«Цветные» революции становятся угрозой № 1 для стран Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Об этом заявил в минувший четверг генсек организации Николай Бордюжа.
По его словам, предпосылкой любой «цветной» революции является «сформировавшаяся или подготовленная продвинутость общества в области так называемых демократических прав при отсутствии достаточной прочности властных структур». А способом осуществления — давление на власть, которая деморализуется и лишается контроля над ситуацией. В результате происходит «полная или частичная дезинтеграция государства, замена государственного руководства на лояльные режимы, установление над страной внешнего контроля».
Бордюжа отметил, что движущей силой таких революций становится молодежь, а непременным условием — «инфраструктура в виде многочисленных и финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций».
В рамках «круглого стола», организованного ОДКБ (в нее входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), эксперты озвучили ряд мер по борьбе с подобными моделями смены власти:
— создать координационное бюро ОДКБ по информбезопасности, контент и инструменты контрпропаганды, в которой должны быть задействованы все участники евразийской интеграции;
— предложить новый идеологический проект на базе ценностей консерватизма;
— создавать собственные НКО, не боясь, если в чем-то их позиция расходится с официальной;
— выработать правовые механизмы защиты информпространства шести стран и основы системы противодействия информационно-психологическому давлению извне на их население.
В каких постсоветских республиках могут вспыхнуть очередные «цветные» революции, и можно ли их предотвратить?
— Кремль не в первый раз пытается найти рецепт противодействия «цветным» революциям, — отмечает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. — После «оранжевой» революции 2004 года на Украине российская власть стала активно создавать прокремлевские молодежные движения, которые бы могли противостоять антивластной молодежи. Теперь речь идет о попытке создать новую идеологию, способную противостоять «цветным» идеям.
Мне кажется, такие меры не способны привести к успеху. Проблема в том, что если общество поляризуется, как это произошло на Украине, предпринять практически ничего невозможно, кроме попыток склеить расколовшиеся половинки. Противостоянием — на уровне молодежных организаций или идеологических платформ — многого не добьешься, нужна кооптация, а не конфронтация. Пока, к сожалению, необходимость смены тактики не дошла до Кремля.
«СП»: — На выборах президента Украины в 2015 году возможно повторение «цветного» сценария?
— Думаю, да. Украинское общество глубоко расколото, и эта проблема никуда не ушла. Более того, «цветной» сценарий может возникнуть даже раньше, если дело дойдет до досрочных выборов.
«СП»: — Каким еще постсоветским республикам грозит «цветная» революция?
— Наибольшие риски такого сценария, безусловно, в республиках Центральной Азии. Там имеет место подпольная радикализация и исламизация общества. Радикальные исламисты вытеснены из системы принятия властных решений, но обладают широкой поддержкой. В случае смены власти — а это неизбежно в силу старения лидеров республик — возможно и гражданское противостояние, и развитие событий по сценарию если не «цветных» постсоветских революций, то по образцу «арабской весны»…
— К нам приближается «центрально-азиатская весна», вслед за идущей «арабской весной» и начинающейся африканской, — согласен и президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Но не стоит смешивать с ней «цветные» процессы, идущие в Грузии, на Украине, и даже в Азербайджане.
Понятно, у украинско-грузинских процессов есть внешние симпатизанты и оппоненты, но в целом ситуация развивается более-менее предсказуемо. В республиках Центральной Азии все гораздо хуже, поскольку ключевым в регионе является фактор политического ислама, и связанного с ним терроризма. Обстановку осложняет наркотрафик, а также религиозная и этническая вражда, которая выливается в резню целых общин, как было при погромах узбеков в Киргизии.
«СП»: — Что может спровоцировать начало «весны»?
