Сейчас, когда рассеялась хотя бы часть пыли над центром Киева, в высоких кабинетах и Верховной Раде, можно сделать некоторые выводы. Разумеется, они будут весьма поверхностными, поскольку отталкиваться в любом случае можно только от неких косвенных составляющих. Далеко не всё известно о тех процессах, которые предшествовали ключевым событиям в украинской столице, да и сама развязка, если она вообще наступила, позволяет лишь с некоторой долей вероятности судить об итогах.
Есть совершенно очевидные вещи. Украина устала от президента Виктора Януковича. Его рейтинг вряд ли можно было считать высоким. Он случайно выиграл, поскольку его оппоненты не сумели сгруппироваться. Но те, кто его поддерживал, получили много разочарований за период его правления. Людей раздражали коммерческие аппетиты его сына. Он слишком обогатился, это вызвало упреки даже со стороны белорусского лидера Александра Лукашенко.
Для России Янукович «своим» тоже никогда не был. Достаточно вспомнить моменты, связанные с российским миротворческим контингентом в Приднестровье. Украина неоднократно блокировала военные авиаперелеты и поставку вооружений, требуя всё это согласовывать вначале с Кишиневом. Во времена Януковича случались инциденты с задержанием украинскими спецслужбами представителей российской разведки в Одесской области. Была масса нюансов, которые при пристальном внимании можно охарактеризовать как недружественные жесты в адрес Москвы.
Да, русскоязычным бросили в 2012 году кость — в виде языкового закона, который допускал делопроизводство на русском языке в регионах, и в итоге в 13 регионах так и случилось. Победившие на Евромайдане силы этот закон, замечу, отменили. Но и после отстранения от власти Януковича образовалось много мелких деталей, демонстрирующих, что Украина при нём старалась проводить самостоятельную стратегию, направленную на отрыв от России. Не известно, что в конце концов подтолкнуло Януковича в сторону от Соглашения с ЕС. Он долго этого хотел и добивался. Но, наверное, победил традиционный вопрос для украинских политиков — «кто нас будет кормить?». И когда выяснилось, что у Евросоюза в ассортименте есть «удочки», Янукович отшатнулся в сторону России, где вместо «удочки» стоял Путин, с большой сверкающей рыбой в руках. И Янукович не удержался. Соблазнился и прыгнул к рыбе.
И общество взорвалось. Януковичу припомнили всё — и сына, и коррупцию, и деградацию всех сфер общественной жизни.
Случились акции протеста, где люди искренне возмущались. «Боже, сколько правды в глазах государственных шлюх», — пел Юрий Шевчук. Как раз на похожую тему. Людям надоел цинизм власть предержащих, их бесконечное метание и поиск выгоды.
Митинги, однако, ничем не угрожали Януковичу. Они могли послужить прелюдией для следующих парламентских-президентских выборов. Где Янукович, конечно же, проиграл бы. Но вмешалась «третья сила», которая ускорила все процессы. Это, разумеется, вначале Корчинский, а затем — «Правый сектор» с одной стороны, и отдельные украинские чиновники, которые в моменты казалось бы уже стухшего протеста внесли свою лепту по его разжиганию. Вспомните избиение журналистов, после которого снова миллион вышел на площадь. Сколько раз подбрасывали дрова в уже, казалось бы, затухший костер Евромайдана!
И «штурмовые отряды» «Правого сектора», и странные решения чиновников по спонтанному усилению репрессий против митингующих — всё это звенья единой стратегии. В таких вопросах специалисты имеются лишь в одном ведомстве — это украинские спецслужбы. Аппарат спецслужбы, подчинявшийся формально власти, но, как оно часто бывает, начинающий собственную игру, когда власть деградирует. Можно допустить, что СБУ на определенном этапе уже имитировала свою активную деятельность по защите власти, прекрасно понимая, что происходит, куда катится ситуация. И, скорее всего, спецслужбы «сыграли дурака» перед Януковичем. Подсказывали ему неверные решения, давали неверные оценки. Переворот могли устроить спецслужбы. А чиновники в силовых ведомствах, которые резво раздавали провокационные приказы, да и пресловутые «штурмовики» на баррикадах — это инструментарий спецслужб. Чернорабочие заговора.
Произошла смена кланов. Которая, с одной стороны, устроила Запад. С другой стороны, успокоила ли она тем самым Запад? Конечного замысла ведь и на Западе могут не знать. Например, рассосутся ли «штурмовики» так же внезапно, как они возникли ниоткуда. Или останутся в игре, и Ярош пойдет на президентские выборы, а «штурмовые отряды» будут теперь на Украине как «Братья — мусульмане» в Египте. То есть, станут головной болью для нынешних кураторов официального Киева. Особенно, когда экономика начнет сыпаться. А это, пожалуй, главное, что происходит сегодня. И когда она посыпется, а либеральные вожди с Майдана Незалежности будут обвинены обществом в некомпетентности и коррупции, придут «штурмовые отряды» и пообещают всем и порядка, и закона, и справедливости целый мешок. А общественность, устав от либеральной демагогии очередной коррумпированной псевдоэлиты, с радостью присягнет ультраправым. Ведь уже не раз так было, и не в одной стране.
Чем является нынешняя ситуация для России?
Поражением? Не уверен.
