Спикер Верховной Рады Александр Турчинов в интервью украинскому «Пятому каналу» заявил, что европейская интеграция Украины должна проходить одновременно с интеграцией в НАТО. Работа сразу в двух направлениях поможет стране реформировать экономику, социальную и оборонную сферы. По мнению политика, реализовать эту амбициозную программу можно всего за пять лет.
«Сегодня только система коллективной безопасности, только система объединения усилий всех цивилизованных стран может остановить агрессию и поставить агрессора на место», — заявил Турчинов. Агрессора он не назвал, впрочем, украинская аудитория и так понимает, о ком идет речь.
Жаль разочаровывать Турчинова, но в Европе о его планах, очевидно, не слышали. Вечером 24 августа канцлер Германии Ангела Меркель в интервью немецкому каналу ARD заявила, что вопрос о вступлении Украины в НАТО не стоит на повестке дня. Более того, она сказала, что если украинский народ выберет не европейский, а евразийский путь развития, Европа не будет делать из этого «большой скандал». Но украинские власти не могут отказаться от своей риторики, ведь даже майдан начинался с обещаний защитить «европейский выбор» украинцев.
В общем-то, все предыдущие заявления европейских политиков, не считая самых уж рьяных адвокатов Украины вроде прибалтийских стран или Польши, говорили о том же. И даже депутат польского Сейма, зампред парламентской комиссии по международным делам Тадеуш Ивиньский 22 августа заявил, что Украина не вступит в ЕС и НАТО не то, что через пять, но и через 20 лет. Просто потому, что не сможет выполнить необходимых условий. И ладно бы депутаты, мало ли, какое у них мнение. Но даже председатель Еврокомисси Жан-Клод Юнкер прямым текстом сказал, что в ближайшие пять лет никаких расширений ЕС проходить не будет. «ЕС должен сделать паузу с расширением, чтобы мы могли упрочить то, что было достигнуто в формате 28 (стран ЕС)», — заявил он еще в июле.
Впрочем, то, что Запад не хочет принимать Украину в ЕС и НАТО вовсе не означает, что он готов отказаться от попыток установить полный контроль над этой территорией. Но Европа и США рассчитывают получить его без обязательств, которые несет официальное членство в Североатлантическом альянсе и Евросоюзе. Кроме того, у Вашингтона и Берлина есть некоторые расхождения во взглядах. Если США в целом не против принять Украину в НАТО, то Европа не хочет рисковать ради этого собственной безопасностью.
— Украинские власти в данном случае говорят о своей самой сокровенной мечте: вступлении в НАТО, а затем в ЕС, — говорит заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. — Они считают, что только таким способом смогут удержать контроль над страной. Украинская независимость ведь не была следствием национально-освободительной борьбы народа. Она стала результатом процессов, которые происходили в Москве. Поэтому перед украинскими элитами встал вопрос: а как сохранить независимость, если из-за внешних процессов ситуация снова изменится?
У них было два выхода. Первый — воспитать поколение людей, ненавидящих Россию, а второй — вступить в НАТО, и под щитом этой организации продолжать грабить украинский народ. В этом плане НАТО для них — голубой сон. Тем более что украинская «незалежность» заключается только в независимости от России, а всем остальным их элиты готовы служить, от Австро-Венгерской империи до Гитлера.
Есть и другой момент. Конечно, киевскому руководству поступают определенные сигналы с Запада. Давайте вспомним, какое мощное давление оказывал Вашингтон на своих союзников по НАТО, когда еще при Ющенко пытался протащить Украину в эту организацию. Тогда только сопротивление Германии и Франции сорвало эти планы. Поэтому сейчас без разрешения и сигнала со стороны хозяев Турчинов не стал бы делать такие заявления, как бы ему этого ни хотелось.
«СП»: — Ангела Меркель сказала, что Европа не будет «делать большой скандал», если Украина выберет евразийский вектор развития. В сочетании с позицией по НАТО не говорит ли это о том, что ЕС сделал шаг назад и готов ослабить давление на Украину?
