На днях внешнеполитическое ведомство США распространил заявление, в котором призвало власти Грузии отказаться от уголовного преследования экс-президента Михаила Саакашвили, вызванного 27 марта на допрос по ряду резонансных дел, в том числе, по делу об убийстве бывшего премьера Зураба Жвания. 22 марта повестка была вручена его матери. Бывший представитель Госдепа США Мэтью Брайза и вовсе фактически предъявил Тбилиси ультиматум: либо Саакашвили оставляют в покое, либо Грузия не получит План действий по членству (ПДЧ) в НАТО на сентябрьском саммите альянса в Уэльсе.
На допрос Саакашвили не явился, о чем предупредил заранее: «Я не собираюсь приезжать в Грузию по требованию Путина. Весь мир знает, что грузинские власти действуют по его указанию. Я мешаю Путину своей борьбой за освобождение Украины». Кроме того, экс-президент, находящийся на Украине заявил о готовности вернуться в грузинскую политику: «Я у Путина как кость в горле. Но я скоро вернусь в Грузию, чтобы избавить страну от нынешних властей, продолжить реформы и вывести ее из-под российского гнета».
В ответ на это Главная прокуратура Грузии предложила бывшему главе государства дать свидетельские показания дистанционно, при помощи Интернета. Однако и это предложение было отвергнуто, причем сделано это было в весьма циничной форме во время встречи с Юлией Тимощенко в Киеве. Саакашвили заявил журналистам, что у него есть много дел, и он не будет «тратить время на глупости».
В Тбилиси реакция экс-президента на вызов на допрос пока что в качестве свидетеля не нашла понимания. Официальные лица новой власти не раз говорили о том, что у общества к бывшему лидеру накопилось слишком много вопросов. Бывший премьер Бидзина Иванишвили, который, по мнению Саакашвили, продолжает править Грузией, являясь при этом «марионеткой Кремля», не раз заявлял, что прокуратуре дан карт-бланш, и если выяснится причастность Саакашвили к ряду громких преступлений, по которым сегодня его хотят допросить, то он ответит по всей строгости закона.
Однако требования Запада оставить Саакашвили в покое, носящие характер шантажа, явно озадачили многих в Грузии. И хотя тот же Мэтью Брайза формально не занимает никаких должностей, он уже подчеркнул, что это не только его личное мнение, а «настрой людей, которые являются лицами, принимающими решения». Напомним, что заявление Брайзы поддержали глава МИД Швеции Карл Бильдт, президент Эстонии Хенрик Ильвес и другие политики. Реакция грузинской общественности остается противоречивой
Главный редактор Информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ» политолог Арно Хидирбегишвили не считает, что внешняя защита Саакашвили носит официальный характер:
— Саакашвили поддерживают люди, которые на протяжении всех лет его президентства имели с ним денежные отношения и получали из Грузии большие дивиденды в качестве откатов. Это руководитель Республиканского института США Джон Маккейн, филиалы которого здесь работали и работают, перечислялись миллионные гранты на подкуп населения и создание различных некоммерческих организаций. Это такие люди, как Мэтью Брайза и так далее. Конечно, им крайне невыгодно, чтобы Саакашвили с его неадекватной психикой дал показания и сел на скамью подсудимых, потому что от него можно ожидать всего. В ответ на то, что Америка его сдаст, он может заговорить, и тогда всплывут не только эти факты, но и факты, связанные с войной августа 2008 года, тайными денежными операциями, закупками оружия
Что касается официальной позиции Вашингтона, это скорее наоборот, потому что Саакашвили им всегда создавал проблемы, провоцируя на столкновение с Россией. А после вчерашнего заявления Обамы о том, что перспективных планов принятия Грузии в НАТО нет, все эти вопросы отпадают сами собой. То есть никакого шантажа в смысле обмена Саакашвили, прекращения против него уголовного дела, на НАТО нет, такой вопрос абсолютно не ставится. Не будем забывать, что политика Соединенных штатов в отношении других государств строится на принципе «не хранить все яйца в одной корзине». Для них Миша — негодяй, но он их негодяй. То есть в случае определенного виража в грузинской политике, может возникнуть такая ситуация, что его партия опять понадобится, и он вернется сюда, как грозится в своих интервью. Поэтому они совсем его не хоронят. Бороться за него, конечно, не будут, и официально лоббировать его они поостерегутся, так же как поостерегутся взять Грузию в НАТО из-за фактора обострения отношений с Россией.
«СП»: — А насколько нынешним властям принципиально посадить Саакашвили?
Нынешние грузинские власти, хотя их евро-атлантический курс не отличается от внешней политики Саакашвили, понимают одну главную вещь, что у них очень серьезное положение, потому что есть проблемы, которые стоят перед ними с первого дня после выборов — это катастрофическое экономическое положение и низкий уровень жизни населения. И второе — восстановление справедливости. И трудно сказать, которая из них первостепенна. Если народ так или иначе понимает, что быстро поднять жизненный уровень невозможно, то он крайне критически настроен по отношению ко второй проблеме. И с каждым днем власть будет терять электорат из-за того, что она не восстановила справедливость в стране. То есть за два года десятки тысяч измученных в тюрьмах, изнасилованных, убитых — во всех этих резонансных делах, о которых все известно широким слоям населения, точка не поставлена. Кроме этого, дела политиков-бизнесменов, кража миллионов и миллиардов из госбюджета, из различных инвестиционных фондов, нецелевого использования средств — за все эти дела Саакашвили предстоит ответить. Если власть не предпримет каких-то решительных шагов, ей будет очень трудно объясниться перед народом.
В это же время, очень сильная бригада Саакашвили, оставшаяся в Грузии: его однопартийцы — Единое национальное движение, молодежное крыло, их авангард — неправительственная организация «Свободная зона», куча болельщиков, которые каждый день устраивает провокации на улицах, избивают сторонников нынешнего курса. Они готовятся к реваншу, и этого не скрывают. Поэтому у него есть сегодня оплот в Грузии. Если власть не предпримет законных методов, а будет и дальше ограничиваться смехотворным давлением, таким, как согласие допросить по скайпу, на что он, естественно, ответил, что никаких показаний давать не будет, то это обернется против власти. Поэтому она уже не может дать задний ход. Она должна или идти до конца, или признать, что она недееспособна.
Однако далеко не все разделяют позицию нынешней грузинской власти. Политолог Гела Васадзе видит в попытках американцев защитить Саакашвили совсем иные мотивы, нежели какие-либо личные обязательства отдельных политиков:
— На мой взгляд, дело не в том, что Запад озабочен судьбой Саакашвили — никто из нынешних лидеров ведущих западных стран не является его личным другом, а посему заподозрить их в личных интересах очень сложно. Но, все дело в том, что на Западе прекрасно видят, что почти все уголовные дела, которые актуализированы в последнее время, политически мотивированы. А это создает большую угрозу подписанию Грузией договора об евроинтеграции и получения ПДЧ в НАТО.
«СП»: — А насколько готовы зайти власти Грузии в преследовании Саакашвили? Готовы ли они пожертвовать получением ПДЧ?
— Тут все зависит исключительно от того, насколько эффективными будут шаги прокремлевского лобби, которое, несомненно, представлено практически во всех ветвях власти Грузии.
Фото: ИТАР-ТАСС/ ЕРА