На фоне политического кризиса и раскола в стране все чаще звучат заявления о перекройке украинских границ. И речь идет отнюдь не о присоединении Крыма к территории Российской Федерации. Если до Майдана высказывались опасения, мол, если Украина решится-таки пойти в Евросоюз, ей непременно придется решить все вопросы с Румынией и Венгрией, то сейчас, когда Украина как единое государство трещит по швам, есть опасность, что Бухарест и Будапешт могут предъявить Украине территориальные претензии и без подписания соглашения об ассоциации. Как в нынешнем состоянии «незалежная» будет отстаивать интересы — большой вопрос.
В конце января нынешнего года, когда на киевском Майдане уже вовсю полыхали автомобильные покрышки, о возможных территориальных претензиях Румынии и Венгрии к Украине заявил лидер компартии Украины Петр Симоненко. «Румыния имеет самые большие территориальные претензии. Нужно не допустить развития ситуации по самому неблагоприятному сценарию», — говорил лидер коммунистов корреспонденту ИТАР-ТАСС.
— Украина находится на пороге гражданской войны. Совсем не исключен раздел страны на проевропейский Запад и пророссийский Восток. Готова ли Румыния вмешаться для защиты румын Северной Буковины и Южной Бессарабии, — задавала вопрос правящей элите страны влиятельная румынская газета Adevarul.
Тема территориальных претензий к Украине со стороны ряда стран Евросоюза возникла еще с момента провозглашения украинской независимости. Именно тогда западные соседи Украины стали с особым интересом присматриваться к землям бывшей Украинской ССР: Румыния — к Буковине, Венгрия — к Закарпатью.
Сегодня румынское этническое меньшинство на Украине насчитывает свыше 150 тысяч человек. После того, как Румыния в 2009 году в Международном суде добилась включения в свой состав богатый нефтью и газом клочок суши возле острова Змеиный, у Украины появились опасения и за остров Майкан в устье Дуная. «Дореволюционная» Украина всерьез рассматривала угрозу со стороны Румынии, не раз заседания Совбеза были посвящены именно этой теме. Ожидалось, что на одном из таких заседаний будет принято решение об усилении воинского контингента в Одесской области в случае эскалации конфликта. Общественную дискуссию подогрел и выход в 2012 году военно-политического романа румынского писателя Кристиана Негря «Кровь на Днестре». Суть романа составляет возможный конфликт между румынской и украинской армиями, причем события этой войны происходят уже в 2014 году. Румыния в книге воюет не сама — ей помогают союзники по НАТО: вначале болгары, турки и венгры, а затем и западные европейцы — французы, англичане и немцы. США помогают вооружением. Все эти силы брошены против Украины, несогласной с присоединением Бессарабии к Румынии.
С Венгрией также ситуация непростая. Численность венгерского этнического меньшинства в Закарпатье составляет свыше 150 тысяч человек, и для большинства венгерский язык — родной. Причем украинские венгры не раз заявляли, мол, требуем, территориальной автономии и создания своего избирательного округа на выборах в Верховную Раду. В самой Венгрии в 2012 году начала действовать новая Конституция, в которой есть интересная фраза: «Венгрия, руководствуясь идеей единства венгерской нации, несёт ответственность за судьбу живущих за её пределами венгров». Интересно, что в конце января 2014 года в украинском издании «Новости Закарпатья» предположили, что иностранные войска готовы войти на территорию Закарпатской области для защиты компактно проживающих в ней венгров.
Стоит сказать и о выдаче Румынией и Венгрией паспортов жителям ряда украинских регионов. Украинские эксперты не раз говорили, что в таких действиях есть плохо скрываемые территориальные претензии, и характеризовали ситуацию как «партизанскую войну».
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов замечает: если граждане Украины ускоренными темпами не постараются вернуть свою страну в легитимное поле, то, безусловно, территориальные вопросы начнут возникать в центробежном режиме.
— Украине государственность досталась по наследству от большой советской страны. Когда УССР находилась внутри советского проекта, СССР обеспечивал территориальные границы Украины и брал на себя все связанные с этим вопросы и риски. Теперь Киев остался с территориальными претензиями наедине. Противостоять им трудно. Тем более, что Украина очень разная, и разная даже не по упрощенной схеме Восток-Запад, а по своему этническому составу.