— Это не более чем слова. Именно для того, чтобы Украина не смогла выбрать евразийский путь развития, и был организован государственный переворот в Киеве, в котором самое непосредственное участие принимала Европа и, в первую очередь, Германия. Ни в коем случае не нужно думать, что есть нехороший «дядя Вашингтон», который пытается все это совершить, и есть бедная Европа, которую заставляют идти на конфронтацию с Россией. А она, только дай ей возможность, завтра же заключила бы с нами союз.
Европа — это тоже хищник, давайте не забывать, что именно она создала величайшую в мире колониальную империю. Та самая мирная и гуманная старушка-Европа. У Европы с Америкой есть расхождение не в целях, а в методах. Вашингтон действует крайне грубо, пытаясь ломать Россию через колено, а Брюссель выступает за более тонкий, осторожный подход.
Но цель Европы — оторвать Украину от России и поставить под свой полный контроль, к чему они приблизились подписанием соглашения об ассоциации. Хотя Германия действительно не хочет добиваться своих целей путем кризиса в России. Экономические связи и политические отношения с нами для них тоже очень важны. Вот на этом расхождении в методах мы можем и должны играть. Но не питать иллюзий, что есть плохой полицейский в Вашингтоне и хороший — в Берлине.
«СП»: — Можно ли говорить о реальных перспективах вступления Украины в НАТО или ЕС?
— Речи о вступлении Украины ни в одно из этих объединений нет. Европа совершенно не хочет, чтобы Украина стала полноправным членом ЕС, потому что тогда придется не только брать, но и вкладывать, а этом им не нужно.
Что касается НАТО, вступление Украины тоже не в интересах Европы, потому что тогда появляется угроза прямого столкновения с Россией. Пятую статью устава Альянса никто не отменял, они обязаны защищать своих членов. Европа хорошо помнит опыт Саакашвили, когда он по указке США дал команду атаковать российские миротворческие силы в 2008-м. Если бы на тот момент планы Вашингтона сбылись, и Грузия стала членом НАТО, то в каком положении оказалась бы Европа? Это не отвечает их интересам, поэтому в ЕС и НАТО Украину никто в Европе брать не желает. Так что Турчинов, Порошенко и компания олигархов могут об этом только мечтать.
Военный аналитик Виктор Мясников объясняет, что вступление Украины в НАТО невозможно не только по геополитическим, но и по чисто формальным причинам — это противоречит уставу Североатлантического Альянса.
— В соответствии с уставом НАТО вступление Украины в эту организацию невозможно. Государство с неурегулированными территориальными вопросами не может стать членом Альянса, а у Украины есть Крым и, возможно, Новороссия. Одно это полностью лишает Украину всяких шансов на вступление в НАТО. Киев категорически не хочет признать статус этих территорий, как и Европа. Но даже если Киев признает свои новые границы, Европа вполне может отказаться это делать, просто чтобы не связываться с Украиной.
«СП»: — Не может ли Вашингтон надавить на Европу и способствовать вступлению Украины в НАТО, несмотря на территориальные споры?
— Вашингтон может на двухсторонней основе по отдельному соглашению вступать с Украиной в какие угодно военные отношения. Им совершенно необязательно, чтобы Украина вступала в НАТО. Например, по двустороннему соглашению Украина может предоставить свою территорию для размещения военных баз США, и НАТО для этого не нужно.
«СП»: — Почему Европа так не заинтересована сейчас во вступлении Украины в НАТО?
— Во-первых, по уставу НАТО должно защищать каждого своего члена, а Украина сейчас в предконфликтном состоянии с Россией, и такой риск европейской войны Альянсу совершенно не нужен. Во-вторых, экономическая ситуация на Украине такова, что она неспособна будет содержать армию в соответствии с положениями НАТО, которые предусматривают расходы определенного процента ВВП на военную сферу. Украина и сейчас постоянно просит помощи у Запада, а дальше просто сядет на шею. Это Европе не нужно, у них свои проблемы.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов предупреждает, что отсутствие перспективы вступления Украины в НАТО не исключает возможность появления западных военных баз на Украине. Для размещения американских военных объектов на территории страны членство страны в НАТО совсем не обязательно. Если Россия хочет предотвратить появление военных баз на своей границе, делать это нужно уже сейчас, иначе потом будет слишком поздно.
