Япония и США сошлись во мнении, что необходимо продолжить давление на Россию. Об этом сообщила пресс-служба Белого дома по итогам телефонного разговора между вице-президентом США Джо Байденом и премьером Японии Синдзо Абэ.
Как следует из сообщения, «вице-президент приветствовал введение Японией санкций в отношении России с тем, чтобы она прекратила действия по дестабилизации ситуации на Украине».
Кроме того, Байден поддержал стремление Японии к пересмотру конституционного положения, запрещающего использование вооруженных сил за рубежом. Это, по заявлению Белого дома, «позволит укрепить американо-японский союз и позволит Японии вносить еще более значительный вклад в обеспечение региональной и международной безопасности и мира».
Напомним: 28 июля японское правительство приняло решение о расширении санкций в отношении России из-за ситуации на востоке Украины. В частности, было объявлено, что счета частных лиц и организаций, попадающих под ограничительные меры, будут заморожены, а импорт продукции из Крыма — запрещен. В МИД России расценили эти действия Японии «как недружественный и недальновидный шаг».
А первый пакет санкций против РФ Япония ввела 18 марта, после вхождения Крыма и Севастополя в состав России. Тогда Токио приостановил консультации с Москвой по облегчению визового режима и отложил начало переговоров по ряду совместных проектов. Позже, 29 апреля, Япония ввела аналогичные американским и европейским санкции в отношении 23 граждан РФ, чьи имена не разглашались.
Не исключено, что в стремлении Токио давить на Москву присутствуют национальные интересы. По мнению военного эксперта Анатолия Эль-Мюрида, если Киев, при поддержке Вашингтона, решится отвоевывать Крым, японцы могут попытаться воспользоваться ситуацией, чтобы вернуть Курилы. В этом случае пересмотр положения о запрете использования японских вооруженных сил за рубежом может оказаться очень кстати.
«Если мы будем вынуждены вернуть украинцам Крым, можно брать ластик и стирать Курильские острова с карты России», — отметил Эль-Мюрид.
Действительно ли Япония рассматривает такой сценарий, видит ли она в украинском конфликте средство решения территориального вопроса с РФ?
— Японские стратеги и аналитики при любом изменении международной обстановки пытаются рассматривать вариант возврата Южных Курил, — считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. — Для них возвращение островов - идея фикс, которая глубоко укоренилась в политических кругах Японии, экспертном сообществе, общественном мнении. До недавнего времени японцы выдвигали тему возвращения островов на первый план в двусторонних отношениях с Россией.
«СП»: — Сейчас японцы увязывают эту тему с Украиной?
— Такие увязки были. Едва Россия воссоединилась с Крымом, в право-консервативной японской газете «Санкей Симбун» начали обсуждать такой сценарий: если когда-нибудь, в результате трудных переговоров, Япония получит обратно четыре острова с русским населением, то Россия может впоследствии, по аналогии с Крымом, ввести на Южные Курилы свои войска. Украинский фактор, получается, японцы учитывают.
«СП»: — Рассматривают ли они возможность захватить Курилы силой?
— Возможно, в глубоких сейфах министерства обороны Японии такие сценарии имеются. Но в экспертном сообществе и политических кругах они не обсуждаются. Причина здесь, на мой взгляд, одна: Россия является ядерной державой. Как бы мы ни были слабы в экономическим отношении, как бы ни были изолированы политически, в каком бы плачевном состоянии ни находились наши Вооруженные силы, — у нас есть ядерное оружие, и оно является гарантом территориальной целостности РФ.
К тому же сейчас Россия укрепляется на Южных Курилах, которые при Борисе Ельцине были совершенно заброшены. Японцев это, конечно, беспокоит. Особенно им не нравится, что на Курилах будут базироваться два вертолетоносца типа «Мистраль», которые должна поставить нам Франция. Министр обороны Японии Ицунори Онодэра встречался недавно в Токио с французским коллегой Жан-Ивом Ле Дрианом, и просил приостановить продажу французских вертолетоносцев, поскольку их появление в регионе может оказать влияние на ситуацию «с точки зрения гарантий безопасности Японии».
Понятно, почему японцев беспокоят «Мистрали»: французы создали эти корабли для осуществления колониальной политики — высадке десанта на удаленных территориях. В Токио опасаются, что в крайней ситуации российский десант может объявиться на японских островах.
