Едва победив на выборах президента Украины, Петр Порошенко попросил лидеров Европы отложить подписание экономической части соглашения об ассоциации с ЕС. Причина — Киев не готов к подобной степени интеграции. Об этом сообщает газета The Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники. Издание утверждает, что данную информацию ему подтвердили и европейские чиновники.
Другими словами, Порошенко делает то же самое, что Виктор Янукович в ноябре 2013 года. Янукович, напомним, тогда тоже заявил, что готов вести речь о подписании соглашения об ассоциации «только после того, как Украина будет к этому экономически готова».
Пикантность ситуации в том, что когда в марте премьер Украины Арсений Яценюк подписал политическую часть соглашения, стороны договорились подписать экономический блок документов до 1 ноября — иначе придется отказаться и от политической части. В свете этого, отказ Порошенко возвращает процесс евроинтеграции Украины в нулевое состояние.
Отличает заявления Порошенко и Януковича, идентичные по смыслу, только один момент. Отказ Януковича от подписания соглашения с ЕС закончился революцией на Майдане и свержением самого Януковича. А отказ Порошенко, который «завоевания» Майдана полностью обессмыслил, ни у кого в Киеве протеста не вызывает. По простой причина: украинские СМИ как воды в рот набрали и никак этот шаг Порошенко не комментируют.
О неготовности подписать экономическую — основную — часть соглашения с ЕС новоизбранный украинский президент приватно заявил в Брюсселе во время беседы сначала с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, а затем и с главой Совета Европы Херманом ван Ромпеем. Порошенко, по словам информаторов The Wall Street Journal, не отказывается от подписания соглашения, но просит дать ему время. (Практически слово в слово то же самое говорил Янукович). О том, когда же Киев будет готов, Порошенко сообщит европейским партнерам сам.
Отказ Порошенко все же не является государственной тайной, и его обсуждают украинские эксперты. И, что удивительно, находят этот шаг правильным и дружно повторяют аргументы российских аналитиков.
«В документе, который ЕС предлагает подписывать сейчас, не предусмотрено никакой компенсации тех потерь, которые украинская экономика понесет в связи с неизбежной потерей традиционных рынков. Этот вопрос нуждается в дополнительной проработке», — заявил аналитик инвестиционного банка UBS Александр Кава.
«В нынешнем виде подписывать документ нельзя — по крайней мере, до тех пор, пока Киев не осуществит модернизацию национальной экономики», — вторит ему президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Действительно, потеря традиционных рынков сбыта в России обернется для украинской экономики катастрофой. Большинство украинских товаров не соответствует европейским нормам, их просто невозможно поставлять в ЕС. Это значит, объемы внешней торговли Украины сократятся в разы, и такого положения в один миг не изменить. На выстраивание новых торговых связей с Европой, по оценкам украинских экспертов, понадобится около 10 лет.
Что стоит за маневром Порошенко, согласится ли с ним Запад?
— Смысл революции на Майдане был один — захватить власть на Украине, поменять политический класс, чтобы сменить геополитическую ориентацию государства и проводить интересы тех людей, которые революционеров финансировали, — уверен замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. — Размеры этого финансирования сообщила в интервью телеканалу CNN помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. По ее словам, со времени распада СССР в 1991 году США потратили на Украину около пяти миллиардов долларов. «Эти деньги были потрачены на поддержку надежд украинского народа на сильную, демократическую власть, которая представляет их интересы», — заявила Нуланд.
И все же Порошенко не хочет подписывать экономическую часть соглашения с ЕС. Говорит это об одном: оценки по поводу катастрофических последствий такого шага для украинской экономики абсолютно верны. Это косвенно подтвердили премьер Яценюк со спикером Верховной Рады Александром Турчиновым, которые в марте тоже отказались подписывать экономическую часть соглашения с ЕС и ограничились лишь политической.
Заметим важный момент: Порошенко не озвучивает своего решения публично. Скорее всего, публикация в The Wall Street Journal является следствием сознательной утечки информации, чтобы оказать на Петра Порошенко политическое давление. Возможно, с той же целью сейчас организована утечка через WikiLeaks секретных депеш американских дипломатов о Порошенко. В них новый украинский президент характеризуется как коррумпированный и беспринципный — словом, как политик, имеющий негативный имидж.
