Запад в нерешительности. Первая волна санкций против России не привела к желаемому результату — позиция нашей страны по отношению событиям в Новороссии практически не изменилась.
Сейчас на Западе умерили жёсткую риторику против России, хотя угрозы продолжают звучать. В частности, планы российского правительства отправить на Украину еще одну колонну с гуманитарной помощью вызвали «беспокойство» в Вашингтоне. «Навязчивая» помощь России в США расценивается как «провокационная мера». Об этом заявила во время очередного брифинга для журналистов начальник пресс-службы госдепартамента Дженнифер Псаки.
Напомним, перед тем, как первый гуманитарный конвой пришёл на помощь восставшему Донбассу, США грозили России новыми серьёзными санкциями.
В свою очередь 23 августа канцлер Германии Ангела Меркель по итогам встречи с президентом Украины Петром Порошенко заявила, что новые санкции против России «могут быть введены, если ситуация на Украине ухудшится».
Отвечая на вопрос, будет ли Россия реагировать на новые санкции в ее адрес, глава МИД России Сергей Лавров 26 августа заявил, что «мы сделаем все, что будет необходимо для защиты наших законных интересов, в том числе интересов национальной безопасности во всех ее измерениях».
Стоит ли ждать нового обострения «санкционной войны» и чем ещё могут ущемить Россию США и их союзники?
— Решимость Запада продолжать санкционную войну с Россией значительно ослабла, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета Александр Шатилов. — В Европе, после ответных мер России, что называется, «посчитали — прослезились». И те заявления о возможности новых санкций, которые мы слышим, говорят, скорее, о желании взять Россию на испуг, и при этом попытаться сохранить лицо.
Всё более очевидно, что попытки «приструнить» Россию на украинском направлении оканчиваются практически ничем. Наша страна продолжает гнуть свою линию.
США при всей антироссийской риторике в отношениях с Россией придерживаются предельно прагматичной политики. Есть сферы взаимодействия, в которых США не пойдут на реальный конфликт с нами.
Ко всему прочему, в Штатах сейчас накалилась борьба между республиканцами и демократами. Республиканская элита, если не брать одиозных личностей вроде Джона Маккейна, выступает за нормализацию отношений с Россией. Поэтому они сделают всё возможное, чтобы не вводились серьёзные санкции против нашей страны.
Что касается Европы, то она, оценив первые же потери от контрмер России, пошла на попятную. В этом плане показательна встреча президента Германии Ангелы Меркель с президентом Украины Петром Порошенко. Никакой реальной поддержки киевский режим от этой встречи не получил и ничего обнадёживающего не услышал.
Наоборот, в немецкой элите всё громче разговоры о федерализации Украины. Правда, это вчерашний день. Донецк и Луганск теперь уже меньше, чем на независимость не согласятся. Тем не менее, изменение позиции немецких политиков — показательный момент.
Что касается санкций за гуманитарный конвой, согласитесь, это звучит просто человеконенавистнически. Даже для уха западного обывателя. Думаю, поэтому ждать здесь серьёзных проблем не стоит. Раз уж первый конвой прошёл, пойдут и другие.
«СП»: — Что должно произойти, чтобы Запад всё-таки, несмотря на большой ущерб себе, применил против нас жёсткие санкции?
— Там, где Запад мог уязвить нас без больших потерь для себя, он это сделал. В европейской элите изначально не было единства по поводу санкций. У меня ощущение, что после ограничения импорта сельхозпродукции из ЕС в Россию, горячие головы там поостыли. И теперь Евросоюз до последнего будет стараться не участвовать в усилении санкционной конфронтации. Да и в целом на Западе сейчас отсутствует политическая воля на ведение жёсткой линии против России, на возобновление Холодной войны. Слишком там привыкли жить в гедонистическом ключе. В этом плане больше волевого начала присутствует в руководстве РФ.
«СП»: — В интервью «СП» политолог Валерий Соловей говорил, что для России будет болезненным запрет на импорт технологий двойного назначения. Это может сильно затянуть процесс перевооружения российской армии или вовсе сорвать его.
— Уже сегодня большая часть подобных поставок прекращена. С другой стороны, ситуация с французскими «Мистралями» показывает, что ради Украины в Европе не хотят отказываться от выгодных контрактов. Тем более, если это влечёт за собой выплаты значительных неустоек.
Но если серьёзные санкции в военной сфере всё же будут введены, в условиях глобализации предотвратить утечку технологий двойного назначения вряд ли возможно. Если уж не всегда удаётся сохранить в секрете ядерные технологии, то более безобидные разработки тем более попадут к тем, кто в них сильно заинтересован. К тому же в России вводятся в действие программы импортозамещения.
— Что касается ЕС, пик санкционной войны уже пройден, — считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. — Слишком болезненно для экономики этой организации обходится противостояние с Россией.
Что касается США, многое зависит от того, какое решение они в итоге примут. Если они поймут, что делать им на Украине больше нечего и постараются постепенно выйти из конфликта, о санкциях речи не будет. Если же они постараются затянуть украинский кризис и своё противостояние с Россией, то новые санкции вполне могут быть введены. Не думаю, что они будут слишком жесткими в любом случае. Мы живём во взаимозависимом мире. А Россия пока не использовала даже 10 процентов своих возможностей в области ответных санкций.
«СП»: — То есть срыв перевооружения российской армии нам не грозит?
— Что касается перевооружения российской армии, то хочу напомнить, что в условиях гораздо более трудных, чем сейчас, Советский Союз создал к концу 30-х годов одну из сильнейших и хорошо вооружённых армий мира. Сегодня мы — страна, которая обладает самыми сложными технологиями в области космоса и ядерного оружия. Поэтому технологии двойного назначения мы сможем разработать и сами. Могут быть неприятные задержки. Скажем, газотурбинные двигатели для боевых кораблей мы способны сами создать через 2−3 года. Да, замедлится обновление ВМФ, но это некритичная ситуация.
— Думаю, в нынешней ситуации Запад сначала попытается примирить Россию и Украину, — говорит политолог Павел Святенков. — Больше всего заинтересованы в том, чтобы сильнее ущемить Россию, США, которые экономически мало связаны с нашей страной и поэтому нанести нам существенный ущерб в этой области не могут. Без ЕС санкции против России бессмысленны, а именно ЕС старается максимально разрядить ситуацию.
К тому же сами США сейчас сильно связаны событиями в Ираке, где исламский Халифат грозит подорвать влияние Штатов на Ближнем Востоке, а заодно и сильно понизить рейтинг и авторитет Барака Обамы. Ведь именно Обама предложил мирный план, согласно которому после вывода американский войск в Ираке должен был сохраниться дружественный США режим. Однако, как мы видим, ситуация развивается в совсем ином ключе.
Кроме того, внимание Белого дома отвлечено событиями в Израиле.
Поэтому прямо сейчас американцы на новые санкции против России, скорей всего, не пойдут. В этом смысле характерно, что угрозы санкций в последнее время слышны от американских политиков второго-третьего уровня.
Фото: ИТАР-ТАСС.