Да, сейчас усилия России сконцентрированы на Западе, в Европе, она вынуждена противостоять давлению европейцев и американцев. Но пока и Японии не до Курил — ей нужно отбиться от притязаний Китая на острова Сенкаку. Китайцы считают эти острова своими, и настаивают на том, что Япония незаконно их получила. Китайский премьер Ли Кэцян недавно вообще открыто заявил, что Япония «украла» эти острова у КНР. Китай, напомню, постоянно направляет к Сенкаку свои военные корабли, и ввел опознавательную зону ПВО, которая охватывает зону над спорными территориями.
В результате, Япония всерьез опасается, что Китай может попытаться отбить острова силой, и прорабатывает сценарии возвращения островов — в том числе, с помощью США. Поэтому, на мой взгляд, пока для Японии сценарий под шумок захватить Южные Курилы не актуален.
«СП»: — Но во время Второй мировой Японцы тоже до последнего не нападали на СССР — ждали, когда сильный противник ослабеет в войне с Германией. Если мы войдем в клинч с Украиной из-за Крыма, японцы могут посчитать, что удобный момент для возвращения островов настал?
— Не дай Бог, конечно, чтобы на границе с Крымом сошлись вооруженные силы России и Украины, тем более, если за Киевом будут стоить силы НАТО во главе с США. Это — наихудший сценарий. Действительно, во Вторую мировую Квантунская армия (главная, самая многочисленная и мощная группировка сухопутных войск Императорских вооруженных сил), которая дислоцировалась в Маньчжурии, ждала удобного момента, чтобы ударить по СССР. Тогда японцы вынашивали планы захватить Дальний Восток и Сибирь вплоть до Урала. Но эти планы рухнули, когда Советский Союз разгромил гитлеровскую группировку под Сталинградом.
Но сейчас, на мой взгляд, ситуация другая. И главное отличие, повторюсь, в том, что Россия имеет ядерное оружие. А Япония, со своими небольшими по площади островами, очень уязвима для ядерного удара. Именно поэтому японцы не будут лезть на рожон, и пытаться захватить Курилы…
— Безусловно, поддавшись грубому давлению со стороны Вашингтона на Юго-Востоке, Россия проявит слабость, и эта слабость спровоцирует волну ревизионистских претензий в отношении наших границ в различных регионах, и даже внутреннюю дестабилизацию, — уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Япония в этом случае в стороне не останется: она занимает по Курилам последовательную и неизменную позицию, и считает, что рано или поздно территориальная проблема будет решена в интересах Токио.
При этом, Япония никуда не спешит, и ждет благоприятного момента. Российская история, как показывает практика, подвержена циклическим кризисам государственности, и японцы считают, что благоприятный момент рано или поздно наступит.
«СП»: — Считается, что гарантом территориальной целостности РФ является ядерное оружие. Можно ли сказать, что в текущей ситуации оно уже не является гарантом, поскольку мы не пойдем на его применение, и все это понимают?
— Ядерное оружие, действительно, является оружием сдерживания, и существует для того, чтобы на суверенитет страны и ее территориальную целостность не решились покушаться. Но для того, чтобы оно работало, как оружие сдерживания, потенциальные противники должны быть уверены: в критическом случае ядерное оружие может быть применено.
Это возможно, если у руководства страны стоят элиты волевые, способные поставить интересы страны выше интересов человечества. Как правило, элиты США соответствуют этому критерию. С советскими и российскими элитами в этом плане часто возникали большие сомнения. Поэтому сегодня важно, чтобы таких сомнений не осталось.
«СП»: — Как скоро, в случае поражения Юго-Востока, может возникнуть угроза распада России?
— Если говорить о российском политическом режиме, его очевидный запас прочности составляет 5−7 лет. Но, к сожалению, у нас нет механизмов, которые бы гарантировали нас от перерастания политического кризиса в геополитический. Вопрос в том, чтобы такие механизмы создать. Это могут быть влиятельные группы элиты, в том числе, в силовом контуре, которые, безотносительно к раскладам сил в верховной власти, будут гарантировать территориальную целостность страны. В качестве аналогии можно привести роль турецких или египетских военных, которые независимо от позиции президентов и премьеров являются гарантами определенных принципов государственности, и самого существования государства…
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.