
Губернатора Петербурга Георгия Полтавченко опять «отправили» в отставку. Об этом сообщали, кажется, все городские и федеральные СМИ. Правда, не прошло и трех часов, как последовали опровержения. Некоторые со ссылкой на Кремль. Мол, самые близкие к президенту люди утверждают, что «ничего подобного нет и быть не может».
Сам генерал-губернатор тоже не стал отмалчиваться, дав понять: нынешняя работа ему нравится, втянулся, но за кресло держаться не собирается.
«Меня так увлек этот процесс (губернаторская служба — авт.), так много проблем и вопросов, которые необходимо решать, — сказал Георгий Сергеевич журналистам, — при этом понимаю, что надо уже определяться, идти ли на выборы, и когда идти. Думаю, что такое решение приму».
Слухи о досрочной отставке, равно как и о досрочных выборах главы Северной столицы появляются в Питере не в первый раз. Полтавченко, помнится, едва заступил в августе 2011-го на пост в Смольном, а в кулуарах уже вовсю шли разговоры: «не засидится, временщик», «сам скоро уйдет, не его это дело»
Но вот пошел уже третий год его службы «главным по Питеру», а он не уходит. И не снимают его. Разве что вот эти странные слухи, словно кто-то специально вбрасывает их. С чего бы это? А, главное, к чему?
Задала эти вопросы одному из старожилов Законодательного собрания Петербурга депутату Алексею Ковалеву. Он представляет в городском парламенте фракцию «Справедливая Россия» и считается не то чтобы оппозиционно, но достаточно критически настроенным к градоначальнику.
— Кто регулярно распускает слухи об отставке губернатора Полтавченко для меня не секрет, — сказал Алексей Анатольевич. — Это, безусловно, настроенные против него люди. Даже, целые группы людей. Таковых в городе немало. Большинство — представители бизнеса, которым он «прищемил хвосты», не позволяя хапать, как они мечтают «всё, везде и без разбору». А он сам, будучи в свое время назначенным к нам президентом страны, хочет быть избранным легитимно, реальным большинством горожан. Или — уйти, если петербуржцы предпочтут кого-то другого.
«СП»: — А самим горожанам нужны эти выборы? По-моему, все устали уже от нескончаемых избирательных кампаний.
— Это потому что у нас всегда перебор с кандидатами. Поди тут, разберись, человеку далекому от политики, за кого голосовать! Это в США, в Великобритании всё просто: есть две партии, есть определенные традиции. Устали от левых? Голосуем за правых. Потом — наоборот. Мы как всегда и во всем и тут ищем свой собственный путь. Очевидно одно: градоначальников нужно именно выбирать, а не назначать. Возможно это при двух условиях: доступности всех партий к участию в избирательной системе, и такой организации выборов, когда разного рода «подставы», подтасовки исключены. Соблюдаются у нас такие условия? Судя по думским выборам 2011-го и президентским 2012 — нет.
Сейчас вроде что-то должно измениться. Кремль, судя по последним заявления президента Путина, стремится придать избирательной кампании хоть какой-то антураж честности. Пример с недавними досрочными выборами мэра Москвы тому свидетельство. Сергей Собянин баллотировался там, если помните, как самовыдвиженец, и лично проследил, чтобы главный, как считалось, его оппонент Алексей Навальный был непременно зарегистрирован, участвовал в кампании. А слово «вроде» я употребил тут потому, что не очень понятно, как в реальности всё будет сделано. В смысле честности и не подкупности всей избирательной системы. Михаил Горбачев когда-то тоже ратовал за честность. Для чего придумал некие партийные собрания. Думали для того, чтобы лучше узнавать кандидатов. Получилось — удобно отсеивать на них неугодных. По такому же примерно сценарию «работают» избиркомы у нас и сейчас: на неугодных, оппозиционно настроенных к власти потенциальных кандидатов, старательно ищут компромат, цепляются ко всему. Вспомните недавнюю ситуацию в Петрозаводске, когда в последний момент сняли с гонки главного соперника действовавшего градоначальника — только за то, что якобы неправильно были оформлены подписные листы.
«СП»: — Со слухами и с выборами понятно. А как быть с кандидатами?
