Вокруг экс-министра финансов Алексея Кудрина — новая интрига. По информации «Известий», председатель Комитета гражданских инициатив (КГИ) собирается вернуться в большую политику в качестве лидера новой партии. Как сообщает издание, «Центр политических технологий» Игоря Бунина, с которым сотрудничает КГИ, уже проводит исследование на предмет охвата будущей партией либерального электората, а также возможных политических перспектив Кудрина. «Мы пока не можем говорить о результатах, исследование еще не закончено», — сказал господин Бунин.
Впрочем, предположение «Известий» о намерении создать партию практически сразу опроверг пресс-секретарь экс-министра финансов Павел Кузнецов. «Это абсолютно неверно, не соответствует действительности. И абсолютно непонятно, на каком основании сделан такой вывод», — заявил ИТАР-ТАСС господин Кузнецов.
Но, как известно, дыма без огня не бывает. Причины опровержения понятны — осторожность Кудрина общеизвестна, и вряд ли глава КГИ хочет раньше времени дразнить гусей. Но нельзя отрицать, что экс-глава Минфина последнее время появляется в политическом информационном поле с завидной регулярностью. Его коллеги-отставники, лишившись постов в правительстве, обычно всплывали в каких-нибудь советах директоров. И досиживали в них до пенсии без шума и пыли. Судьба Кудрина оказалась нетипичной. Он до сих пор выглядит «тяжеловесом», способным продолжить карьеру политика.
Доказательство тому — речь Кудрина на Общероссийском гражданском форуме «Повестка дня для России», который прошел в минувшие выходные в Центре международной торговли. В выступлениях спикеры часто вспоминали главный протестный лозунг Болотной и Сахарова: «Мы здесь власть». А сам господин Кудрин призвал к отмене закона об НКО, пересмотру налоговой системы в пользу регионов, упразднению Следственного комитета, ФСКН и МВД и созданию на их базе трехуровневой полиции — муниципального, регионального и федерального уровня. Упомянул он и реформу МВД — заявил, что уже провел встречу с министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым, который, по его словам, настроен на улучшение системы.
«Мы должны уходить от вертикали власти и уравновесить ее с горизонталью общественных отношений. Без гражданского общества не сможем решить новые задачи, которые перед нами стоят», — подытожил Алексей Кудрин.
После этого пламенного выступления, плюс слов Игоря Бунина, «Известия» и сделали вывод, что форум может в перспективе оказаться площадкой для создания новой либеральной партии.
Может ли Алексей Кудрин стать новым партийным вождем, и нужна ли Кремлю еще одна либеральная партия?
— На либеральном партийном фланге действительно есть проблемы, — считает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. -«Гражданская платформа» оказались не самым удачным партийным проектом. Ее лидер Михаил Прохоров выполняет какие-то поручения Кремля, но очевидно, что для него бизнес на первом месте, а все остальное имеет подчиненное значение. Алексей Навальный также может претендовать на роль лидера либеральной партии. Но в Кремле серьезно раздумывают, какие образом не дать Навальному взять на себя весь условно-либеральный электорат, как разыгрывать карту «Навальный-националисты», и как выдавливать вездесущего Навального с политического поля.
Проблема Кремля заключается в том, что старые партии находятся в состоянии кризиса. Грядет обновление партийной системы. Стареют коммунисты, некем заменить Жириновского, на либеральном фланге «Яблоко» воспринимается как нечто архаичное. Навальный в этой ситуации может рассчитывать на большой процент голосов. Чтобы действовать активно и сохранять контроль, Кремлю нужно предлагать новые партийные проекты.
На таком фоне Алексей Кудрин выглядит вполне удобным партийным лидером. С одной стороны, он много вкладывает в общественную работу, и видно, что она ему интересна. С другой — он не харизматичный лидер, не производит впечатление человека, готового «отвязаться» и уйти в самостоятельное плавание. Наконец, для Кремля могла бы представлять интерес реинкарнация партии вроде СПС. Но не со старой колодой лидеров, которые себя скомпрометировали в глазах избирателей, а с новым лидером-технократом.
«СП»: — Насколько это интересно самому Кудрину?
— Заявления о возможном создании партии Кудрин делал еще год назад. Мне кажется, ситуация находится на развилке. Один из путей — назначение Кудрина премьером — сегодня вполне вероятен. В этом случае партийный проект с ним развиваться не будет. Другой путь — премьером остается Медведев. Тогда логично ожидать, что Кудрин — человек, раскручивающий себя как общественного деятеля, готовый к серьезным действиям — перейдет к более активной партийной деятельности.
«СП»: — Какие у Кудрина шансы стать премьером, и как скоро это может произойти?
— Судя по ряду признаков, уже до конца 2013 года Медведева могут отправить в отставку. Правительство сегодня меняется, и изменения идут не по инициативе нынешнего премьера. С другой стороны, на днях состоялось первое заседание президиума Экономического совета при президенте, в который включен Кудрин — а именно совет играет сегодня роль теневого реального правительства. Думаю, если раньше можно было утверждать, что до Олимпиады-2014 серьезных отставок в Кабмине не будет, сейчас как лимитирующий фактор Олимпиада может не рассматриваться.
