Ситуация на Украине начала развиваться по ближневосточному сценарию. По крайней мере, события каирского Тахрира начала 2011 года повторились точь-в-точь. Вплоть до убийств на центральных улицах города. Есть схожесть и с ливийским сценарием: на западе Украины власть практически полностью захватили противники президента Януковича, а восток страны продолжает поддерживать главу государства и отправляет своих сторонников в Киев.
По последним данным, с начала беспорядков погибло не менее 64 человек, 551 госпитализирован. Министр внутренних дел приказал раздать сотрудникам милиции огнестрельное оружие. При этом сам Янукович проявляет явную слабость. Можно сделать вывод, что постоянные уступки президента не привели для него ни к какому положительному результату. Только сделали нелегитимным в глазах европейского общественного мнения. Ведь ответственность за все жертвы, естественно, западные лидеры возлагают на него, как это уже было в тех же Египте, Ливии, Сирии.
Сегодня уже мало кто сомневается, что Янукович потеряет свой пост. В случае новых выборов власть в стране захватят радикальные «украинизаторы». Но с этим вряд ли смирятся жители юго-восточных областей. С одной стороны, они, довольно пассивные, могут смириться с новой властью. Одни собственники предприятий просто сменятся на других, но рядовые граждане по-прежнему смогут ходить на работу на свои заводы. С другой, языковая и культурная экспансии вряд ли оставят людей равнодушными.
— В четверг я был в Киеве, сейчас направляюсь в Харьков. На дороге несколько сожженных автобусов — сторонники Майдана нападают на те автобусы, подозревая, что в них едут в Киев сторонники власти, — рассказал «СП» киевский политолог, лидер Всеукраинского объединения «Боротьба» Сергей Киричук. — На дорогах есть посты милиции, а есть альтернативные посты из оппозиционеров, которые досматривают автомобили. На трассах сложилось двоевластие.
В Киеве началась паника. К банкоматам выстроились очереди, люди снимают все сбережения. Из супермаркетов смели все продукты. Уже третий день не работает киевское метро. И поступила информация, что скоро будут заблокированы мосты через Днепр, то есть город будет полностью блокирован, не будет подвоза продовольствия. В Киев не могут попасть бензовозы, уже закрылись все заправки. Было нарушено железнодорожное сообщение.
Министр внутренних дел Захарченко разрешил применение огнестрельного оружия. Но оно уже было применено, применено майданщиками. Есть погибшие милиционеры с огнестрельными ранениями. И я думаю, что у министра просто сложилось безвыходное положение. Я не думаю, что оружие будут применять для расстрелов, скорее всего, будут стрелять точечно. Просто милиционерам очень сложно удержать оборону на стратегически важных участках.
«СП»: — Получается, что майданщики заставили город с населением свыше четырех миллионов жить по своим законам.
— Именно так. Есть прозападный социолог Ирина Бекешина, она симпатизирует Майдану. Но даже по ее данным в центре столицы только 12% киевлян, все остальные приехали из западных областей. Многие киевляне очень недовольны Майданом, хотя много и тех, кто ему сочувствует. Украинское общество глубоко расколото, оно травмировано. Раскол проходит по языковым линиям, конфессиональным.
На мой взгляд, давление, оказываемое Западом на украинские власти, приведет к падению администрации Януковича, досрочным президентским и парламентским выборам. В том или ином виде будет победа Майдана.
Но именно тогда и начнутся настоящие события. Либералы начнут заниматься экономикой, не справятся с ситуацией. Думаю, что Майдан-3 не за горами.
«СП»: — Некоторые говорят, что Украину ждет ливийский сценарий.
— Я не могу предсказать события. Но я не думаю, что Украина готова к гражданской войне. На мой взгляд, всё закончится компромиссом элит. Есть олигархи, которые выступают посредниками между властью и оппозицией, они финансируют обе стороны конфликта.
До последнего времени Сергей Левочкин возглавлял администрацию президента. Он — ставленник олигарха Фирташа. Фирташ поддерживал партию Кличко, финансировал Майдан. Я думаю, что олигархи заинтересованы в стабилизации.
Думаю, что сейчас в парламенте проголосуют к возвращению Конституции 2004 года, по которой Украина — парламентская республика. Будет возвращение к этакому олигархическому клубу, где Верховная Рада становится игровым столом для разного рода олигархов.
«СП»: — Как меняется идеологический настрой общества?
— Общество заметно правеет. Это произошло благодаря стараниям абсолютно всех политических сил. Во-первых, 20 лет они вели оголтелую националистическую риторику, во-вторых, пытались использовать ультраправых для решения собственных задач. Изначально партия «Свобода» была создана для дискредитации Тимошенко, потом для борьбы с Яценюком. Но постепенно партия набрала силу и из маргинальной превратилась в респектабельную, буржуазную. А силы правее «Свободы» — это настоящие нацисты, но они имеют медийную поддержку.
При новых выборах в парламенте будут преобладать майданщики. Но даже если выборов новых и не будет, всё равно Янукович предлагает радикалам посты в правительстве. Даже если всё закончится компромиссом, то этот компромисс будет очень похож на победу Майдана.
Политолог из Крыма Сергей Кулик считает, что в случае падения нынешней власти страну может ждать гражданская война. Причем не только между жителями западных и восточных областей, но и внутри каждого региона.
— Я не думаю, что Юго-Восток страны воспримет новый диктат западенцев. В 2004 году люди стерпели, как-то смирились. В этот раз не смирятся, учитывая нынешний уровень насилия в Киеве. Могу сказать только, что единой Украины уже больше нет.
«СП»: — Что может быть дальше?
— Дело в том, что майданщиками движут идеологическими мотивами. Если бы они только продвигали свою экономическую модель, то это была бы другая ситуация. Они пытаются навязать идеологический диктат. Он противоречит мировоззрению Юго-Востока страны.
Некоторые говорят, что опасения по поводу начала гражданской войны необоснованны. Я думаю, что это не так. Единой страны и раньше не было, но как-то удавалось сохранить формальное единство.
«СП»: — Неужели области будут воевать друг с другом?
— Пока цементирующим фактором остается сам Янукович. Его отставка или гибель будет означать конец легитимной Украины. Я лично к нему отношусь негативно, но признаю, что он легитимный президент. Но после него может начаться парад суверенитетов.
После Олимпиады вмешается Россия. Крым, где я живу, был всегда в зоне пристального внимания Москвы. Но и у нас есть фактор раскола: татарский. Во что он выльется, тоже никто не знает.
«СП»: — То есть, даже русскоязычные области имеют внутри себя массу противоречий.
— В Крыму 20% населения — крымские татары. Они тоже неоднородны. Некоторые из них настроены пророссийски, сторонники евразийской интеграции. Другие — больше мечтают о возвращении Крымской Народной Республики образца 1918 года, хотя вслух пока об этом и не говорят. Они хорошо поддерживаются Польшей, Евросоюзом, Турцией. Выросло и новое поколение, которое привыкло жить в независимой Украине. Противоречий много.
Я лично не буду доволен расколом Украины. Но если возникнет такая ситуация, то нам некуда будет бежать, кроме как обращаться за помощью к России.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев