирается стать депутатом и, думаю, станет, потому что, по крайней мере, понимает, чего он хочет, и готов потратить на достижение своей понятной цели ближайший год. Но нельзя понять людей, которые готовы тратить год своей, персонально своей жизни на то, чтобы Кац стал депутатом. Он-то станет, а вам-то что? Посвятите этот год себе, зарабатывайте деньги, гуляйте на свежем воздухе, читайте книжки и занимайтесь спортом. Даже такая простая политическая программа принесет вам больше пользы, чем участие в чужом политическом покере. Еще раз обратите вниманиe: нет ничего ужасного в том, что вся общественно-политическая жизнь состоит из чьих-нибудь интересов, это как раз нормально. Просто интересы во всех случаях чужие. Нормальному русскому человеку в равной мере не должно быть дела ни до интересов Путина, ни до интересов Каца. О себе думать надо, вот единственная возможная политическая программа для любого рассерженного горожанина. Русские — индивидуалисты и прагматики, так и ведите себя подобающим образом; оппозиция начинается не со списка желающих стать частью вертикали, а с частных интересов каждого конкретного человека, которые сегодня в России не отстаивает никто (вот на днях нам объявили, что призывную армию в России не отменят никогда — кто-нибудь против этого хотя бы возразил?). Не знаю, как власть, но право быть оппозицией в России сегодня валяется под ногами — надо только остановиться и подобрать.
А Кацу пускай помогает Кац.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев