20 мая парламент Украины призвал немедленно вернуть участвующих в спецоперации на востоке украинских военных в места постоянной дислокации. Об этом говорилось в так называемом меморандуме о мире и согласии, за который голосовала Верховная Рада.
Правда, сенсации не получилось. Меморандум депутаты приняли с поправками, где формулировки существенным образом скорректированы. В итоге получилось банально: отвод войск возможен при условии, что ополченцы, действующие на востоке страны, «сдадут оружие, отпустят пленных и освободят захваченные здания».
Стоит отметить, что голосование состоялось после того, как была уточнена формулировка, касающаяся статуса русского языка. В одобренной версии документа подтверждается «конституционный статус украинского языка как государственного». Также в документе закреплено, что государство обязуется «обеспечить права языков национальных меньшинств в местах их компактного проживания».
Рада обязуется принять закон (правда, непонятно когда) о недопущении уголовного преследования граждан за участие в массовых акциях в Украине, при условии освобождения ими захваченных зданий, других общественных мест и добровольной сдачи оружия, за исключением лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья людей. Также парламент обещает в рамках проведения конституционной реформы окончательно закрепить статус Украины как парламентской республики.
Проект меморандума в парламент внес депутат от бывшей правящей «Партии регионов» Вадим Новинский. В итоге за него проголосовали 64 «регионала», 59 депутатов из «Батькивщины», 30 из фракции «УДАР». Депутаты от националистической «Свободы» и Компартии Украины документ не поддержали.
В Госдуме приветствуют принятие Верховной радой Украины меморандума о мире и согласии. По мнению главы профильного комитета по делам СНГ Леонида Слуцкого, этот документ может привести к немедленному налаживанию межпарламентского диалога. Однако эксперты уверены, что от меморандума мира и согласия нет никакого толку.
Заместитель председателя института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что статус русского языка — хоть и важный момент, но куда важнее прекратить карательную операцию на Юго-Востоке Украины.
— Это важно даже для президентских выборов: в конце концов, закон о языке — «долгоиграющая пластинка», а вот проводить выборы в условиях так называемой контртеррористической операции, значит, сильно рисковать их легитимностью и легитимностью будущего руководителя страны. Но вообще меморандум не имеет никакой юридической силы. Это все общие высказывания. Да и в принятом документе было обещано то, что уже есть сегодня.
«СП»: — На ваш взгляд, о чем говорит тот факт, что текст меморандума внес «регионал» и миллиардер Вадим Новинский, и что последнее время «Партия регионов» проявляет заметную активность в политической жизни Украины?
— О том, что «регионалы» оправились от испуга, почувствовали, что в рядах правящей команды им места нет, а есть места только в оппозиции. Вот они начали активно изображать из себя оппозицию. Но, знаете, печать предательства на них все равно осталась: они голосовали за Турчинова, нелегитимно голосовали за отставку Януковича… К тому же партия как субъект продолжает отсутствовать в Восточных и Южных регионах Украины, поэтому, на мой взгляд, они сейчас всячески оттягивают закономерный конец их политической организации.
«СП»: — За документ не голосовали две фракции…
— Документ в итоге оказался выхолощенным, я удивляюсь почему «Партия регионов» вообще голосовала за него: могла бы и упереться, когда из текста, по сути, был выброшен отвод войск. Что касается коммунистов, то они имели полное право не голосовать за меморандум в конечной редакции. «Свобода» Тягнибока выступает за обострение ситуации в стране и за подавление восстаний на Юго-Востоке Украины, поэтому их позиция тоже легко объяснима.
Исполнительный директор Российско-украинского информационного центра Олег Бондаренко называет меморандум фикцией и обращает внимание на голосование за текст документа.
— Почему какая-либо фракция не голосует за тот или иной документ, можно обсуждать тогда, когда происходит нормальная парламентская дискуссия. Но в сегодняшней Украине ни о никакой цивилизованной парламентской дискуссии речи и быть не может. В этой ситуации люди, особенно от оппозиции, рискуют жизнями, когда за что-либо голосуют. Как это началось 22 февраля, так и до сегодняшнего момента ничего не поменялось. К тому же этот меморандум — фикция. И участвовать во всем этом — значит поддерживать интересы тех людей, которые заинтересованы в этой фикции.
Президент Центра системного анализа и прогнозирования (Украина) Ростислав Ищенко говорит, что «Партия регионов», которая внесла текст меморандума в Раду, сделала мудрый шаг, в то время как киевская власть снова показала свою несостоятельность.
