Методы черного пиара, обычно применяющиеся для дискредитации коммерческих конкурентов, становятся инструментом «заказа» одних чиновников в отношении других. Пример использования подобных технологий можно разглядеть и в откровенной диффамации главы Росмолодежи Сергея Белоконева.
За последний месяц в ряде популярных российских изданий появилось сразу несколько статей, в которых деятельность Белоконева рассматривается исключительно с отрицательной точки зрения. Одним из последних «выстрелов» стала статья в «Известиях», где со ссылкой на нескольких анонимных источников в правительстве критикуется предложенный Росмолодежью черновой проект Стратегии развития молодежной политики до 2025 года. Несмотря на то, что в окончательном виде Стратегии еще нет, а сейчас идет только сбор предложений и обсуждения документа, публикация характеризует его в крайне ангажированном тоне. Дескать, такое мог написать только студент-троечник.
На себя обращает внимание, что все статьи написаны будто под копирку. Мол, никаких успехов в работе у Росмолодежи нет, во время организации лагеря «Селигер» пропадали государственные деньги… Публикации, скорее всего, подписаны псевдонимами: под большинством материалов стоят сочетания распространенных имен и фамилий, не узнаваемых в журналистском сообществе.
Но, как говорится, ничего не может быть тайным, что не стало бы явью. Некоторые блогеры в интернете заподозрили в заказе информационной травли Белоконева высокопоставленного сотрудника администрации президента Тимура Прокопенко, который занимается в своем ведомстве курированием медиа.
Версия блогеров выглядит вполне логичной. Ранее Прокопенко занимался молодежной политикой, и он вполне может быть заинтересован в подрыве авторитета Белоконева. В этой версии настораживают две вещи. Во-первых, что слишком уж топорные и бесхитростные приемы применяются якобы сотрудником администрации президента. «Белоконев и пустота», «Берия как идеал Росмолодежи?»… Одни заголовки говорят о том, что возможные инициаторы публикаций решили особо не напрягаться на счет методов и использовать давно апробированные инструменты «информационных войн».
Во-вторых, если дела обстоят так, как заподозрили блогеры, то для политической системы и российского общества и это плохой звонок. Чего ожидать в дальнейшем, если сейчас сотрудник администрации президента Тимур Прокопенко подозревается в «заказе» кампании против главы федерального ведомства по делам молодежи.
Как говорит бывший зам председателя комитета по молодежной политике администрации Санкт-Петербурга, одна из бывших лидеров «Молодой Гвардии Единой России» Надежда Орлова, за всеми разногласиями между чиновниками сложно углядеть заботу о будущем страны:
— Нашей стране очень не хватает государственной стратегии по молодежной политике. Для чиновника любого уровня важно, чтобы под те или иные программы были заложены деньги в бюджет. Пока нет госстратегии, каждый регион самостоятельно определяет суть молодежной политики. Кто-то принимает несколько программ, кто-то этому вообще не уделяют внимание. В одном месте молодежные проблемы объединяют со спортом, а в другом — с культурой, в третьем — с дополнительным образованием. Принятие стратегии определит правила игры для властей разного уровня. Но, пока чиновники ссорятся, конкретным молодым людям, молодым семьям власти не могут помочь с решением конкретных проблем.
Но, как считает заместитель директора Института инновационного развития политолог Дмитрий Родионов, ничего удивительного здесь нет:
— Чиновники выясняют между собой отношения при помощи самых простых механизмов. Эти технологии применяются уже несколько лет. Так что ничего нового я в компании против главы Росмолодежи не вижу.
«СП»: — Блогеры пишут, что за ней мог стоять Тимур Прокопенко.
— Это вполне возможно. Я не могу с полной очевидностью утверждать, что это именно его инициатива. Когда говорят, что за той или иной информационной волной кто-то стоит, это вовсе не означает, что это его идея и его креатив. Проблема в том, что у нас работают по одной и той же схеме, с одними и теми же людьми и с одними и теми же идеями. И даже если на какую-то должность приходит новый человек, то он продолжает работать с тем же человеческим и идейным капиталом, что достался ему от предшественника.
Конечно, технический прогресс не стоит на месте. На смену ЖЖ пришли Фейсбук и Твиттер. Но подходы к использованию средств распространения информации остаются старыми. Так что ничего принципиально нового мы не увидим.
«СП»: — О чем может говорить такой стили работы?
— Я наблюдаю за методами власти в информационном пространстве уже много лет. Могу сделать вывод, что СМИ пытаются использовать всегда одинаково. Причем эти инструменты используют так же, как их использовали во времена, когда единственными источниками информации были гостелеканалы и газеты. Так называемые креативщики к электронным СМИ, социальным сетям и блогам относятся так же, как относились раньше к ТВ. Но это вызывает только отторжение у людей, интересующихся политикой, у среднего класса.
Координатор Форума левых сил и секретарь Коммунистического союза молодежи Денис Зоммер тоже не видит ничего удивительного в том, что сотрудники кремлевской администрации могут использовать методы черного пиара:
— На многие должности у нас подбирают не по профессиональным навыкам, а по степени лояльности тому или иному начальнику. И они привыкли к тому, что назначения и снятия происходят в результате различных интриг и информационных компаний.
«СП»: — Как можно охарактеризовать такие информационные компании?
— Люди, их устраивающие, не умеют творчески мыслить. Поэтому и статьи на одну и ту же тему выглядят однотипно, будто писаны под копирку.
«СП»: — Чего ждать дальше от подобных методов работы?
— По большому счету, общество и не замечает всех этих информационных войн. Оно смотрит на них и думает: «Ничего удивительного, обычное поведение пауков в банке». Ведь насущных проблем граждан все эти «разборки» практически не касаются.