Встречу российского президента Владимра Путина с Папой Римским Франциском можно назвать беспрецедентной. Некоторые эксперты склонны оценивать ее как показатель возросшей роли России на мировой арене. Вполне возможно, что после очевидного успеха нашей дипломатии на Ближнем Востоке, в Кремле созрел план укрепить свое влияние и в католическом мире. К тому же визит совпал по времени с явным усилением сотрудничества между Папским престолом и Московской Патриархией.
Ватикан поддержал все мирные инициативы РФ по Сирии и Ирану. Папа Франциск солидарен с российским руководством в оценках многих международных событий. В частности, довольно скептически глава католиков отзывался об «арабской весне». Практически полное взаимопонимание и в такой немаловажной области, как духовные ценности народа: Папа резко выступает против разрушения семейных ценностей и однополых браков.
Вполне возможно, что в его лице наша власть может обрести союзника. Причем, союзника очень сильного. Католиков, по разным оценкам, в мире около миллиарда, а католическая церковь имеет большое влияние в Европе и Латинской Америки. Сильны позиции католических орденов и в финансовой сфере самого богатого государства планеты — США. По разным сведениям, с Ватиканом тесно связан американский могущественный клан Рокфеллеров.
К примеру, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, тесно связанный с Рокфеллерами и их банком «Джи Пи Морган», в конце 2006 года стал советником предыдущего Папы Римского Бенедикта XVI. В январе 2012 года именно как личный посланник Папы Киссинджер встречался в Москве с Владимиром Путиным.
Другой могущественный клан Ротшильдов тоже не остался в стороне от дел Святого Престола. Так, главным финансовым советником Бенедикта XVI был Питер Сазерленд, бывший руководителем Всемирной торговой организации (ВТО), президентом банка «Голдман Сакс», председателем совета директоров «Бритиш Петролиум».
Есть версия, что именно объединение этих двух кланов заставило отречься Папу Бенедикта после того, как он начал сопротивляться давлению мировых финансовых групп. А ведь финансовые активы Ватикана некоторыми экспертами оцениваются аж в два триллиона долларов.
Новый Папа Франциск выступил против военных авантюр Запада на Ближнем Востоке. И, как показала практика, оказался прав. Вполне возможно, что эти противоречия между Ватиканом и Западом решила использовать Россия. Тем более, что вместе с Путиным в Ватикан отправились министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу.
Обращает на себя внимание и заметное потепление в последнее время отношений между Папским Престолом и нашей Патриархией. Совсем недавно Папа Франциск принял руководителя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополита Иллариона. А патриарх Кирилл встретился в Москве с Миланским кардиналом Анджело Сколой. На будущий год запланированы две совместные выставки, посвященные общей христианской истории.
Особо актуальным выглядит сотрудничество христианских церквей в свете начавшихся гонений христиан на Ближнем Востоке.
Безусловно, Владимир Путин не может вмешиваться в дела церквей. Но мало кто поверит, что эта тема не стала одной из основных на переговорах с Франциском.
Хотя, видимо, предупреждая ожидания, прямо перед самой встречей Папа сделал символический жест. Впервые за всю историю католической церкви он уступил свой престол в Соборе Святого Петра другому лицу. На этом месте имеет право молиться только глава католиков, но понтифик уступил привилегию главе украинских униатов верховному архиепископу Киево-Галицкому блаженнейшему Святославу. А ведь именно на Украине существует главный конфликт интересов между Патриархией и Ватиканом.
Как говорит историк церкви, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Лисовой, никаких прорывов после визита Путина к Папе в отношениях с Ватиканом ждать не стоит:
— Культурное общение церквей возможно, а догматическое и собственно церковное — нет. Воссоединением церквей по-прежнему недостижимо. По самым разным причинам. Во-первых, у нас разная догматика. У нас и разные учения о церкви. И, что намного более важно, — разные представления о спасении. Каноническое богословие, то есть правила, на которых основано учение церкви, тоже мы понимаем неодинаково. У католиков было 25 вселенских соборов, а мы признаем только семь. Это только кажется, что мы недалеки друг от друга. Богословы говорят, что великое разделение церквей 1054 года только по Божьей милости не произошло раньше, ведь предпосылки существовали давно. А вот культурный диалог мы налаживать можем. Я лично «за».
"СП": — Есть мнение, что христианский мир пытается объединиться перед угрозой агрессивного течения в исламе.