Россия мало чего потеряла после прихода к власти в Киеве недружественных политиков. Недружественные? Разумеется, ведь сама идеология Евромайдана была выстроена на противостоянии нынешней, «имперской» России. Обязательно с осуждающим дополнением — «имперской», или что-то в этом роде. Но другой России в мире, как бы, больше нет.
Всю кампанию «Евромайдан» сотрясали новости о том, что вот, уже через час-два, вмешаются российские войска. О том, что БТРы и танки уже движутся, а «Беркут» — это совсем не «Беркут», а российский ОМОН. О том, что где-то на сайте «В Контакте» обнаружен профиль спецназовца, который уехал в Киев. Потом начали находить уже профили российских снайперов в соцсетях. Странно, что не обнаружили пресловутую, известную по советским анекдотам, «подводную лодку в степях Украины». Эти мифы Евромайдана ползли изо дня в день, из ленты в ленту, из Твиттера в Фейсбук — и обратно. После происходящего Россия может совершенно спокойно, без капли сострадания, сворачивать украинский товарооборот, вводить визовый режим и так далее. Вплоть до отмены поездов и разбора железнодорожного полотна в сторону Украины. Российским налогоплательщикам также станет легче — Путину не придется давать безвозвратных кредитов любой украинской власти.
В итоге сложилась картина маслом. На Украине есть либеральная, недружественная России власть. И «человек с ружьем» — пресловутые «штурмовые отряды» Яроша под контролем спецслужб. Хотя, в таких делах всякое бывает. Мало ли кто кого контролирует. Вчера, например, спецслужбы — Яроша. А завтра «Правый сектор» при желании может начать «контролировать» и спецслужбы, и правительство, и вообще всё. При этом вызывая все больше авторитета у населения. Потому как «партия мести» всегда выигрывает у партии «знаек», с физиономией очкарика — Яценюка.
Возможен и другой вариант. «Правый сектор» остается за периметром власти, в роли «стражей революции». Как сила, которая, если курс власти отклонится в «неправильную сторону», его поправит. В этом случае в Украине возникнет некая условная стабильность. Которая будет гарантирована спецслужбами, если «Правый сектор» у них не отвяжется от поводка и не начнет рвать всех подряд, по своему усмотрению, в соответствии с «канонами революции». Это, кстати, ранее опробованный прибалтийский вариант — похожие отряды были образованы в странах Прибалтики в период провозглашения независимости, и их названия были на слуху в первые десять лет. Затем они окончательно ушли в тень, их практически нет на политической площадке и в медиа.
Не стоит обманываться украинцам на счет того, какие красочные слова с трибун произносят те или иные ораторы. В последние дни их уши слышат много комплиментов и слова благодарности. В действительности же, когда происходит революция, прав тот, у кого больше прав. А ещё больше прав у того, у кого есть пистолет. Но ещё более прав тот, кто может манипулировать тем, у кого есть пистолет. А умнее СБУ в Украине вряд ли кто был. И господа офицеры этого ведомства своё революционное дело сделали, как смогли. Все равно никто другой бы лучше его не сделал. Так что свергнутому Януковичу уже ничего не светит.
В распаде Украины не заинтересованы ни Россия, ни Европа, ни США. России нужны в Киеве надежные партнеры, а не матросы с ружьем и не «штурмовики» в потёртых свитерах, чтобы поставлять через Украину газ. Но если не будет в наличии уважающих себя партнеров, газ россияне перекроют, и про Украину забудут через неделю. Будут вспоминать о ней не чаще, чем о Польше. Если газ будет поставляться, и Украина не будет его воровать, компания «Газпром» будет удовлетворена. Что, впрочем, не означает, что россияне не введут визовый режим и не заблокируют товарооборот. Новые власти Украины ясно дали понять, что они заинтересованы в подписании Соглашения об ассоциации с ЕС. Это значит, что Россия обязательно введет заградительный таможенный барьер. И в этом случае украинцам придется надеяться на Юлию Тимошенко, которая обещала, что Украина справится с потерей рынков на Востоке. Возможно, Юлия Тимошенко знает, как решить проблему переориентации украинской промышленности на другие рынки, и знает, где эти рынки находятся.
Разумеется, уже через несколько недель, а то и дней, украинские руководители начнут «подбивать клинья» к Москве. Искать посредников, которые могут организовать встречи в Кремле, подойти к «нужным людям». Чтобы Россия продолжала служить источником экономической стабильности, хотя бы на некоторое ближайшее время. Обещая, например, что взамен будет аккуратно платить за газ. «А если стабильности не будет, — значит, придется газ красть». История старая. Уже всем давно знакомая.
При хорошем, идеальном и, как следствие, практически невозможном стечении обстоятельств, от западных партнеров Украина получит кредиты в десятки миллиардов долларов и евро, модернизирует свою экономику, победит коррупцию, разрушит не только все памятники Ленину, но и коррумпированную до корней систему МВД, таможни, судов, и так далее. В стране будет действовать многопартийная система, мультикультурализм, равенство полов, и через несколько лет украинцы получат долгожданный безвизовый въезд в ЕС, а затем станут полноправными членами ЕС, наравне со Словакией и Литвой. Политики не будут лгать, чиновники — красть, а спецслужбы будут охотиться только за террористами. И не будут больше устраивать никаких государственных переворотов.
Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин