Консерватизм, несмотря на декларации государственных идеологов и заявления политиков, выглядит для Москвы чаще всего неискренним, потому и мертвым. Другое дело — регионы.
Накануне новогоднего праздника, 28 декабря, по центру Воронежа маршем прошли местные национал-патриоты, держа в руках зажженные факелы и портреты погибшего в Чечне солдата Евгения Родионова и убитого уже после окончания войны полковника Юрия Буданова, и баннер «Русские герои чеченской войны — вы не забыты!» Ранее, в марте 2013 года, такая акция уже проходила в Воронеже. Сходные идейные настроения существуют и в других регионах нашей страны, но почему-то подобные акции проходят лишь в столице Черноземья. Хотя, этот регион не назовешь особенно близким к местам боев на Северном Кавказе.
Баннер «Герой России — полковник Буданов» на улицах Воронежа, в какой-то степени это порождение тех настроений, которое в российском общество вызвала информации об открытии в Чечне Рамзаном Кадыровым мемориала в Дада-Юрте, посвященного чеченкам, в годы Кавказской войны решившим уйти на тот свет, прихватив с собой жизни русских солдатам. Информационный шум ограничился в Москве депутатским запросом депутата (по странной случайности — от Воронежа) Госдумы Алексея Журавлева, после которого вскоре последовала его пресловутая драка с коллегой — обладателем золотого пистолета Адамом Делимхановым. А вот на родине Журавлева витающие в обществе умонастроения выражают куда более открыто.
Последний раз внимание российских СМИ и блогосферы оказалось прикованы к этому региону 22 июня прошлого года. В тот день в Прихоперье около тысячи донских казаков — тех самых мужчин в форме императорской России, которых в Москве все привыкли воспринимать не иначе как безобидных «ряженых» — сломали стальные ограждения и сожгли бытовки и буровые вышки в лагере геологов. Разработчиков никелевого месторождения в окрестных населенных пунктах многие уже прямо именовали убийцами природы Прихоперья. Не раз вспыхивали драки между протестовавшими казаками и бойцами ЧОПа из лагеря геологов.
О бунте угнетенных капиталом граждан, о восстании традиционалистов против идущих с Запада веяний десятилетиями грезили в столице, в редакциях национал-оппозиционных изданий, эти лозунги подхватывали исчезнувшие уже почти к нынешнему дню нацболы и АКМовцы. Реализовали революцию в отдельно взятом месте в итоге неожиданно для всех донские казаки под царскими знаменами с «Адамовой головой», усиленные националистами из квачковского «Народного ополчения имени Минина и Пожарского». Последние прибыли на сбор борцов с никелем и со своими знаменами, и с огромным баннером «Будущее принадлежит нам» в цветах имперского флага, который несут по Волгограду участники ежегодных Русских маршей 4 ноября.
Российские консерваторы в последнее время не раз обсуждали — ставя в пример — марши сторонников традиционных семейных ценностей во Франции и Сербии. В Париже на это мероприятие, напомню, не раз выходило до миллиона человек — в том числе родители с детьми. Что-то подобное, между тем, проходило по инициативе «снизу» и в России — и опять же, в Воронеже. 4 ноября 2013 года по его центральному Проспекту Революции прошел массовый (по данным организаторов, собравший до 1200−1300 человек) «Марш семьи», организованный местными протестантами, к которому могли примкнуть все желающие. Ранее, 30 января прошлого года, объявленный на Никитской площади пикет секс-меньшинств был сорван занявшими площадь сотнями националистов, скандировавших «Русские, вперед!» и «Слава России!». «…В январе 2013 года в Воронеже образовался новый ресурс, новый бренд. Воронеж вошел в федеральные СМИ под лозунгом «Воронеж — не Содом», — позже отметит координатор местного «Народного Собора» Евгений Мазепин, участвовавший в организации и акции против пикета секс-меньшинств, и маршей памяти героев Чеченской войны. Статус «оплота нравственных и традиционных ценностей» Мазепин предложил продвигать в качестве одного из брендов Воронежа за его пределами.
В вышедшем в октябре 2012 года докладе Центра стратегических исследований (ЦСР) прогнозировался спад протестной активности Москвы и, соответственно, ее переход в регионы. События 2013 года — бунты в Пугачеве, Арзамасе, дополненные событиями в Бирюлево. Этот район столицы, как справедливо отметил Станислав Апетьян, «не совсем Москва… он фактически изолирован от остальной части города и скорее напоминает ПГТ (поселок городского типа) где-то в Рязанской области».
Эксперты ЦСР в своем докладе задавались вопросом, какую же идеологию воспримут в качестве оформляющей их действия активисты протестов в регионах. Судя по событиям 2013 года, протесты будут окрашены в национал-консервативные тона.
Фото: Михаил Фомичев/ РИА Новости