Думаю, международные структуры давят на Порошенко, чтобы он все же подписал экономическую часть соглашение. После этого неизбежно последуют ответные экономические действия со стороны РФ. Россия будет полностью закрывать свой рынок от украинских товаров и применять радикальные меры для защиты своих экономических интересов, в том числе, в сфере энергоресурсов. Это значит, о скидках на газ для Украины речи больше не будет.
«СП»: — Если Порошенко под давлением все же подпишет экономическую часть соглашения, на Украине скачком усилится социальная напряженность, и страна может взорваться. Запад это не беспокоит?
— Западу, по большому счету, все равно, рванет Украина или нет. Для него главное вывести Украину из-под влияния России и не дать РФ усилиться за счет украинских предприятий, особенно работающих в сфере военно-промышленного комплекса.
После того как Украина будет окончательно разорвана, она окажется закабаленной договорами об экономической и политической ассоциации с ЕС, а также рядом кредитов, обязательных к выплате. В стране, скорее всего, будет продолжаться вялотекущая гражданская война. В таком состоянии Украина не будет представлять никакой ценности ни для Евросоюза, ни для России. Оба этих государственно-политических образования ослабнут и получат очаг нестабильности вблизи своих границ. Сейчас можно с уверенностью сказать, что от такого развития событий выиграют только США.
«СП»: — Как на это реагирует Россия?
— Москва ведет себя осторожно и прагматично, не совершает резких действий, и тщательно выбирает риторику. Напомню, что Владимир Путин назвал Порошенко «переходной фигурой». В случае если украинского президента все же заставят пойти на подписание экономической части соглашения, он действительно станет переходной фигурой, причем очень быстро.
«СП»: — Вы считаете, в этом случае на Украине будут еще одни досрочные президентские выборы?
— Нет. Просто масштабы анархии и охлократии разрастутся настолько, что на Украине наступит эпоха новой Руины.
Напомню, что так называлась эпоха, которая длилась на Украине примерно 100 лет после того как в 1651 году казачество и крестьянство восстали против поляков. Она характеризовалась полным разрушением экономики и хозяйственной жизни. Население массово бежало с Правобережья на Левый берег Днепра: современная Харьковщина, например, заселена именно выходцами с Правобережья, поскольку на тот момент уже находилась в составе и под защитой Московского царства. А Правобережье пребывало в состоянии анархии и войны всех против всех. Один гетьман приходил при поддержке поляков, второй — турок, третий провозглашал себя сам и брал в союзники татар, четвертый заигрывал с Москвой. Все они друг с другом воевали, все грабили население, а то и продавали его в рабство туркам. Эпоха Руины продолжалась до тех пор, пока Россия не превратилась, наконец, в мощную империю и не завоевала весь Новороссийский пояс, который потом товарищ Ленин отдал в состав Украинской ССР.
В случае наступления эпохи новой Руины, украинские политики, скорее всего, станут разыгрывать карту внешнего агрессора — России — в адрес которого можно аккумулировать недовольство и социальный протест населения. Другим жупелом станут жители Юго-Востока — в частности, Донецкой и Луганской областей. В такой обстановке гражданская война на Украине будет даже выгодна киевским властям…
— Думаю, Порошенко действительно не подпишет экономическую часть соглашения, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. — Украинская социальная сфера и без того понесет серьезные потери осенью, когда вступят в действие условия, под которые Украину кредитует МВФ. В этой ситуации подрыв украинской экономики только подольет масла в огонь.
Экономическое соглашение нужно было Европе, чтобы получить Украину в качестве рынка сбыта для своей продукции. Если Порошенко подпишет экономическую часть, ЕС можно смело исключать из числа конкурентов продукцию промышленного Юго-Востока Украины. Что в этом случае будет делать 20-миллионное население региона, ЕС мало волнует.
Порошенко как человек, не чуждый экономике — он олигарх и имеет отношение к производственным активам, — это прекрасно понимает и подписывать экономическую часть соглашения не станет.
В результате получается, что оба Майдана — и февральский, и ноябрьский — не достигли своих целей и были бессмысленными. Основным лозунгом осеннего Майдана, напомню, было подписание экономического соглашения об ассоциации с ЕС, лозунг февральского майдана — Украина без воров и олигархов. И что в итоге получилось? Президентом избрали олигарха, который отказывается подписывать экономическую часть соглашения. Как говорится, с чем боролись, на то и напоролись…
Фото: ИТАР-ТАСС/ Николай Лазаренко.