— На мой взгляд, главная угроза исходит не от ислама. Он не так агрессивен к христианству, как антихристианские тенденции в постхристианских Европе и Америке. Главная угроза — отход всего христианского мира от идеалов христианства и христианской веры. Неслучайно Запад сам себя называет постхристианской цивилизацией. И перед лицом этой опасности пытаются найти точки соприкосновения христианские церкви. В том числе — православная и католическая.
«СП»: — Насколько значим визит Путина в Ватикан?
— Я бы сравнил визит Путина с визитом императора Николая Первого к Папе Римскому в 1846 году. Глава самого большого православного государства ведет переговоры с главой католического мира. В этом плане наступает новая эпоха во взаимоотношениях церкви и государства. Идет в некоторой степени возрождение, как говорят богословы, симфонии между империей и священством. Восточная православная церковь всегда мыслила себя внутри империи. И глава церкви — император. В этом качестве Николай Первый и ездил к Папе Римскому.
После того визита некоторые горячие головы, вроде Федора Ивановича Тютчева, стали говорить, что Папа хочет вернуться в лоно православной церкви. Конечно, ничего такого Папа не хотел. Да и Николай Первый не собирался обратиться в католичество. Сейчас проходит встреча между двумя главами государств.
«СП»: — Встреча 1846 года принесла практические результаты?
— Был заключен конкордат, который определил положение католиков в Российской империи. На высшем уровне вопросы были решены. С точки зрения того, о чем мечтал Тютчев, то есть восстановление гармонии церкви времен Константина Великого и Юстиниана, не произошло. Да и не могло произойти.
«СП»: — В последнее время всё чаще можно слышать разговоры о том, что церковь должна существовать в империи. И должен быть симбиоз светской и духовной власти. Но в современном мире такие православные страны как Греция, Румыния, Болгария и от веры не отказываются, и не думают менять республиканскую форму правления. Будучи даже членами Евросоюза.
— Это не совсем так. Греки все 500 лет, что жили под турецким игом, мечтали о восстановлении империи со столицей в Константинополе.
Что касается современного положения, то стоит учитывать, что Греческая, Румынская, Болгарская церкви очень молодые. Свою независимость они провозгласили только в XIX веке, после обретения государственной независимости. В чем им сильно помогла Россия.
У нас не было ситуации, когда в наших храмах обязаны были молиться за падишаха. А вот греки молились за турецкого султана до восстания 1820 года. Более того, во время Крымской войны Константинопольский и Иерусалимский патриархаты были вынуждены молиться за победу турецкого оружия. А у нас такого никогда не было. Бог так распорядился, что мы остались хранителями той самой симфонии церковной и светской власти, того самого устройства империи Константина.
«СП»: — Будет ли практический итог от встречи Путина с Папой?
— Я думаю, что он будет минимальным. Слишком велики расхождения. В том числе — в понимании реальных политических способов для сближения.
К примеру, почему наш Патриарх не может встречаться с Римским Папой? Папа благословил изгнание православных с Западной Украины и захват католиками-униатами всех православных храмов в наших епархиях. И пока этот болезненный для сотен тысяч православных вопрос не будет разрешен, наш глава церкви с их главой церкви встречаться не может. Когда две церкви идут друг на друга с кольями, как шли захватывать наши храмы в начале 1990-х, встречи не бывать.
Получается, что на части территории Западной Украины и в политическом и в духовном плане победил Степан Бандера. С этим Папа должен разобраться.
Руководитель Исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров полагает, что определенные выгоды от встречи Путина с Папой российская дипломатия может всё-таки извлечь:
— Римский престол как самостоятельный участник международных отношений остается очень влиятельным институтом. И влияние выходит далеко за пределы религиозных вопросов. На мой взгляд, конфликтов между Ватиканом и Россией нет. Особенно, что касается взглядов на развитие международных отношений.
Противоречия есть, но обе стороны настроены очень конструктивно на их решение. По многим проблемам наши позиции совпадают или очень близки.
Не думаю, что Путин будет говорить о проблемах христианства. Хотя у православия и католичества много сходных позиций. Но сейчас Папа важен как сторонник уважения международного права, недопущения войн. Ведь Ватикан поддержал мирные инициативы по Сирии и Ирану. И наоборот, российский МИД очень комплиментарно отзывался о мирных инициативах Ватикана. В Ватикане так же поняли, что роль России в мире растет, и поэтому с нашей страной надо сотрудничать более тесно.
Важно еще обсудить и положение на Украине, где реально существует конфликт интересов. Думаю, что Ватикан намерен эту проблему решить, искать компромисс.
«СП»: — Может, Путин хочет прославиться как объединитель церквей? Тем более, все чаще у нас говорят о восстановлении монархии.
