Власти США планируют наказать команду Виктора Януковича за решение приостановить процесс сближения с Европой. В числе возможных санкций за попытку отказать «народу Украины в праве стать ближе к западной цивилизации» — запрет на въезд в США и страны ЕС как главе государства, так и членам правительства Украины, а также их ближайшим родственникам. Кроме того — замораживании банковских счетов компаний, которые с ними связаны.
Формально эта инициатива имеет общественный характер. Что позволяет американским властям соблюсти основополагающий принцип международного права, который запрещает вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Как это принято в «подлинных демократиях», правящему классу США «придется» вмешаться «по воле народа». Петиция против властей Украины размещена в разделе сайта Белого дома «We, The People» («Мы, народ»). «В том случае, если В. Янукович не подпишет на саммите Восточного партнерства 29 ноября в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС, мы потребуем применить санкции к украинскому президенту и членам кабинета министров», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте. По закону Госдеп США обязан реагировать на обращения, собравшие более 100 000 подписей.
К настоящему времени свои автографы оставили около 20 000 человек. Собрать 100 000 подписей необходимо до 26 декабря. Таким образом, перед высшей административной элитой Украины замаячила перспектива оказаться в положении «персон нон грата».
Тем временем, несмотря на демонстративное откладывание Киевом собственных евроинтеграционных перспектив, Москва с подарками не спешит. Команде Виктора Януковича пока не удается «монетизировать» очередной (уже трудно сказать — какой по счету?) геополитический разворот на 180 градусов. Последние заявления украинских властей о заключении политического «перемирия» на «Восточном фронте» не отражают реальности. Они, скорее, продиктованы желанием выдать желаемое за действительное. Так, официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов выступил с опровержением информации о пересмотре газового контракта с Украиной. Таким образом он отреагировал на заявление премьера Украины Николая Азарова о будто бы полученном согласии РФ на внесение изменений в «газовое» соглашение.
Со стороны это напоминает попытку Москвы окончательно «дожать» Украину. Как далеко намерен зайти Кремль? В этой связи вспоминается история пятилетней давности. Тогда на закрытой встрече совета «Россия-НАТО» президент России Владимир Путин намекнул, что Украина может вообще прекратить существование как единое государство. Как писал Коммерсант, обращаясь к Бушу, российский лидер в тот день сказал: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина —это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!».
Не означает ли все происходящее, что Кремль вынашивает планы вообще подтолкнуть разрушение Украины как «субъекта геополитической реальности»? Если -да, то, следует признать, и политические, и экономические предпосылки для этого созрели.
Достаточно сказать, что в настоящее время украинская экономика находится в состоянии, которое трудно охарактеризовать иначе как приближение коллапса.
По официальным, весьма политкорректным оценкам самих украинских чиновников, цена вопроса интеграции Украины в ЕС порядка 165−175 млрд долларов. Именно такой объем средств требуется для того, чтобы перестроить украинскую экономику и, прежде всего, добывающую и обрабатывающую промышленность на европейские рельсы, в соответствии с техрегламентами и стандартами ЕС.
Бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник говорит, что его стране срочно необходимы хотя бы 60 млрд долларов. МВФ на выручку не спешит, выдвигая неприемлемые для Киева условия. На помощь России он советует особо не рассчитывать.
ЕС с миллиардами тоже не торопится. Дескать, страны Еврозоны сами находятся в рецессии, и средств едва хватило на «купирование» долгового и бюджетного кризиса в странах европейской периферии. Пока дано устное обещание предоставить Киеву не какие-то фантастические 60 млрд, и даже не обещанные 15 млрд, а всего лишь порядка 1 млрд евро. И то в течение ближайших семи лет — в качестве финансовой помощи для облегчения процесса интеграции в ЕС. Это мертвому припарки.
А что по этому поводу думают эксперты?
В разговоре с корреспондентом «СП» заместитель директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько отметил, что украинская диаспора в США это вполне управляемое лобби. Этот инструмент, который задействуется только в том случае, если это соответствует интересам Госдепа США.
