НАТО намерено продолжить активное расширение на Восток. Об этом в воскресенье, 30 марта, заявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен в интервью немецкому изданию Welt am Sonntag. По словам генсека, «каждое европейское государство, которое в состоянии содействовать соблюдению основных принципов альянса, и готово внести вклад в обеспечение безопасности в зоне его влияния, может подавать заявку на членство в НАТО».
Вступление стран Восточной Европы в альянс является «впечатляющей историей успеха нашего времени. Но наша задача еще не выполнена», — сказал Фог Расмуссен.
Как можно понять из интервью, следующим шагом в решении «впечатляющей задачи» генсек считает включение в НАТО Украины. Фог Расмуссен особо подчеркнул, что отношения по линии Украина-НАТО будут впредь постоянно укрепляться, а действия России вновь назвал «нарушением международного права, а также территориальной целостности и суверенитета Украины».
Североатлантический альянс не собирается откладывать дело в долгий ящик. Уже 1 — 2 апреля министр иностранных дел Украины Андрей Дещица вылетит в Брюссель для участия в комиссии «Украина-НАТО». Там он встретится с партнерами — министрами иностранных дел стран-подписантов Будапештского меморандума, в частности США и Великобритании. А следом, 2−3 апреля, господин Дещица переместится в Страсбург, на заседание Комитета министров Совета Европы, где также будет обсуждаться формат сотрудничества Украины с альянсом.
Некоторые контуры восточноевропейской деятельности НАТО обрисовал тот же Андерс Фог Расмуссен в интервью другому изданию — немецкому журналу Focus. «Мы изучаем сейчас вопрос пересмотра наших планов, военных маневров и соответствующего усиления подразделений… Например, мы переместим еще больше самолетов в прибалтийские страны», — заявил генсек.
Насколько серьезны планы альянса, и чем грозят они России?
— В НАТО, по планам альянса, должен был войти Крым вместе со всей Украиной, — уверен президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. — Этого не случилось, от Украины остался урезанный вариант, но отказываться от него альянс не собирается. Не для того Запад приводил к власти Яценюка и остальных «героев Майдана», чтобы Украина осталась вне НАТО.
Расширение альянса на Восток — это плановая работа по оттеснению России и сокращению ее геополитического пространства. В этой игре нет ничего нового. Со времен начала холодной войны стратегия Запада заключается в реализации так называемой «петли анаконды» — плана на удушение СССР, а теперь России, во внутриконтинентальном пространстве Евразии, а также ограничении и блокаде нашего влияния в мире. Для этого изначально предполагалось замкнуть береговую зону Евразии, находящуюся под контролем США, от Западной Европы — через Ближний Восток и Центральную Азию — к Дальнему Востоку, Индии, Индокитаю и Японии.
Стратегия «петли анаконды» реализовалась в несколько этапов, которые можно назвать сжатиями «петли». Первым был развал Варшавского договора, вторым — развал СССР. Сейчас идет третье сжатие — приближение НАТО непосредственно к границам России.
«СП»: — Но сегодня на Украине хаос, можно ли страну в таком состоянии включить в НАТО?
— Американцы будут сейчас вводить на Украину частные военные компании (Private military company). Именно с помощью частных компаний американцы будут проводить зачистку оппонентов нынешней киевской власти — и «Правого сектора», и пророссийски настроенных организаций Юго-Востока Украины. США будут стабилизировать ситуацию на Украине с опорой на силу и имитировать президентские выборы. А потом Украину — оставшуюся ее часть — втаскивать в НАТО.
«СП»: — Как быстро это может случиться?
— Североатлантический альянс явно торопится. Думаю, Украина может оказаться в НАТО в течение текущего года. То же касается других стран, которые стоят в очереди на вступление в альянс — Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории и Грузии. Думаю, в НАТО сейчас отбросят все приличия, и будет гнать лошадей.
«СП»: — Последующий удар по России — это что?
— Майдан на Красной площади, о котором говорили Ярош и Тимошенко.
— НАТО безусловно форсирует процесс расширения на Восток, — считает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО, кандидат политических наук Александр Тэвдой-Бурмули. — До последних событий в Крыму альянс не планировал инкорпорацию Украины в свой состав, и в целом процесс расширения альянса шел медленно, я бы даже сказал, не шел вообще. Восточноевропейские страны лишь подключались к различным программам Североатлантического альянса, однако никто им не обещал быстрого членства в нем.
Вообще, альянс за последние 15 лет превратился в «картонного тигра», и в постсоветское время, после окончания эпохи холодной войны, утратил логику своего существования. Но последние события дают шанс заявить о себе.
«СП»: — Украину сейчас могут принять в НАТО?
— Естественно, в нынешнем состоянии сразу принять Украину в члены альянса довольно сложно — все-таки желательно, чтобы в стране были созданы дееспособные структуры власти. Но надо понимать, что сама ситуация с Украиной форс-мажорная. Американцы и европейцы вынуждены спешить, даже не соблюдая собственные интересы.
Если они сочтут, что желательно как можно быстрее дать Украине гарантии 5-й статьи устава НАТО (она предусматривает, что нападение третьей стороны на одного из членов альянса в Европе или Северной Америке является нападением на альянс в целом, — «СП») — они дадут эти гарантии Украине уже сейчас. Дадут, невзирая на двусмысленность нынешнего украинского внутриполитического положения.
Если же угроза Украине со стороны России будет оцениваться членами альянса не как краткосрочная, не как угроза ближайших двух недель, — они поступят аккуратнее. Дождутся, когда на Украине появится дееспособная власть, усилят сотрудничество с ней по ряду натовских программ, чтобы в обозримой перспективе — двух-пяти лет — включить Украину в состав НАТО.
«СП»: — Насколько эти действия НАТО осложняют положение России?
— Как я уже сказал, альянс в последние 15 лет существенно снизил потенциал, и в военном отношении превратилась, скорее, в символическую угрозу, нежели осталась реальным противником России. Однако чисто политически расширение НАТО существенно осложняет положение нашей страны.
Москва будет вынуждена видеть территорию вокруг безусловно закольцованной: есть Россия, и есть довольно близко стоящее зарубежье, которое в геополитическом смысле плотно прикрыто гарантиями НАТО — следовательно, гарантиями США.
Раньше был нейтральный буфер между НАТО и зоной российских интересов. Теперь, если натовскими гарантиями будет прикрыта Украина и некоторые страны Закавказья, ситуация для России ухудшается.
— Мы и раньше видели, что альянс расширяется, невзирая на обещания не шагать на Восток, — отмечает военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко. — Альянс согнул прежние границы СССР, проглотил Прибалтику. Интервью Расмуссена подтверждает желание НАТО и дальше двигаться в этом направлении. Но как это реализовать — вопрос открытый.
Сегодня на Украине армии практически нет. Ее техническое состояние отвратительное — на крыло может встать лишь каждый четвертый самолет, около 60% танков и бронемашин неисправно. Все это нужно привести к натовским стандартам — или даже полностью заменить технику. Потому что как воевать на разношерстной технике?
Так вот, на модернизацию украинской армии нужно море денег. Свободных финансов у Евросоюза нет, а американцы вкладывать в Украину не хотят. Так что заявления заявлениями, а дело — делом. На мой взгляд, членство Украины в НАТО — вопрос очень отдаленного будущего…
Фото: Коммерсантъ