— Я верю тем «апокрифам», которые гласят, что на вопрос о четвертом сроке Путин ответил: «Что я вам, Кощей?» На мой взгляд, Путин не хочет бесконечно находиться у власти. Тем более, Папа в России не пользуется таким авторитетом, чтобы кому-то придавать легитимность. Для Наполеона мнение Папы было важно, а у нас более авторитетен Патриарх. В целом, я отношусь к этому как к спекуляции.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, член фракции КПРФ Леонид Калашников считает, что особое значение визиту Путина в Ватикан придавать вообще не стоит:
— Я не считаю, что во встрече Путина и Папы есть что-то принципиально важное. Вряд ли он будет обсуждать проблемы взаимодействия православия и католичества. К этому надо относится просто как к государственному визиту.
«СП»: — Папа остается очень влиятельным человеком в мире. Визит в Ватикан можно воспринимать как международное признание усиления роли России в мире?
— Роль России в мире усилилась. Прежде всего, в связи с участием России в урегулировании сирийского и иранского вопросов. Но визит к Папе к этому имеет малое отношение.
Думаю, в кулуарах встречи всё равно будут подниматься религиозные вопросы. Думаю, что визит будет способствовать развитию добрых отношений между церквями, но этого нам в любом случае не покажут.
— Встречу Путина с Папой нужно оценивать в контексте нынешних политических раскладов в мире и состояния самой католической церкви, — говорит вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. — В настоящий момент католическая церковь находится в глубоком кризисе. Раньше она несла в себе идею поддержку бюрократических аппаратов, поддерживала монархии, диктаторов, вплоть до Гитлера. Условно католичество можно было назвать «саддукейской» организацией.
В настоящее время Ватикан склонился в сторону сильных мира сего. Церковь потрясают различные скандалы, связанных, в том числе, и с поведением служителей. Включая содомский грех.
Важно понимать, что нынешний Папа пришел к власти не совсем традиционным путем. То есть при жизни предыдущего Папы. Это было связано с изменением политического устройства мира. Сейчас устанавливается власть «Золотого Тельца», так сказать «фарисейская» власть, уничтожаются ессейские коллективистские тенденции. И необходимо знать, чем был Ватикан раньше.
Ватикан — не просто город-государство. Это еще и банк-государство. Для мировой власти денег это был, грубо говоря, участок сепаратизма, то есть объединение, претендующее на часть мировой власти. И предыдущий Папа Бенедикт XVI в этом главном вопросе не уступал мировой олигархии. Он прекрасно понимал, что как только католическая церковь потеряет финансовую самостоятельность, так тут же потеряет и политическую независимость. Папа Франциск, как только получил власть, стал говорить о том, что церковь договорилась с мировыми финансовыми институтами по поводу прозрачности банков. Сейчас мы имеем в лице Папы Римского не самостоятельного, а вмонтированного в мировую систему деятеля, вынужденного выполнять ее указания.
Встреча Папы с Путиным имеет несколько аспектов. Первый связан с верой. Но здесь остается много противоречий. Второй аспект — политический. Сейчас Папа не имеет независимости. В принципе, договариваться сейчас проще с Рокфеллерами или Ротшильдами, чем с Папой, который сведен до исполнителя заказов мировых сил. В этом плане контакты малопродуктивны.
«СП»: — Ватикан вопреки воли США поддержал позицию России по Сирии.
— Давайте посмотрим, чего удалось достигнуть в Сирии. Там сейчас мира нет. А война и не планировалась. Американцы просто показали силу. Но они подтащили к Сирии всего 300 крылатых ракет, которые были способны уничтожить всего до 40 важных объектов. По оценкам специалистов, их в Сирии более 1200. То есть, сосредоточенные силы не смогли бы решить никакой задачи. Сейчас Сирия лишается оружия массового поражения, которое служило сдерживающим фактором. Скорее всего, после уничтожения химоружия будет нанесен удар. И Папа Римский конечно поддержал нашу инициативу.
Мы должны понимать, что общение с Папой нам ничего хорошего не принесет. Это знали многие предыдущие поколения.
Да, Папа сохраняет влияние на общественное мнение. Но он перешел под влияние других духовных сил, что по-настоящему страшно. И какой нам толк встречаться с зависимым человеком?
Думаю, что во встрече больше был заинтересован Папа, нежели Путин. Главная задача мероприятия — вписать российскую внешнюю политику в рамки, установленные мировыми финансовыми кругами. Папа Римский никогда не был нашим союзником, на этот счет нельзя найти ни одного документа в истории.
Фото EPA/ ИТАР-ТАСС