Поэтому многие страны могут воспользоваться ситуацией и предъявить претензии к слабой Украине, которая вдобавок не имеет легитимной и общепризнанной власти после вооруженного переворота. Ведь сейчас там даже не двоевластие, а полное отсутствие власти. Естественно, когда легитимности нет, то запросто могут всплыть старые территориальные проблемы: если каждый сам за себя, то почему бы и не предъявить претензии? Думаю, единственное, что пока сдерживает от этого ряд стран ЕС, то это — консолидированная позиция Евросоюза, который пытается легитимизировать незаконную нынешнюю украинскую власть.
«СП»: — Есть мнения, что Румыния и Венгрия не могут предъявить права на территории Украины по причине своего членства в НАТО, где как раз одним из критериев членства является отсутствие территориальных споров. Однако той же Румынии, которая член НАТО с 2004 года, не помешало после «оранжевой» революции на Украине прибрать остров Змеиный.
— Союз государств под названием НАТО — это военно-политический союз, а — не политико-военный. Да, Североатлантический альянс и сегодня видит свою задачу в контексте антироссийских мероприятий, но в НАТО постсоветского образца нет единомыслия. Пример тому — позиция Турции по Украине, которая называет действия России в Крыму адекватными. Потому как Турция руководствуется собственными интересами и не хочет, чтобы баланс сил в Черноморском бассейне изменился. Собственно, такой подход можно отнести ко всем странам. Поэтому не стоит преувеличивать значение консолидированного мнения НАТО.
Но вот старший научный сотрудник Российского Института Стратегических Исследований Василий Каширин уверен: если ситуация на Украине не трансформируется до неузнаваемости, то Румыния и Венгрия ограничатся лишь дипломатическими заявлениями.
— В эти дни мы наблюдаем полный коллапс украинского государства, и никто не знает, что с ним будет дальше. Но то, что в прежнем виде Украина не будет существовать — это очевидно. Пока Украине никто не предъявляет территориальных претензий, однако Россия уже официально на самом высоком уровне заговорила о необходимости защиты русскоязычного населения и всех тех, кто готов просить у нас защиту своих жизней и человеческого достоинства.
Естественно, на повестку дня стал вопрос об изменении формата украинской государственности и статуса восточных и южных областей Украины, не говоря уже об автономной республике Крым. Речь идет о возможной конфедерализации Украины. Поэтому более чем вероятно, что разрушительные процессы будут продолжаться, и возникнет угроза не только для жизни и безопасности русскоязычного населения Украины, но и для представителей меньшинств, живущих на Западе и Юго-Западе страны: венгерское меньшинство Закарпатской области, румынское меньшинство Одесской области. Скорее всего, на уровне риторики Венгрия и Румыния заявят о необходимости защиты своих соотечественников.
Другое дело, что по целому ряду причин — политического и военного характера, вряд ли речь зайдет о введении войск этих стран на Украину. Если, конечно, ситуация не трансформируется до неузнаваемости. Пока же об интервенции Румынии или Венгрии говорить нет оснований.
Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО МИД России, эксперт Совета по внешней и оборонной политике Александр Тэвдой-Бурмули также полагает, что вероятность того, что Румыния или Венгрия вмешаются в территориальный спор и выставят какие-то претензии — весьма небольшая.
— Сейчас официальная позиция Киева, который, безусловно, пока поддерживают страны ЕС и НАТО, заключается в неукоснительном соблюдении территориальной целостности Украины. Это и обуславливает оппозицию стран Запада по отношению к России. Поскольку Румыния — член ЕС и член НАТО, то, естественно, что консолидированная позиция этих организаций для нее будет директивной.
По мнению действительного государственного советника РФ 3 класса, политолога Владислава Шведа, США пока невыгодно, чтобы какая-либо из стран НАТО или Евросоюза предъявила бы территориальные претензии к Украине.
— Понятно, что все дело в противостоянии России и США. Все другие страны выполняют лишь роль распасовщиков для Вашингтона. Помните слова Путина 2012 года в духе его знаменитой Мюнхенской речи 2007 года, когда он очень точно сформулировал мысль: «США не нужны союзники, им нужны вассалы»? Все эти проблемы инспирированы США, которые хотят расширить свой так называемый «пояс безопасности» до уровня всего мирового пространства.
В данной ситуации территориальные претензии стран Евросоюза к Украине исключены. Если только Америка не организует на спорных территориях маленькие «путчи» в духе Косово, после чего жители этих областей начнут в открытую говорить: мы хотим быть с Румынией или Венгрией. В таком случае ситуация перейдет в другую плоскость и тут все будет зависеть от властей Украины — смогут ли они удержать страну в едином пространстве или нет. Но, думаю, ответ на этот вопрос — очевиден.
Фото ITAR-TASS Красильников Станислав