Власти Украины готовы прекратить огонь на востоке страны и перейти к реализации мирного плана. Об этом вечером 29 июля заявил госсекретарь США Джон Керри после переговоров с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным.
— Украина готова перейти к прекращению огня сейчас. Не в будущем. Сейчас. Но это произойдет на основе мирного плана Петра Порошенко. Он предусматривает переговоры с ополченцами, — сказал госсекретарь.
До этого Джон Керри провел переговоры с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.
— Лавров в очередной раз призвал администрацию США использовать свое влияние на киевские власти, чтобы добиться скорейшего прекращения огня и начала переговоров. В этой связи была подчеркнута необходимость вернуться к договоренностям, закрепленным в Женевском заявлении России, США, ЕС и Украины от 17 апреля, включая задачи прекращения применения силы и немедленного запуска открытого и подотчетного процесса конституционной реформы с участием всех регионов Украины, — заявили в МИД РФ.
В свою очередь президент США Барак Обама отметил, что не намерен прерывать диалог с Россией, Украиной и ЕС по вопросу урегулирования ситуации на Украине.
— Я продолжу контактировать с президентом Путиным, президентом Порошенко и европейскими союзниками для достижения такого решения, — сказал Обама в ходе телевыступления по ситуации на Украине, добавив, что разногласия Вашингтона с Москвой по Украине не являются новой «холодной войной».
В чем причина такой неожиданной «готовности» к миру? Надо учесть, что заявление главы американского внешнеполитического ведомства, подкрепленное словами президента, прозвучали на фоне введения ЕС и США ожидаемых «секторальных» санкций и сообщений CNN (которые Госдеп потом опроверг) об обстреле Донбасса баллистическими ракетами.
Известный политолог Борис Межуев в своей колонке «Огонь, уйди со мной» высказал предположение, что «Керри с Обамой почувствовали, что у русских кончается терпение, а они знают, что когда у русских оно кончается, у всех остальных начинаются крупные проблемы, причем надолго и всерьез».
— Не исключено также, что западные лидеры что-то узнали интересное о содержимых «черных ящиков», которые сейчас так внимательно изучают эксперты в Лондоне, — замечает Межуев.
В интернет-среде также активно обсуждается сообщение британского издания Financial Times со ссылкой на источник, приближенный к Владимиру Путину.
— Грядет война в Европе. Неужели вы действительно думаете, что это важно? — так якобы прокомментировал недавнее решение Гааги крупный российский бизнесмен, приближенный к Кремлю.
Стоит отметить, что о мире вдруг заговорил и президент Украины Петр Порошенко. Как сообщает его сайт, он обратился к президенту Белоруссии Александру Лукашенко с просьбой содействовать проведению в Минске 31 июля заседания трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе с участием второго президента Украины Леонида Кучмы, посла России Михаила Зурабова и представителя ОБСЕ. Сообщается, что Лукашенко уже согласился взять на себя роль посредника.
Политолог Сергей Михеев замечает: применение уловок — это стиль западной политики.
— Во-первых, Керри, говоря о том, что Киеву надо прекратить огонь, имел в виду, что это надо сделать для того, чтобы эксперты могли работать на месте падения Боинга, но он не говорил, что Киев готов прекратить операцию на Юго-Востоке вообще.
Во-вторых, мы уже видели одно перемирие в исполнении Киева, который это время использовал для перегруппировки сил, потому что чувствовал, что военного успеха нет или его недостаточно. Поэтому возникает вопрос — чем закончится новое перемирие (если оно вообще будет)? К тому же, в Киеве могут сказать, что за слова Керри украинские власти ответственности не несут…
Однако Запад все-таки нас боится. Россия обладает ядерным потенциалом, который опасен и для США, а для Европы — и подавно. Очевидно, что портить отношения до такой степени, чтобы поставить мир на грань войны, Запад не будет: вся концепция Штатов строится на том, чтобы выносить и решать проблемы за пределами собственного ареала обитания. Поэтому они, несомненно, опасаются РФ, но, тем не менее, ведут игру. И вот последними заявлениями американцы решили, что называется, подсластить нам пилюлю: с одной стороны, они приняли санкции, с другой — сделали несколько реверансов, мол, мы на вас давим, но войны не хотим, и трагедию из этого делать не стоит.