— Естественно, очень странно, если бы петиция против Януковича поступила, скажем, от албанской диаспоры или от какого-нибудь американского чиновника. Но когда ее готовят американские граждане украинского происхождения, это выглядит более естественно. Дескать, украинцы требуют навести порядок на своей исторической родине.
«СП»: — Насколько серьезную угрозу для Януковича представляет это требование?
— Думаю, что в большей степени это мера представляет информационно-психологическое воздействие. Сегодня против Украины ведется психологическая война. Приведу такой пример, с помощью украинских телеканалов к гражданам страны напрямую обращаются еврокоммисары. От радикальных призывов они воздерживаются по одной простой причине — здесь и так есть свои «пастухи», которые ведут «баранов». Европейцы скорее апеллируют к иррациональным умонастроениям и ожиданиям. Людям внушили, что сразу после подписание соглашения об ассоциации с ЕС на Украине наступит эпоха процветания и благоденствия.
«СП»: — Чем-то напоминает «культ Карго»
— Действительно, на тихоокеанских островах в свое время жили туземцы, которые верили в то, что однажды к островам приплывет флотилия кораблей «белого человека» с товарами. Причем, они будут раздаваться бесплатно. Европейские комиссары апеллируют к таким эмоциональным установкам, убеждая граждан Украины ради будущего изобилия самим оказывать давление на Януковича. В свою очередь, с призывами выходить на улицы, штурмовать здания спецслужб и бить стекла в госучреждениях выступают уже местные политики.
«СП»: — Отсутствие продвижения по вопросу о новом кредите, бескомпромиссная позиция в «деле Тимошенко». Кажется, власти ЕС сделали все возможное, чтобы Янукович отказался от подписания соглашения об ассоциации…
— Здесь важно учитывать ценностно-цивилизационный аспект. В частности, его выразил такой деятель как Радослав Сикорский. Министр иностранных дел Польши не апеллирует ни к экономическим, ни даже к политическим аргументам. В том духе, что Украине пора «войти в лоно европейской цивилизации». На самом деле мотивация европейского политического и предпринимательского истеблишмента вполне очевидна. Дело в том, что Украина представляет собой громадный рынок сбыта.
«СП»: — Если это так выгодно зайти на него и вытеснить Россию, то зачем было превращать фигуру отдельно взятого политика (Тимошенко) в «камень преткновения»?
— Сделав свое дело, переходная элита всегда устраняется с политической арены. Для этого необходимо подобрать ей замену. На Украине в этом качестве выступает Тимошенко.
«СП»: — То есть «мавр» еще не успел сделать свое дело, а ему уже подбирают замену?
— Собственно говоря, это и отрезвило Януковича. Подписать соглашение с ЕС (то есть поступить против воли своего электората) а затем еще и выпустить из тюрьмы главного конкурента с ореолом мученика, это было бы сродни политическому самоубийству. Я бы сказал, что европейцы были слишком самоуверенны. Они зря рассчитывали на то, что Янукович не отвертится от евроассоциации. Брюссельская бюрократия рассчитывала, что все условия будут выполнены.
«СП»: — И тут у Януковича сработал инстинкт самосохранения…
— Евросоюз ведь ассоциируется не только с культом процветания, но и с представлением о правовом государстве. Якобы здесь самые справедливые суды в мире, неукоснительно соблюдаются права человека. При этом как то не принято вспоминать, что государства, которые составляют ядро ЕС, успешно развалили Югославию. Затем участвовали в коллективной агрессии против этой страны и отторжении ее территории. Не будем забывать, что европейские «общечеловеки» активно поддержали интервенцию против Ливии. А буквально совсем недавно едва не вступили в войну с законным правительством Сирии. Никто не говорит о том, что на территории бывшей Югославии сегодня создается радикальное исламское государство в лице Боснии и Герцеговины.
Освобождение Юлии Тимошенко, самого известного заключенного на Украине, было бы сильным пиар ходом. С прицелом на триумфальное назначение на высший государственный пост. В такой ситуации перед Януковичем в полный рост замаячила перспектива предстать перед специально созданным для него очередным «гаагским трибуналом».