— Очевидно, что в «Партии регионов» осознали: Украина разваливается, а Юго-Восток уходит… Надо понимать, что значительная часть бизнеса «регионалов», можно сказать — подавляющая часть, находится как раз на Юго-Востоке, в то время как их политические активы — в Киеве. Таким образом, представители «Партии регионов» оказались перед выбором: либо бизнес, но на Юго-Востоке, где они как политики — никто, либо политика, но тогда нужно попрощаться со своими активами, которые наверняка будут конфискованы на Юго-Востоке.
В итоге «регионалы» сделали разумный ход: они попытались создать условия для переговоров внесением этого документа в Раду. Кстати, до этого Ефремов (лидер парламентской фракции «Партии регионов» Александр Ефремов — прим. автора) выступал в парламенте и призывал отвести войска. И вот если бы киевские власти были умнее, то меморандум был бы принят без поправок. Как известно, «обещать — не значит жениться», но у нынешней власти появился бы в руках козырь, мол, мы все условия создали, войска отвели, а эти «нехорошие люди» на Юго-Востоке продолжают с нами воевать… Но, поскольку умом нынешняя власть Украины не блещет, решено было этот меморандум выхолостить. А честно говоря, он и в первоначальном варианте не особо был позитивным для Юго-Востока, потому что все обещания откладывались на потом: потом изменим Конституцию, потом примем решение по языку, вместо федерализации потом будет децентрализация власти… А что такое децентрализация в унитарном государстве — знает только Яценюк, всем остальным ясно, что это никак не изменит структуру государства.
В общем, документ потерял всякий смысл, теперь он не несет даже пропагандисткой нагрузки. Связано это в первую очередь с тем, что силы, на которые Киев опирается, - неонацисты. А они не собираются вести никаких переговоров, делают ставку только на террор и военное подавление восстаний на Юго-Востоке страны.
Киевский политолог, журналист ИА «Россия сегодня» Александр Чаленко считает, что принимать подобные документы в нынешних украинских условиях — просто смешно.
— Что касается Новинского, то он — человек, без всякого сомнения, хороший и православный. Кстати, бывший гражданин России, принявший украинское гражданство, по совместительству — младший партнер Рината Ахметова. Что интересно, Новинский — депутат Верховной Рады от города Севастополь… То есть он такой виртуальный депутат с такими же виртуальными избирателями, потому что, как известно, Севастополь — это теперь российская земля.
Что касается меморандума, то он абсолютно не имеет никакой силы. Знаете, есть такое украинское слово — «очкозамыливание», и вот оно как раз очень хорошо описывает этот документ… Сегодня на Украине происходят такие необратимые процессы, сравнимые с тектоническим сдвигами, поэтому принимать подобные меморандумы в условиях кровопролития на Юго-Востоке — это все равно, что принимать законы о землетрясении и торнадо. На такой меморандум просто никто не обратит внимание: киевская хунта все равно продолжит карательную операцию на Юго-Востоке, а у ополченцев уже есть желание не только взять под контроль Донбасс, но «зачистить» от нацистов всю Новороссию. Поэтому призывать к миру в нынешних условиях — просто смешно.
По всей вероятности представители «Партии регионов» хотят прослыть некими миротворцами. Возможно, они делают это, чтобы помочь Петру Порошенко и легитимизировать президентские выборы. Ведь их проведение уже на носу, а на Юго-Востоке стрельба продолжается.
«СП»: — Регионалы заинтересованы в проведении выборов 25 мая?
— Они ничего не получат от них. Добкин воспринимается бывшим электоратом партии как предатель, ведь до переворота Харьков ему доверял, а после — он взял и «слился». Что касается «Партии регионов» вообще, то у нее нет никакой поддержки, а значит — нет и будущего.
Та же история и с Компартией, которая, по большому счету, доживает свои последние дни. Считать ее на полном серьезе «левой» партией и не приходится. Это такая постмодернистская партия, представители которой разъезжают с охраной на дорогих авто, имеют по несколько квартир в Киеве, шикарные дачные участки, ужинают в тех же ресторанах, где едят миллионеры… Очевидно, что от Компартии с такими членами вряд ли можно ожидать каких-то серьезных действий. Ее расцвет был в 90-е годы, тогда за коммунистов голосовали и Центр, и Юго-Восток. Но они ничего не сделали, чтобы голоса свои избирателей конвертировать в реальные действия антиолигархического и реформистского характера.
Фото: ИТАР-ТАСС