Правда, даже если Украина и готова прекратить боевые действия, непонятно — где поле для компромисса? То есть мало просто сказать о том, что АТО прекращается, нужен компромисс — дальнейшая федерализация
«СП»: — Снова на повестке дня всплывает Белоруссия как посредник в урегулировании кризиса, хотя мы помним, что некоторое время назад именно Украина отказалась от этой идеи…
— Просто ситуация никак не разрешается. Если раньше Украина отказывалась от посредничества Лукашенко, то сейчас, может быть, к нему и готова. Но в случае с Лукашенко здесь может вестись двойная игра. С одной стороны, белорусский президент как посредник близок нам, и Москва может согласиться с его кандидатурой, с другой — Лукашенко, став посредником, будет вынужден принимать во внимание позицию Украины и Запада. И он будет заинтересован в успехе собственной миссии, потому что если она провалится, Лукашенко может поссориться с РФ. То есть здесь «на лицо» хитрая и циничная разводка.
Политолог Семен Багдасаров также считает, что Киев не пойдет на реальное прекращение огня, а Штаты абсолютно не ощущают того, что они где-то перегнули палку. Наоборот — администрация Белого дома уверена в том, что она проводит правильную и взвешенную политику.
— Уже много раз политики Украины, США и Европы говорили о мире, но при этом всякий раз форсировались возможности военного решения проблемы. Сейчас идут боевые действия в районе Шахтерска, цель которых — перерезать связь Донецка с Луганском. Да и вообще: о каком мире и о каких компромиссах может идти речь, если с 1 августа Запад вводит против нас целый ряд отраслевых санкций?
Россия сейчас находится в «глухой обороне»: мы не вводим санкции, не считая косметических (в отношении ряда американских чиновников), не используем рычаги давления, которые у нас есть.
Наиболее уязвимые места США сейчас — это Афганистан и Ближний Восток. В Афганистане американские войска сильно зависят от нашего воздушного и железнодорожного транзита. Что касается Ближнего Востока, то в тот же Ирак американцы вложили несравнимо больше денег, чем в Украину. Только 140 млрд. долларов пошло на так называемое восстановление экономики Ирака, не говоря уже о сотнях миллиардах, потраченных на боевые действия, где погибло только пять тысяч одних граждан США. И здесь — в этом регионе, мы также могли бы занять жесткую и принципиальную позицию, но этого не делаем…
По мнению директора института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова Владимира Шаповалова, «мирным» инициативам американских и украинских политиков есть несколько объяснений.
— Во-первых, американцы выбросили последний козырь, объявив о секторальных санкциях. Это означает, что у них нет больше никаких возможностей давления на Россию. Что они могут предпринять еще? На мой взгляд, два варианта. Первый — полностью изолировать РФ, прекратив с нами все экономические, политические, дипломатические и культурных отношения, что на самом деле абсурдно и невозможно. Второй — объявить войну. Все. Никаких иных вариантов давления у США на Россию нет, потому что на протяжении всего украинского кризиса нас пугали только секторальными санкциями. Но позиция России так и осталась решительно неизменной. Более того, как показал практика, дальнейшее ужесточение санкционной политики со стороны США приводить не к уступкам, а к ужесточению позиции РФ.
Следовательно, следующий шаг американской администрации должен быть попыткой каким-то образом сбавить обороты, чтобы пойти на определенную разрядку напряженности
Но не все так просто. Позиция России с самого начала заключалась в том, что мы выступали за мирное урегулирование ситуации, за проведение переговоров — как внутренних (Киева с Донбассом), так и внешних (РФ с Западом). Причем весь спектр переговорного процесса Россия неоднократно инициировала. В ответ мы наблюдали одну и ту же картину: на словах Запад постоянно демонстрировал желание усадит все стороны за стол переговоров, на деле — его слова резко шли в разрез с заявлениями. Вот и сейчас Керри, заявляя в очередной раз о готовности Штатов к миру, всего лишь о нем говорит и ничего более. Надо учесть, что Штатам нужно показать миру, что не только Россия стремится к миру на Украине, но и Америка тоже делает для этого все возможное. То есть США стремятся не дать России выступить в этом конфликте в качестве миротворца, который разрешил бы конфликт, как это было в Сирии. Таким образом, заявления американских политиков — это снова всего лишь декларации о намерениях.
Фото: EPA / ИТАР-ТАСС