«СП»: — Несмотря на объявленный украинскими властями мораторий на вступление в зону свободной торговли ЕС, Москва не торопится встречать «блудного евроинтегратора» с распростертыми объятиями
— Я не вижу ничего странного. Кремль готов предоставить большие скидки, льготы и преференции. Однако, для этого недостаточно, чтобы Украина просто отказалась от евроинтеграции (к тому же временно). Все перечисленные выше бонусы полагаются, если Киев присоединиться к тому же ТС. Я бы сказал, что это абсолютно логично и рационально. Нетрудно предположить, что украинские элиты скоро вступят в интенсивный торг с ЕС и США. Чтобы выбить для себя очередные льготы или добиться от МВФ смягчения условий по предоставлению внешних займов. С другой стороны, Киев попытается выторговать у России скидку к цене на газ, и сохранит российский рынок для украинских товаров.
В течение около двух лет правящие круги Украины будут «нагуливать» политический и экономический жирок. Отсрочка нужно не для того, чтобы полностью отказаться от евроинтеграции. Просто, чтобы не вызвать социальный взрыв. А когда Украина в очередной раз развернется в сторону европейской «семьи народов», Кремль рискует остаться «у разбитого корыта». То есть без Украины и денег, потраченных на ее удержание. Вот почему российское руководство не торопится пересматривать цены на газ. По принципу, хотите скидки — вступайте в Таможенный союз. Вплоть до установления цен на уровне внутрироссийских.
«СП»: — А может быть, Кремль просто решил идти до конца и дожимает «самостийный проект»?
— Чтобы принять такого рода решение, нужно проявить политическую волю. Сценарий дезинтеграции Украины имеет высокие риски. Хотя его и нельзя исключать. Пока Кремль предпочитает вести осторожную (но при этом достаточно эффективную, как показали последние события вокруг Сирии) политику. Часть украинской элиты удалось убедить в том, что ассоциация с ЕС — самоубийство. Однако, «разбрасываться с вертолета пряниками» пока явно преждевременно.
По большому счету, многие уступки уже были сделаны. Так, Россия авансом оплатила транзит российского газа через украинскую ГТС до 2015 года. При этом украинская задолженность по оплате за газ и по кредитам, которые выдавали российские банки, составляет более $30 млрд. По сути, мы до сих пор спонсируем украинскую экономику. Просить о новых преференциях, когда вы еще не расплатились по старым, бессмысленно.
«СП»: — Не получится ли, что режим Януковича благодаря послаблениям «переведет дух» и с обновленными силами вернется на «европейский рух»?
— На мой взгляд, жесткий вариант был бы оптимальным. Следовало бы потребовать скорейшего присоединения Украины к интеграционным проектам с Россией. И только после этого вести разговор об экономических скидках. Для того, чтобы реализовать эту стратегию, нужна твердая, но, одновременно, тонкая игра дипломатов и политиков.
Главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов обращает внимание на то, что решение приостановить процесс евроинтеграции не вытекает из мировоззрения президента Украины.
— Скорее это стало производной внутриполитических интриг и сложившихся экономических условий. Нужно дождаться пока Янукович вернется из Вильнюса. Еще неизвестно, какая пчела его может ужалить накануне. Вдруг в последний момент он передумает, да и подпишет договор об ассоциации. Возможность для взаимодействия между Киевом и Москвой появится лишь после того как Янукович вернется с пустыми руками.
«СП»: — Каких действий со стороны РФ следует ожидать в этом случае?
— Тогда, не исключено, встанет вопрос о пересмотре газовых соглашений. Правда, скорее всего, ценовая скидка будет не очень значительной. Но в то же время достаточной, чтобы население Украины почувствовало облегчение от смены внешнеполитического вектора с прозападного в пользу РФ. Потому что уход в сторону России мотивирован не только идеологически, но и экономически.
