Правительство Московской области по требованию Министерства строительного комплекса отказалось строить у себя новый жилой квартал для нелегальных мигрантов, ожидающих депортации на родину. В домах временного проживания могло бы разместиться до 400 человек. Теперь они отправятся ждать билетов домой в депортационном центре, который разместится в «новой Москве».
«Жители территорий, присоединенных к Москве летом 2012 года по инициативе президента Медведева, готовы временно принять ожидающих отъезда на родину трудовых мигрантов» — так мог бы выглядеть подзаголовок к этому материалу еще недавно — до Бирюлева. Сейчас уже вряд ли готовы. Напомним, что первый такой центр, вызвавший крайне неоднозначную реакцию в обществе и ныне не существующий, был открыт летом этого года в Гольяново.
Есть четкое ощущение, что Бирюлево провело черту между временами, когда проблему нелегальной миграции еще можно было решить «малой кровью», и новой порой, когда она уже может вызвать кровь большую, реальную. Эксперты сходятся во мнении, что российский рынок дешевой рабочей силы из Средней Азии и Закавказья перенасыщен, власть, на словах декларируя борьбу с этим, на деле сама поощряет его рост из-за коррупционной выгодности. А местные уже вовсе не хотят жить с приезжими, причем не только бок о бок, в соседних подъездах, но даже если те будут находиться в отгороженном «анклаве».
Даже самые либеральные и толерантные вполголоса уже произносят нехорошее слово «гетто». Причем для кого предназначены эти гетто, для «них» или для «нас», тоже уже не так очевидно.
Мухаммад Амин, президент Федерации мигрантов России
— Пока, насколько я знаю, это лишь инициатива. По данным ФМР, строительство этого «города» в новой Москве должно закончится к 2015 году. Всего же федеральные власти планируют создать 81 такой анклав.
«СП»: — В чем смысл создания таких поселений? Почему подлежащих депортации нелегальных мигрантов не выдворяют за пределы России сразу?
— Это вопрос к Федеральной миграционной службе. На строительство таких городов и на саму депортацию выделяются хорошие деньги. Провести операцию, задержать приезжих, потом кормить их, покупать билеты домой… Билет на одного человека стоит примерно 7 тысяч рублей, а указывают обычно около 30 тысяч. Чиновники умеют составлять правильные отчеты. Открываются большие возможности.
Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
— Прежде всего нужно отметить, что сама депортация, при любом количестве таких «городков», вопрос принципиально не решаемый — ни финансовыми, ни административными, полицейскими способами. То есть попросту невозможно всех, кого надо, депортировать, всё государство должно работать только на это. Дальнейшее развитие идеи депортации ведет в тупик.
«СП»: — Но эти поселения чем-нибудь могут быть полезны?
— Другое дело, что сами по себе поселения для мигрантов с точки зрения организации труда, человеческих условий жизни — неплохая идея, но именно для тех, кто живет и работает в стране легально. Такое города нельзя было бы даже назвать «анклавами», если они были нормально организованы. Привычка решать проблему с помощью депортации говорит о том, что власть может работать силовыми методами, но совершенно провалено планирование рынка труда. У нас избыточное количество мигрантов, в то время как в концепции государственной миграционной политики прямо сказано, что без мигрантов мы не сможем. То есть самим правительством создается колоссальный поток приезжих, это естественный результат государственной политики, и поток этот наращивается коррупционными составляющими, в том числе рабской эксплуатацией труда. В итоге чего государство-то хочет: подкормить коррупционеров или все-таки действовать в интересах коренного населения? Поэтому дело не в депортациях, еженедельных уже практически поправках к миграционному законодательству и даже не в общей истерике по этому поводу.
«СП»: — То есть государство прямо говорит, что без мигрантов мы не обойдемся, и в то же время депортирует их?
— В концепции государственной миграционной политики, принятой в июне прошлого года, именно так и сказано. Дальнейшая реализация этой политики, мешающей нормальной организации труда для коренных жителей, будет вести к вымиранию местного населения ради экономической выгоды предпринимателей.
«СП»: — Возвращаясь к «анклавам»: в последнее время много говорится также о том, что если поток трудовых мигрантов нельзя уменьшить, то нужно стараться хотя бы социально, культурно интегрировать их в местные городские сообщества. Разве раздельное проживание приезжих и коренных не помешает этому?
— У нас на самом деле в этом вопросе все очень запутано, и это опять же выгодно для коррупции. Если человек едет в Москву подработать на полгода, то зачем ему интегрироваться? А если же люди приезжают на постоянное жительство, с целью получения гражданства, то это уже другая категория мигрантов, и есть такие механизмы, как государственная программа оказания содействия добровольному переселению в РФ.
Вячеслав Поставник, директор Фонда «Миграция 21 век»
— Есть известная процедура: устанавливают личность человека, выносят решение о его депортации; нужно оформить документы, купить депортируемому билет и так далее — это не может произойти мгновенно, нельзя же сразу везти его в аэропорт. С другой стороны, для депортации нелегального мигранта не нужно решение суда. Но пока идет подготовка, его нужно поместить в какой-то центр.
«СП»: — То есть по сути это временное ограничение свободы человека без решения суда?
— Не надо путать, ожидающий депортации человек все-таки не приравнивается к заключенному. Он просто не может сам никуда выехать, а так у него должны быть нормальные бытовые условия, и для этого как раз и нужны такие «города». Так принято во всем мире, и эти меры адекватны характеру совершенного нелегальным мигрантом правонарушения.
Из США в год депортируют примерно 400 тысяч человек, из Азербайджана 10. А мы — всего 8 тысяч, при нашем огромном количестве приезжих. Можно сказать, что последние шесть лет проблемой мы просто не занимались. Еще в 2006 году активно обсуждалось, что нужно строить департационные центры временного содержания, но с тех пор ровным счетом ничего не сделано: сейчас у нас этих центров всего на 1400 человек по всей стране.
Вы даже не представляете, насколько ситуация глупая. Еще в том же 2006 году правительством Москвы обсуждались проекты вот этих легковозводимых гостиниц для трудовых мигрантов, уже были чертежи, готовые решения. Прошло семь лет, но ничего не сделано. Объяснить это чем-то, кроме как непрофессионализмом и безответственностью власти, я никак не могу.
«СП»: — Но ведь собираются строить еще 81 подобный пункт.
— Собираются, но государство все уже «проспало». Это один из общепринятых мировых методов по борьбе с нелегальной миграцией: депортация. Сейчас ситуация дошла до крайности, народ возмущен, никто уже эти «городки» не хочет видеть. Проблема запущенная.
Но только это ни в коем случае не значит, что надо превращать эти поселения в тюрьмы, где над приезжими будут издеваться
Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