14 мая 2014 года вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев по итогам прошедшего в Москве заседания Совета Евразийской экономической комиссии заявил, что проект Евразийского союза готов.
— Последние поправки в договор, который должен быть стартом для создания нового геополитического блока, будут сделаны на заседании Совета ЕЭК 28 мая в Астане. Данное заседание предварит встречу президентов трех стран, — отметил казахский чиновник.
1 июня 2014 года должен быть подготовлен проект договора о присоединении к этому союзу и Республики Армения. Напомним, что 3 сентября в Москве президент Армении Серж Саргсян заявил, что Армения вступит в Таможенный союз, а в дальнейшем будет участвовать в формировании Евразийского союза
В связи с этим стоит обратить внимание на тот факт, что 12−14 мая президент Франции Франсуа Олланд совершил вояж по Южному Кавказу, посетив Армению, а затем — Грузию. В ходе этого тура было сделано несколько важных заявлений, к которым стоит отнестись с должным вниманием, особенно учитывая нынешнюю политическую и геополитическую ситуации в мире.
— Я хочу, чтобы Армения была полностью ассоциирована с ЕС, это стремление страны и исходит из ее интересов. В то же время, мы не хотим заставлять Армению прекратить свои экономические контакты с Россией, поэтому нужно поддерживать страну в рамках ЕС, — сообщил Олланд на совместной с Саргсяном пресс-конференции 13 мая в Ереване.
В свою очередь армянский президент заметил, что Армения «верна обязательствам по углублению сотрудничества с Евросоюзом, и в этом плане, конечно, придается важное значение последовательной поддержке Франции». Он добавил, что членство Армении в ТС не будет означать, что страна приостанавливает или прекращает свои отношения с ЕС.
— Мы с господином Олландом говорили о том, что было бы желательно, если бы для Армении было разработано отдельное предложение по ассоциации, — рассказал Саргсян журналистам.
Как расценивать слова армянского президента? Действительно ли возможны параллельные интеграционные процессы, о которых последний месяц так настойчиво твердят представители Евросоюза, имея в виду бывшие страны СССР, которые еще не приобщились к европейским «ценностям»?
Старший научный сотрудник отдела политических исследований ИМЭМО РАН, франковед Кира Зуева полагает, что визит президента Олланда в Армению демонстрирует самостоятельность политики, которую проводит Франция.
— Я бы не сказал, что Франция выступает резко против России. Она преследует свои интересы, и, в общем-то, старается выглядеть достаточно независимо. Потом, у французов с нами существуют серьезные экономические и политические связи, которые они ни в коем случае не хотели бы разрывать. Так, Франция продолжает выполнять договорные отношения по поставкам «Мистралей» и др. Поэтому в этом отношении категорично судить о позиции Франции нельзя. И, кстати говоря, Олланд держится осторожно. Ну а то, что он отправился на Кавказ с визитом в Армению и Грузию, лишний раз свидетельствует о том, что французы довольно самостоятельны в смысле политики, продолжают работать над тем, чтобы проводить собственную линию, отстаивая свои собственные интересы, а не интересы США. Экономические позиции Франции сейчас достаточно ослаблены, но, тем не менее, она продолжает быть хоть и средней страной, но с глобальными интересами. Все это вписывается именно в такую политику.
К тому же не надо забывать, что Франция — член Минской группы ОБСЕ, в которую входят государства, ратующие за процесс мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном
Директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова Владимир Шаповалов уверен: несмотря на довольно давние и теплые отношения Франции и Армении, последняя уже сделала однозначный выбор в сторону интеграции с Россией, вступая в ТС, а затем — в ЕврАзЭС.
— Интерес Олланда к Армении неудивителен. Поскольку во Франции сосредоточена довольно многочисленная армянская диаспора, да и вообще эти страны достаточно давно выстраивают отношения, и они у них довольно теплые. По сути, Франция — единственная страна Запада, которая жестко осуждает события 1915 года, повлекшие массовые жертвы среди армян в Османской империи. Сам факт того, что Франция долгий период устойчиво отстаивает эту идею, не боясь испортить отношения с такой важной и привлекательной страной как Турция, говорит сам за себя.
Возможно ли параллельное ассоциирование и участие Армении в интеграционных процессах и ЕС, и ТС — будущего ЕврАзЭС? Очевидно, нет. Тому есть множество причин как экономических, так и геополитических, достаточно сказать, что это два конкурирующих между собой проекта. Более того, нужно подчеркнуть, что создание «Восточного партнерства», однозначно, было недружественным шагом в отношении России. После присоединения к ЕС Болгарии и Румынии и тех скандалов, которые с этим были связаны, а именно — проведение референдумов в Ирландии, во Франции и в Нидерландах, в рамках которых население этих стран однозначно высказывалось против расширения интеграционных процессов ЕС, стало ясно: цель «Восточного партнерства» — ослабить влияние России в постсоветских государствах. Подчеркну — именно ослабление России, а не расширение ЕС и не вроде как благородное предоставление статуса полноправных членов Евросоюза бывшим странам СССР.