По-видимому, в ближайшее время начнется более активная интеграция наших экономик. Уже сегодня работают интеграционные схемы, по которым, скажем, наши ракетостроители из Подлипок взаимодействуют с днепропетровским «Южмашем». Эти производственные цепочки будут разрастаться. Аналогичные процессы будут происходить в атомной промышленности, самолетостроении, энергетической и металлургической сферах. Понятно, что не одномоментно. Все детали будут утрясаться в ходе переговоров. У меня есть предчувствие, что в дипломатическом представительстве РФ на Украине произойдет кадровая пересменка. Наконец, будет активно наращиваться двусторонний товарооборот. Например, украинские шоколадки уже вернулись на наш рынок. Пойдите в детские сады и увидите, что детишки бегают чумазые, измазанные украинским шоколадом.
Собственно говоря, это один из тех притягательных аргументов, которые поманили Януковича в сторону России. Так что Бог с ними, американцами. Сбор подписей, обсуждение возможности введений санкций это обычный пиар. Мало ли в США общественных организаций. В любом случае дело сделано.
«СП»: — Но ведь украинские власти подчеркивает, что европейский интеграционный вектор остается неизменным
— Опасность очередного антироссийского поворота, безусловно, существует. Я вам больше скажу — чисто теоретически есть возможность (и опасность), что сама Россия вступит в НАТО. Но я не думаю, что вероятность такого развития событий велика. Важно создать эффект необратимости. Если газовый вопрос и восстановление разрушенных совместных технологических цепочек будут решены, то Украина будет привязана к российской экономике. И разорвать эту связь будет чрезвычайно сложно. Отказавшись от евроинтеграции Янукович стал заложником России. Потому что западэнцы теперь рассматривают его как предателя и персону нон грата. Плюс не будем забывать про Тимошенко, которая сидит в тюрьме. Это делает главу Украины полностью зависящим от русского фактора.
Директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что нельзя делать далекоидущие выводы на основании заявления официального представителя Газпрома.
— Насколько я знаю, г-н Куприянов не пресс-секретарь Кремля. К тому же в том, что он сказал, нет никакой крамолы. До того момента, пока контракт не исправлен, он действительно остается в силе. Но этот факт не исключает, что на самых разных уровнях (включая самый высокий) могут продолжаться обсуждения. Попытка дезавуировать высказывание Азарова заявлением Куприянова выглядит достаточно странно. Это разновеликие фигуры. С одной стороны председатель правительства страны, а с другой, пресс-секретарь корпорации (хотя бы и государственной).
Сталкивать их между собой означает идти в русле «оранжевых» политтехнологов на Украине, которые хотят в эти дни создать максимальные сложности для украинских властей. В тот самый момент, когда они приостановили процесс втягивания Украины в орбиту влияния Запада. Не секрет, что украинские евроинтеграторы сегодня выступают за отставку президента и премьера. Они пытаются выставить национальное руководство недалекими людьми и коррупционерами, которые действуют в личных интересах. Я бы не хотел принимать в этом участие. Тем более, что это совершенно очевидно- на всех встречах руководителей двух стран речь непременно заходит о газовом вопросе. Хотят этого в Газпроме или нет.
«СП»: — Сделав один шаг, Украина пока воздерживается от следующего. Имеется ввиду присоединение к Таможенному Союзу. Нет ли опасности, что Янукович по своему обыкновению замрет в многовекторной позе? Вряд ли такой расклад устраивает Москву
— Естественно. При этом отказ Украины от вхождения в зону свободной торговли с Европой высоко оценивается Москвой. Мы бы понесли ущерб от собственных защитных мер, если бы были вынуждены их применять. А мы бы пошли на это. Потому что нельзя обещать и не делать. Очевидно, что мы бы пережили проблемы, связанные с ответными санкциями, легче, чем Украина. Но они нам не нужны. Вот почему даже возвращение к многовекторности для нас позитивное событие.
Но это далеко не все, что мы бы хотели видеть. Россия окажет Украине помощь. Однако, ее объем это дискуссионный вопрос. Другое дело, что мы не можем заплатить за неподписание соглашения с ЕС больше, чем мы готовы отдать за присоединение к Таможенному союзу.
Фото EPA/ИТАР-ТАСС