— Вступление Украины в ЕС исключено в перспективе ближайших десяти лет. Должны произойти какие-то невероятные события, чтобы эта ситуация изменилась. Среди ключевых игроков в ЕС нет консенсуса по вопросу дальнейшего расширения. Все понимают, что заявление Турчинова — заведомый блеф. Точнее, все, кроме украинской аудитории.
Что касается НАТО, в эту организацию стараются не принимать государства, которые имеют территориальные споры. В принципе, при большом желании эти положения можно обойти, но думаю, что такого желания не будет. Вступление в НАТО для Украины — самый высокий уровень военно-политической интеграции, который предполагает системные обязательства. Но Запад предпочтет отношения без обязательств.
Те же задачи можно реализовать путем размещения военных объектов на территории Украины, но без принятия ее в НАТО. Думаю, такие варианты не исключены и уже рассматриваются. Вашингтон будет выбирать режим сотрудничества, который удобен ему, а не Киеву.
«СП»: — Вы сказали, что есть вероятность размещения военных объектов НАТО или США на территории Украины даже без вступления в Альянс. Сможет ли Россия помешать этому?
— Мешать этому нужно уже сейчас. Если размещение баз или других объектов произойдет, с этим ничего нельзя будет поделать постфактум. Можно предотвратить такой сценарий, поспособствовав созданию буферного государства на территории Донбасса, а в Украине добившись максимальной децентрализации. Было бы правильно настаивать на превращении Украины в демилитаризованную зону, причем этот статус должен быть обеспечен международными соглашениями. Если не помешать возникновению военных объектов на Украине сейчас, потом будет слишком поздно.
О том, что руководство Украины рассматривает возможность установления особых отношений с США и размещения военных баз на своей территории говорит и директор Фонда гуманитарных стратегий Михаил Павлив.
— Совершенно очевидно, что Германия и Европа не хотят войны, они за мирное решение. Европейцы учитывают жесткую позицию России по поводу евроатлантических устремлений официального Киева, поэтому и звучат такие заявления Ангелы Меркель. Что касается слов Турчинова, ничем иным, кроме как предвыборной риторикой, их назвать нельзя, поэтому ценность их крайне невелика.
«СП»: — Можно ли говорить о каких-то сроках потенциального вступления Украины в Евросоюз или НАТО?
— Нет никаких сроков, потому что нет ни одной причины, по которой Украина может войти в ЕС. Этот вопрос даже не стоит в Евросоюзе на повестке. Они пытаются сохранить нынешнюю формулу существования Европейского Союза, потому что одни государства получают профицит от членства в ЕС, а другие просто от этого страдают. Поэтому внутренние проблемы ЕС не позволяют им даже задумываться о расширении, тем более за счет такого проблемного кандидата, как Украина.
«СП»: — А заявление Порошенко о том, что Украина может вступить в ЕС после 2020 года?
— Я бы на его месте тоже ничего другого не говорил. Порошенко адресует это заявление своему электорату, не более того.
«СП»: — Есть ли вероятность размещение западных военных баз на территории Украины без вступления страны в НАТО?
— Это крайне спорный вопрос. Исходя из того, что я сейчас слышу от украинских политиков и экспертов евроатлантической направленности, речь идет о том, чтобы попытаться получить некие союзнические отношения с США, но не с НАТО. НАТО — сложная структура, в ней много участников, а Соединенные Штаты имеют четкую позицию, которая совпадает с позицией нынешнего официального Киева. Поэтому стоит вопрос о союзнических отношениях и базах непосредственно США, но не НАТО.
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.