— Главная предпосылка «весны» — в центрально-азиатских республиках грядет смена власти. Президент Узбекистана Ислам Каримов неизбежно уйдет из жизни, а о подготовке преемника до сих пор и речи нет. Если говорить о геронтологических процессах, высоки шансы смены власти и в Казахстане. Но Нурсултан Назарбаев как человек мудрый активно работает на внутриполитической арене, чтобы обеспечить после своего ухода длительное существование страны, которую он фактически основал.
С Каримовым этот сценарий не проходит. Узбекский лидер предпринимает жесткие, брутальные меры против всякого, кто покушается на его власть, и тем самым множит оппозицию.
В республике много исламистов, здесь очень сильны позиции «Хизб ут-Тахрир» (организация, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме, целью которой является восстановление исламского образа жизни и исламского государства-халифата; в 2003 году признана Верховным судом РФ террористической). Вообще, Ферганская долина — настоящий ящик Пандоры. Да, каримовские силовики там все задушили, когда в 2005 году начался Андижанский мятеж (поводом к нему послужил судебный процесс над 23 местными бизнесменами, которых обвиняли в участии в запрещённых фундаменталистских организациях), он продемонстрировал, что закручивание гаек добром не кончается. Поэтому первым, на мой взгляд, взорвется Узбекистан.
А штабом «центрально-азиатской весны», по всей видимости, станет Киргизия. Недаром еще год назад в республике открыли свои посольства Катар и Саудовская Аравия. Для штаба исламистов республика подходит идеально. Дело в том, что сейчас Киргизии как государства де-факто не существует, это заповедная разбойничья зона, где правят территориальные кланы и наркомафия.
Аналогичная ситуация в Таджикистане. Там исламисты делают, что хотят, поскольку граница с Афганистаном практически свободна. Под вопросом и ситуация в Туркменистане, где свои клановые проблемы и исламистов тоже довольно много. Местная КГБ докладывала еще Туркменбаши, что в республику мышь не проскочит. Тем не менее, исламисты там прекрасно укоренились — сработала афганская метода их провоза по пути следования большегрузных автомобилей через Иран.
Думаю, «веселье» начнется уже в 2014 году, когда американцы уйдут из Афганистана. Талибы в этом случае двинутся на север, и выбьют оттуда исламистов. А дальше возникнет эффект домино: исламисты пойдут через Таджикистан на Киргизию и Туркменистан — и каша заварится. Ничего хорошего это нам не сулит.
«СП»: — Как на эти события реагируют основные игроки?
— Американцы говорят, что все хорошо — в Центральной Азии идет демократический процесс. Европейцы повторяют то же самое. При этом и те, и другие, как оглашенные, воруют из денег, выделяемых на афганское урегулирование. Китай укрепляет свою собственную границу, и проводит зачистки в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Местное среднеазиатское начальство либо отдает себе отчет, что происходит, и ведет превентивную работу по пресечению любых попыток путча, как в Казахстане, либо закрывает глаза на происходящее, как в Киргизии, либо уничтожает конкурентов, как в Узбекистане.
Что касается России, определенная работа по предотвращению негативного сценария проводится: с республиканскими администрациями, по линии госбезопасности, в рамках ОБКБ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Достаточна ли она? С моей точки зрения — нет, но она и не может быть достаточной. Нет и гарантий, что «весну» удастся предотвратить. Но, по крайней мере, у российского руководства есть четкое понимание, что происходит в регионе — это уже неплохо…
— Причина «цветных» революций в том, что на постсоветском пространстве доминируют наследники советского режима и советской бюрократии, — считает один из лидеров «Левого фронта» Гейдар Джемаль. — Можно сказать, это издержки советского режима, который в ряде республик обрел форму авторитаризма. Именно этот фактор создает предпосылки для «цветных» революций. Потому что — независимо от того, нравятся эти режимы Западу или нет, — они представляют собой анахронизм. И зачастую сценарий смены власти имеет только два варианта: либо «цветная» революция, либо революция образца 1917 года. Не знаю, что в данном случае является меньшим из двух зол…
Фото Дмитрий Чеботаев/ РИА Новости