Пока в Брюсселе и Вашингтоне продолжают грозить России новыми санкциями, Восточная Европа начала считать убытки. По ее мнению, Германия, Франция и другие крупные государства продолжают поддерживать с Россией партнерские отношения, а вот и без того небогатым странам приходится нести всё бремя потерь после ярких политических заявлений.
«Западноевропейские страны продолжают заключать сделки с российскими компаниями, хотя угрожают РФ новыми санкциями, и это лицемерно», — заявил премьер-министр Словакии Роберт Фицо во время конференции в Братиславе. По мнению политика, в то время, как его страна, а также Венгрия и Польша думают, как лучше следовать заявленному Евросоюзом и США курсу, «Франция собирается продавать России военные корабли». «Мы говорим о том, как обеспечить Украине энергетическую безопасность, и принимаем ключевые решения в Совете ЕС, в то время как „Газпром“ подписывает контракты по „Южному потоку“ с немецкими, французскими и итальянскими компаниями», — возмущался Фицо.
Восточноевропейские лидеры тоже не хотят терять прибыль от сотрудничества с Россией. А если уж страдать, то вместе с западноевропейскими партнерами. Выход из ситуации в Восточной Европе предлагают весьма специфический. Вместо того, чтобы выступить за полный отказ от нереализуемых санкций, премьер Польши Дональд Туск призвал Запад равномерно разделить тяжесть экономических потерь. Дескать, нам уже плохо — пусть будет плохо и партнерам.
Но, как считает главный редактор журнала «Восточная Европа. Перспективы» и доцент МГИМО Артем Мальгин, пока еще рано делать выводы о том, кто больше пострадает от санкций. Ведь до сих пор они толком не введены.
— Я не согласен с оценкой, что Восточная Европа как-то отличается в своем поведении от Западной и взяла «под козырек». Восточная Европа точно так же выполняет все контракты. Словакия и Польша — крупнейшие получатели нашего газа, они присутствуют на российском продовольственном рынке. Сейчас, собственно, настоящих экономических санкций со стороны Евросоюза против России и нет.
«СП»: — Но можно ли сказать, что если санкции всё-таки будут введены против целых российских отраслей, то наибольший удар придется именно по Восточной Европе?
— Я не считаю, что географический фактор будет решающим. Наибольшие потери понесут те страны, что больше связаны с Россией экономически. Очевидно, это будет Финляндия, которая к Восточной Европе не относится, но для которой РФ главный торговый партнер. Для Польши Россия такой же по значимости партнер, как и Германия. Наша страна — важнейший партнер и для Словакии. Но зависимости от географии нет. Хотя, конечно, в меньшей степени от такого гипотетического развития событий пострадает Португалия. Но пока мы видим, что Евросоюз проявляет выдержку и не принимает серьезных решений.
Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов полагает, что при любом развитии ситуации больше страдать от конфликта «Старого света» с Россией обречены именно страны Восточной Европы. И виновата в этом даже не слабость экономик этих государств, а отсутствие у них позитивного основания для национальной идентификации.
— Разница последствий для государств связана с экономическим и геополитическим положением стран. Дело в том, что история с санкциями связана вообще с политикой США, которые вынуждают своих евроатлантических союзников идти в авангарде такой политики и нести основные издержки.
США стремятся при этом получить и политические дивиденды. Но многие специалисты склонны полагать, что Америка затеяла весь этот разговор о санкциях, чтобы ослабить своих союзников и поставить их в большую зависимость от себя. Тогда США получат геополитические и экономические преимущества. Европа будет больше привязана к трансатлантической системе взаимоотношений. Вашингтону надо укрепить взаимосвязи с Европой, чтобы иметь преимущества в глобальной конкуренции с Россией, Китаем, другими странами БРИКС. В большой игре США запланировали «многоходовку», а санкции — один из ее элементов.
«СП»: — Почему представители Восточной Европы требуют от Евросоюза не вообще отказаться от санкций, а призывают всех равномерно нести убытки от санкций?
— Логика на первый взгляд действительно выглядит странной. Но весь постсоветский период «новая Европа» занимала антироссийские позиции. Отчасти, в силу своего геополитического положения между Россией и Западной Европой. Страны Восточной Европы занимали больше проамериканскую позицию, нежели проевропейскую. Особенно в этом преуспели Балтия и Польша. Они изображали из себя самых преданных сателлитов Америки. Тем более, Латвия и Эстония проводили фактически политику апартеида по отношению к русским. Сейчас они требуют бонусы за участие в антироссийских акциях, платы за свой внешнеполитический курс.
«СП»: — Эти страны ведут проамериканскую политику, но ждут помощи от Западной Европы. При этом все последние годы никаких средств оттуда особо не видели.
— Курс стран Восточной Европы действительно противоречив. С одной стороны, они получают неплохие дивиденды от своего географического положения, то есть от транзита по железной дороге и трубопроводам товаров, которыми обмениваются Западная Европа и Россия. С другой — внутриполитическая ситуация в этих государствах диктует им необходимость проводить антироссийскую политику. Элиты хотят укрепить внутреннее единство, национальную идентификацию, представляя России в качестве внешней угрозы. Этим обеспечивается единство политических режимов.
Получается, что страны Восточной Европы постоянно кусают дающую руку. И мы это наблюдаем на протяжении более чем 20 лет.
«СП»: — Есть ли надежда, что элиты стран Восточной Европы поймут, что экономические интересы важнее?
— Их политика связана с особенностями менталитета и национальной идентичности новых элит. У них небольшой исторический период для осознания.
Есть противоположный пример — Финляндия. Эта страна на протяжении 20-го века могла быть дважды завоевана нами: во время советско-финской войны и во время Великой Отечественной. И финны извлекли вывод, что ни в коем случае нельзя быть форпостом другой державы на границе с великим восточным соседом. И поэтому начали проводить дружественную политику в отношении Москвы.
А вот страны Прибалтики, наоборот, провоцируют Россию. Такая политика очевидно неэффективная и контрпродуктивная. Казалось бы, можно извлекать преимущества от своего положения. Но они идут против здравого смысла, видя в антироссийской политике возможность для национального сплочения. Но всё это происходит от неопытности элит, их неумения делать правильные выводы из уроков истории.
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.