Если Путин примет решение, что следует преодолевать экономические проблемы с помощью либеральных реформ и повышения инвестиционной привлекательности России — Кудрин может быть востребован в качестве премьера. Правда, в этом случае нефтегазовый сектор останется вне его контроля - им будет заниматься Игорь Сечин и ряд других доверенных лиц президента.
Но возможно, Путин примет другое решение — закрутить гайки, усилить дисциплину и налоговый прессинг. Тогда премьером может стать кто-то вроде Сергея Иванова, а Кудрин — создателем и вдохновителем новой либеральной силы.
«СП»: — Какое решение Путину ближе?
— Я бы оценил оба варианта как равновероятные. Все зависит от того, как Путин оценивает перспективу. Если он считает, что экономика пошла вниз и единственный шанс исправить ситуацию — начать новую фазу экономических реформ — премьером станет Кудрин. Прогнозировать события рационально в данном случае невозможно. Решающим фактором является интуиция Путина.
«СП»: — Если оценивать перспективы Кудрина как политика — его партия сможет «откусить» большой кусок электорального пирога?
— Я бы видел роль Кудрина не в том, чтобы играть на нашем партийном мелководье, где речь идет не о формулировании стратегии развития страны, а лишь о борьбе за депутатские мандаты. И которая заканчивается вместе с голосованием. Роль Кудрина, скорее, будет заключаться в формулировке программных вещей. Тогда уход его в партию можно рассматривать как движение на пути к премьерскому креслу. Только через один ход.
Думаю, у Путина вполне может быть двухходовой план. Сначала усиливается контроль (в премьерство условного Сергея Иванова). Тем временем Кудрин — как основатель новой партии — выдвигает ряд программных установок, и через некоторое время его призывают реализовывать программы, которые он разрабатывал на протяжении последних полутора лет, и которые будут главным отличительным моментом его партии.
Партия Кудрина не станет бороться за все хорошее против всего плохого, как делают практически все современные партии. Она будет рассчитывать на 7−8% электората, как прежде СПС. Но при этом выступать с очень конкретной программой либеральных реформ.
«СП»: — Кудрина на посту главы Минфина часто критиковали за «бухгалтерский» подход — бюджетную экономию, неукоснительное пополнение Резервного фонда. Другими словами — за стремление не развивать экономику, а жить на имеющиеся доходы. Если он станет премьером, его деятельность будет полезной?
— Кудрин был высокопрофессиональным министром финансов. Но это совсем не означает, что он может быть и хорошим премьером. Это разные функции. Один следит за тем, чтобы деньги не тратились впустую. Другой — чтобы развивалась экономика. Насколько Алексей Кудрин способен из одной роли перейти в другую — никто не может сказать.
Другое дело, Кудрин хорош тем, что это не просто индивидуальный профессионал высокого класса, а человек, у которого есть серьезная команда. Он способен расставить на ключевые посты не просто лояльных подчиненных, а осмысленных людей, которые себя проявили, разрабатывали стратегию и будут ее выполнять. Думаю, другого такого человека во власти сегодня нет. Кудрин как никто готов, став премьером, действовать без раскачки и сходу начать серьезные преобразования.
«СП»: — Почему Кудрин открещивается от идеи создания партии?
— Кудрин — системный игрок. Он сохраняет близость к Путину и потому ведет себя очень осторожно. Даже делая критические заявления, никогда не ухудшал личных отношений с президентом. Думаю, Кудрин не делает ничего, что бы шло вразрез с правилами. В данном случае, правила просты: если Кремль дает отмашку на создание партии — она будет создаваться. Кудрин ждет отмашки — развивать партийный проект или переходить в правительство?
— Кремль в принципе заинтересован, чтобы возникла еще одна либеральная партия, которую мог бы возглавить Кудрин, — уверен директор Центра политических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. — Кремль делает ставку на раскол протестного электората, и чем больше возникнет реальных либеральных партий с лидерами, которые имеют электоральный потенциал, — тем лучше.
Что касается заинтересованности Кудрина — у него есть премьерские амбиции. Другое дело, каким путем он может попасть в кресло главы правительства. Либо это путь общественной деятельности, когда на базе КГИ разрабатывается и предлагается экономическая программа, и последующее назначение его премьером. Либо путь через выборы и политическую партию.
Не уверен, что Кудрину хочется связываться с партийным проектом, поскольку это уводит его в сторону от главной цели. Считаю, явного интереса в создании полноценной партии у Кудрина нет — для него это слишком сложно.
«СП»: — Если говорить о возможном премьерстве Кудрина, сколько осталось Медведеву быть премьером?
— С сентября прошлого года по лето нынешнего на Путина оказывалось активное давление сторонниками жесткой линии. Они вынудили президента отправить в отставку Сердюкова, и вынуждают отправить в отставку Медведева, чтобы кабинет возглавил их протеже. Это будет — условно говоря — Сергей Глазьев. Или челочек со схожими взглядами, который направлял бы деньги в ВПК и на новую индустриализацию. Путину только к лету текущего года удалось выправить ситуацию — упрочить позиции системных либералов, лидером которых является Дмитрий Медведев. Разрушать сейчас этот баланс не с руки.
Хотя, понятно, правительство проводит все больше непопулярных реформ, и рано или поздно это критически ударит по его рейтингам. Тогда, возможно, будет и замена премьера…
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев