По мнению ряда экспертов в области безопасности, Олимпиада в Сочи будет не только самой дорогой в истории, но и самой закрытой. Практически со всей России в город с декабря свозят сотрудников полиции, причем, тем, кто не желает ехать добровольно, грозят увольнением. Нести службу в столицу Олимпиады отправляют даже работающих в органах внутренних дел матерей-одиночек.
В самом Сочи полиция живет в спартанских условиях полубараков на окраине и в город выбирается только для несения службы. Большинство сотрудников, кстати, чтобы люди в форме не бросались в глаза, переодевают в волонтеров.
Головную боль для полиции и сотрудников спецслужб представляют не только террористы, которые уже записывали видеообращения с угрозами в адрес участников и гостей игр, но и политически неблагонадежные граждане. Репрессии в отношении них идут буквально по пути эстафеты Олимпийского огня.
И если в Воронеже только во время самой эстафеты был задержан гей-активист с радужным флагом, а у защитников Хопра от добычи никеля жестко вырывали плакаты, то в Ростове решили действовать превентивно, поэтому еще до самого дня прибытия Олимпийского огня несколько суток ареста получили местные активисты «Другой России» и «Русского сопротивления» Павел Нагибин и Аркадий Зыков, а также координатор «Левого фронта» Владислав Рязанцев.
Не пускать неблагонадежных в Сочи было решено с помощью так называемых паспортов болельщиков. Без них, как уверяют организаторы игр, нельзя будет попасть не только на соревнования даже при наличии купленного билета, но и в бесплатные фан-зоны, а также на любые другие мероприятия, проводимые в рамках Олимпиады.
Подобное новшество для Олимпийского движения уникально. Ничего подобного не было ни в Москве в 1980 году, ни в Пекине в 2008-м, хотя исламские террористы призывали тогда граждан мусульманских государств, приехавших в Китай, не ездить в общественном транспорте. Более того, паспорта можно трактовать и как нарушение Олимпийской хартии, в которой сказано только об аккредитациях и удостоверениях участников игр, а не болельщиков.
Для посещения соревнований в Сочи паспорт болельщика оформляется для всех без исключения, включая детей после двух лет. В соответствии с правилами, Оргкомитет игр на свое усмотрение может отказать гражданину в получении паспорта, и тогда ему компенсируется только сумма, потраченная на покупку билетов. Никаких причин, по которым болельщику не выдается документ, в правилах не указано, а Оргкомитет не обязан ничего объяснять тем, кто оказался отрезанным от праздника спорта.
Одним из тех, кому было отказано в получении паспорта болельщика, стал известный гражданский активист Николай Левшиц, участвовавший в организации многих протестных акций:
— Я потратил на билеты 1400 рублей и хотел пойти на соревнования по санному спорту, плюс собирался определиться на месте, куда еще можно сходить. Кроме того, мне нравится смотреть соревнования с болельщиками других стран на большом экране.
«СП»: — Деньги за билеты вернут?
— Да, с заявлением нужно приехать в кассы, его образец там имеется.
«СП»: — Как вы думаете, почему вас не пускают на Олимпиаду?
— Во-первых, у меня были задержания на протестных акциях в Москве. Во-вторых, я был очень активным волонтером в Крымске и уже два года жестко критикую губернатора Ткачева и его администрацию.
«СП»: - Кто еще из гражданских активистов получил СМС с уведомлением от отказе в получении паспорта болельщика?
— Насколько я знаю, отказ получили активист РПР-ПАРНАС Александр Батурин, проживающий, кстати, в Сочи, и еще один член этой партии из Тольятти Андрей Балин.
К слову, у Батурина тоже имеются административные задержания, а сам он пишет в соцсетях, что отказ произошел «из-за Навального».
Ранее Оргкомитет Олимпиады отказал в посещении соревнований сочинцу Семену Симонову. Он является координатором Сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал». Правозащитник считает, что ему отказали из-за работы по защите прав мигрантов, строивших спортивные объекты в Сочи.
Также не поедет на Олимпиаду из-за отсутствия паспорта болельщика депутат Воткинской городской думы Вячеслав Ипатов.
Официально Оргкомитет случаи отказа никак не комментирует. Однако на условиях анонимности его сотрудники говорят, что каждый болельщик пробивается по всем базам данных спецслужб, в том числе и по базе Центра Э, наличие его в этих базах является поводом для отказа в праве на посещение олимпийских мероприятий.
Кстати, в Сочи уже работает бизнес по помощи в получении паспорта болельщика. Нет, конечно, оппозиционному активисту не помогут, но вот тем, кто хочет сэкономить на билетах, но попасть в фан-зону, могут помочь обладатели нескольких билетов на соревнования, «сдав в аренду» хотя бы один из них. Стоимость услуги 500−1000 рублей.
Мировая практика отказов в посещении спортивных соревнований существует. Например, известные своим буйным нравом британские футбольные фанаты не могут посещать стадион не только в своей стране, но и за рубежом. Для этого британские власти передают черные списки организаторам крупных футбольных турниров. В то же время по каждому фигуранту такого списка есть мотивированное решение суда.
В России же списков спортивных хулиганов нет, зато есть списки политически неблагонадежных граждан и различные базы данных спецслужб, законность существования которых вызывает сомнения. По ним, как говорится, и работают.