На сей раз с идеей выйти всей страной на работу уже 2 января выступил лидер ЛДПР Жириновский. Мотивация Владимира Вольфовича проста: это помогло бы поднять производительность труда. Разумеется, начинание поддержки не получило.
Надо сказать, что подобные инициативы регулярно появляются накануне очередных новогодних праздников, однако всякий раз оказываются встречены в штыки думским большинством. Причем каждый раз эти инициативы исходят от разных политических сил, позиции которых меняется из года в год. Так, шесть лет назад тот же Жириновский критиковал подобную идею, выдвинутую лидером справедливороссов, тогдашним спикером Совфеда Сергеем Мироновым. Тогдашняя позиция главного либерал-демократа звучала так: «С праздниками у нас все хорошо, достаточно». Любопытно, что с предложениями о сокращении новогодних каникул выступали и некоторые единороссы. Даже Владимир Путин в бытность премьер-министром говорил: «Праздники у нас — затяжные новогодние. Вполне можно было бы сделать так, чтобы ограничить все рождественские праздники, скажем, точно 7 января — Рождеством. А все, что накапливается дальше, — переносить, скажем, на май, чего люди хотят». «Я думаю, что для здоровья это тяжеловато» — резюмировал он.
Характерно, что тема эта в Думе хоть и не табуирована, но всегда гарантированно натыкается на непонимание и отторжение, кто бы ее ни поднимал. Такое же неприятие она встречает и в народе. Собственно говоря, на высказывания Жириновского я обратил внимание, только прочитав соответствующие отзывы в Фейсбуке. Приводить их не буду: они действительно соответствующие и не очень приличные. Думаю, тут можно говорить о реакции большинства населения, а не только так называемого «креативного класса», который хотели лишить зимнего отдыха на теплых морях. Даже те, кому такой отдых не светит по классовым соображениям, категорически против лишения возможности любого отдыха.
Кстати, надо отметить, что таковых все же подавляющее большинство населения, и их досуг не отличается оригинальностью, слова Путина о вреде такого отдыха для здоровья отнюдь не преувеличение. Про то, что большинство из тех, у кого нет финансовой возможности уехать хоть куда-то, все каникулы празднуют, а попросту — банально пьют, у нас в стране знают не понаслышке. Новогодние каникулы у нас не зря называют «пьяной неделей». Особенно красочно вам об этом расскажут наркологи и работники скорой помощи, для которых это всегда самые напряженные дни в году. Вроде бы разумные доводы, мол, никто никого не заставляет пить, не действуют. Заставляют: привычка, особенности национального менталитета, климат, низкий уровень жизни — огромная куча факторов.
К тому же чрезмерное употребление алкоголя в новогодние каникулы — только одна из вредных составляющих длительных праздников. Неделя ничегонеделания оказывает также негативное воздействие на морально-психологическое состояние граждан. Неудивительно, что, когда несколько дней подряд видишь в окне один и тот же унылый (в той же Москве, учитывая особенности погоды в последнее время — в самом прямом смысле слова) пейзаж, возникает ощущение подавленности, и вставать из-за стола совсем не хочется, что влечет за собой еще и нарушение диеты. Кроме того, происходит сбой биоритма организма, в результате, по наблюдениям психологов, на восстановление уходят обычно 1−2 рабочих дня, в ходе которых, надо понимать, производительность труда граждан близка к нулю, как и 31 декабря, когда большинство делает вид, что работает, а мыслями своими уже находится дома у елки.
При этом мало кто из граждан добровольно откажется от длительных выходных. Напротив, большинство будет с пеной у рта защищать свое «священное право». Разумеется, тот политик, который посягает на это право — просто кощунник, какие бы доводы он ни приводил. Священная корова — вот, что такое новогодние каникулы в России. И защита ее приносит определенные политические дивиденды. Так депутаты-справороссы, инициаторы попытки сокращения числа выходных в 2008-м году, отмечали, что «давно бы уже протолкнули этот законопроект, если бы не отчаянное сопротивления думского большинства, принадлежащего известно какой партии». «Не надо трогать праздничные дни. Этим надо заниматься, когда делать будет нечего — в более благополучное время» — так прокомментировал тогда же позицию «Единой России» Андрей Исаев.
Напомню, что при советской власти праздничным днем было только 1 января, а в называемых сегодня «лихими» 90-х — 1 и 2. Лишь с середины 2000-х годов праздничными стали дни с 1 по 5 января, которые в последствие слились с Рождеством, породив невиданный для России и мира непрерывный праздник длинною в неделю. Рекорд был установлен в 2012 году — с 31 декабря по 9 января.
Видимо, для того, чтобы показать избирателям, как власть заботится о священной корове под названием «Новый год», как защищает ее от посягательств всяких супостатов, и звучат год от года из разных уголков Думы призывы положить конец беспрецедентной практике, которая по ряду показателей, мягко скажем, не способствует ни укреплению здоровья или просвещению общества, ни росту экономических показателей. Это и есть «пряник», призванный отвлечь возмущение от политического и социального кнута «кнута». Пустяки, что ввели рабский Трудовой кодекс и отменили льготы. Не беда, что практически все завоевания социализма в стране ликвидировали, а платная медицина и образование уже становятся реальностью? Зато у народа теперь есть «Пьяная неделя». Народ должен пить и радоваться. И хвалить свою мудрую и заботящуюся о нем власть.
Да, кстати. На Украине, которую мы так стараемся втянуть в Таможенный союз, выходными считаются только 1 и 7 января. Видимо, увеличение каникул — это пока единственный реальный «плюс», который мы можем предложить украинцам. Только вот почему-то в уже состоящих в ТС Белоруссии и Казахстане праздничными остаются лишь 1 и 1−2 января соответственно. Может, стоит сделать выводы?
Фото Артем Житенев/ РИА Новости