— Что касается кандидатов на возможных досрочных выборах губернатора Петербурга, то они есть. И на мой взгляд, весьма подходящие. Скажем, Оксана Генриховна Дмитриева. Опытный политик, знающий экономист. И она уже дала понять, что готова баллотироваться на пост главы города. У неё, насколько я знаю, очень неплохой рейтинг среди питерцев, и программные наработки имеются - экономические, социальные.
Между тем, всё в том же политическом закулисье называют совсем другие имена «вместо Полтавченко» — Игоря Артемьева и Дмитрия Козака. Нынешних госслужащих «кремлевского» ранга. О Козаке, к слову, много говорили и летом 2011-го, как только стало известно о переходе Валентины Матвиенко на работу в Совет Федераций. А потом неожиданно для всех на арену вышел генерал Полтавченко. Так что слухи, имена — не более чем гадание на кофейной гуще.
Тогда возникает вопрос: зачем вообще всё это нужно? Все эти досрочные избирательные компании, немалые финансовые затраты? Эти многослойные политические игры с назначением, потом переизбранием? Ведь происходит подобное не только в Петербурге, но по всей стране. Этакое броуновское движение первых лиц российских регионов. Может, так Кремль понимает ротацию кадров, которых в необъятном нашем государстве хронических не хватает?
— Действительно, есть во всем этом некий скрытый смысл, — считает Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Социологического института РАН РФ. — Потому что видимые основания для досрочных выборов губернатора Петербурга отсутствуют. Рейтинги у Георгия Полтавченко стабильны, никаких падений не наблюдается.
«СП»: — Стабильно высокие?
— Нет, с первых месяцев работы на берегах Невы у него сравнительно невысокие положительные рейтинги. Однако и отрицательные совсем низкие. Он в этом отношении уникум. Согласно нашим исследованиям, большинство петербуржцев относятся к нему нейтрально. Можно сказать, равнодушно. Но я бы сказала — спокойно, так точнее. Он сам по себе человек не видный, или — невыразительный, кому как удобно. Понятие пиара для него, похоже, чуждо. И слава богу! Потому что наш мегаполис явно устал от харизматичных персон. Собчак, Матвиенко — хватило! Теперь отдыхаем. Выиграть у него выборы может в такой ситуации только очень яркий лидер. Такая персона, как Артемьев, которому прочат кресло в главном кабинете Смольного, точно не пройдет. А Козак давно воспринимается питерцами как федеральный политик, то есть, чужак.
«СП»: — Не в пользу Полтавченко могут сказаться протестные настроения в обществе…
— А в Петербурге они довольно слабые. Людей, готовых выйти на митинги, очень мало. Если только эти митинги не связаны с проблемами миграции, транспорта, то есть, чисто бытовыми.
«СП»: — А что скажете о возможных его оппонентах на возможных досрочных выборах?
— Как я уже сказала, это должны быть очень яркие личности. И обязательно известные горожанам. Среди таковых несомненно Оксана Дмитриева, нынешний депутат Госдумы РФ. Она, кстати, имела неплохие шансы во время предыдущих избирательных компаний, в частности, когда баллотировалась Валентина Матвиенко. У неё были высокие рейтинги. Но сама сняла свою кандидатуру.
Немногим уступает ей известный российский бизнесмен Михаил Прохоров. Неожиданно, да? А в наших опросах среди петербуржцев его фамилия фигурирует достаточно часто.
«СП»: — Некоторые политологи считают, что рейтинг Полтавченко не имеет особого значения. Как и его желание (или нежелание) быть губернатором.
— Всё зависит от президента РФ Путина. Который, как утверждается, с вероятностью в 90% оставит Георгия Сергеевича сегодняшнем на посту.
На самом деле всё решает даже не президент, а элита. Та небольшая образованная и преимущественно состоятельная часть общества, которая тем или иным способом влияет на расклад политических сил в отдельном регионе, в стране в целом. Если они недовольны губернатором, то будут искать своего кандидата. И будьте уверены, найдут. После чего активно начнут проталкивать во власть.
«СП»: — Но голосовать-то будет не только элита, весь народ!
— Да. На который обязательно станут пытаться влиять. И ведь сильно влияют. Не в полной мере удалось это недавно разве что в Петрозаводске. А в Москве вполне, всё там прошло по плану. У нас в социологии это называется «петлей возврата». Элита определенным образом воздействует на электорат, как бы ища у него опору. И, как правило, находят.
Фото Алексей Никольский/ РИА Новости