Насколько велики шансы оторвать Армению от Таможенного союза? Гадать не надо, предстоит достаточно серьезная борьба между Россией и ЕС не только за Армению, но и за все страны постсоветского пространства. Собственно говоря, эта конкурентная борьба уже идет, но я не думаю, что Армения, руководство которой достаточно недвусмысленно сделало выбор в пользу интеграции с Россией, сменит курс. Как показывает украинский кризис, шараханье чревато весьма серьезными последствиями. Я не думаю, что армянская политическая элита это не понимает. Как раз наоборот — политический класс Армении знает, что именно Россия, а не Франция или ЕС, является основным внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером этой страны.
Эксперт отдела Кавказа Института стран СНГ Руслан Харабуа придерживается иного мнения.
— Если мы скажем, что Армения однозначно будет интегрирована в ТС, а затем в — ЕврАзЭС, то, скорее всего, ошибемся. Однако со стопроцентной уверенностью утверждать, что это государство будет евроинтегрировано, — мы тоже не можем. На данном этапе Армения ведет ту политику, которую позволяют проводить ее соседи, то есть Россия, Турция, Азербайджан и Грузия. С Европой у Армении есть отношения, во многом связанные с ее многочисленной диаспорой. Но армяне живут не только во Франции, поэтому они, так или иначе, оказывают влияние на руководство страны Армении.
На мой взгляд, несмотря на заявления армянской элиты о том, что она связывает какую-то часть своего будущего с Европой, тем не менее, Армения остается в фарватере с Россией. Собственно, в силу своего географического положения, у этой страны нет другого выхода, как поступать именно так, то есть искать пути взаимодействия со всеми государствами. Поэтому заявления о том, что Армения в перспективе будет связана с ЕС — это серьезно, но не настолько, чтобы думать о том, что она откажется от связей с Россией.
Политолог, научный сотрудник института Кавказа (Ереван, Армения) Грант Микаэлян полагает, что вряд ли возможно, чтобы Армения подписала какое-либо ассоциативное соглашение с Европейским союзом.
— Пожелание Олланда — это только пожелание, пока оно никак не оформлено и не факт, что будет оформлено вообще. Франция Францией, но есть еще европейская бюрократия: у нее своя логика принятия решений и, насколько я понимаю, как Брюссель пока не согласен видеть Армению в качестве ассоциированного члена ЕС, так и Ереван уже выбрал для себя приоритетное направление — это ТС. В этом смысле соглашение о глубокой и всесторонней зоне свободной торговли с Евросоюзом уже не может быть подписано, поскольку это противоречит правилам регулирования ТС.
Поэтому Армения, скорее всего, присоединится к Таможенному союзу и впоследствии сотрудничество с ЕС в определенном смысле для нее будет ограничено, но вряд ли будет свернуто совсем. Армения в силу своего географического положения ограничена в экономических ресурсах. Да, если говорить о военной сфере, то российско-армянский формат сотрудничества полностью покрывает все нужды Армении, но с экономической точки зрения есть серьезные трудности, и любое расширение сотрудничества было бы позитивным для страны. Вот так видят ситуацию армянские власти.
«СП»: — Однако в Ереване до сих пор на остановках можно встретить флаги Евросоюза…
— Когда в Армению с визитом прибывает какой-либо крупный иностранный чиновник, то вполне возможно появление какой-то символики. Но, как правило, она, символика ЕС, в Армении распространена не особо, по сравнению с той же Грузией… Знаете, на мой взгляд, до осени 2013 года Украина и Армения были в схожей ситуации, в том смысле, что Армения также рассматривала вопрос подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Но отличие в том, что на Украине велась гораздо более активная агитация, чем у нас.
«СП»: — США давит на Армению? Как известно, в Ереване расположено американское посольство США, здание которого больше смахивает на укрепленный бункер…
— У американцев есть некая генеральная линия политики, которая преломляется в разных странах по-разному. Но я бы сказал, что активность США в Армении постепенно уменьшается. Впрочем, это было решение Обамы, который посчитал, что Южный Кавказ менее перспективный регион, чем Юго-Восточная Азия, и он как бы уступил его в рамках западной политики Европейскому союзу. С тех пор влияние США заметно начало снижаться… В любом случае на принятие решений в армянском политическом истеблишменте фактор США не оказывает решающего значения, хотя он, конечно же, учитывается, потому как вряд ли какая-либо страна с ним не считается. Но, повторю, американская точка зрения существенного на политику Армении не влияет.
Что касается посольства США в Ереване, то действительно, это — очень большое и укрепленное здание. На этот счет ходит много слухов, мол, там морские пехотинцы базируются, но эта информация пока не подтвердилась…
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель