В начале недели министр обороны США Чак Хейгел, находясь с визитом в Тбилиси, потребовал от России отвода войск от границы с Грузией. Стенограмму его выступления уже опубликовала пресс-служба Пентагона: «США продолжают призывать Россию полностью отвести свои войска от границы с Грузией. Мы приветствуем стойкость, которую Тбилиси проявляет в данном вопросе».
Американец пообещал поставку США военных вертолетов UH-60 Black Hawk в Грузию, что предусматривается решением стран НАТО на минувшем саммите в Уэльсе. «Углубление сотрудничества (с Грузией) особенно важно, когда происходит аннексия Крыма, которую США не признают, и которая представляет опасность для региона, также как действия России в Грузии», — заявил Хейгел.
Тбилиси получил на саммите так называемую «золотую карту», статус партнера НАТО № 1. Тем самым Вашингтон послал сигнал, в первую очередь России, о стратегической важности для него кавказского направления. Но готова ли Россия сегодня уйти из своих традиционных многовековых сфер влияния по первому окрику из Вашингтона? Ведь, скорее всего, Хейгел говорит о российских военных в Абхазии и Южной Осетии. Между тем, уже анонсировано подписание до конца этого года соглашение России с Абхазией о создании общей системы обороны.
Чего добивается Америка на Кавказе и как может отстоять свои интересы Россия в этом регионе? На эти вопросы «СП» ответил генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
— Вашингтону важно убедить собственных граждан, что Россия вынашивает агрессивные планы. Фактически же призывы к передислокации российских войск не имеют никакого смысла. Отношения с Грузией у Москвы сегодня лучшие за все 23 года, прошедших с распада СССР.
Аннексировать Грузию или принимать в свой состав для России совершенно не нужно. Зачем нам дополнительные сложности, обусловленные слабым состоянием ее экономики? Держать крупные военные силы на границе со стороны России также не имеет большого смысла — там соседствуют кавказские республики, которые в состоянии справиться с военными вызовами даже без помощи армии, как показал поход бандформирований со стороны Чечни в Дагестан.
Однако американцы любые действия России заранее объясняют нашей выдуманной агрессивностью, не требующей никакого доказательства… На деле же для пиар-акции по деланию из нас мировых агрессоров не хватает материала.
Подобные заявления также призваны воздействовать на грузинскую элиту, для которых главной идеей остается самостоятельность их страны. Внедрение самой мысли о том, что Россия активно на эту самостоятельность покушается, уже способно перевести наши отношения из хороших в плохие.
Ведь Грузия — это ключ ко всему Закавказью. Через ее территорию, как ни крути, идет железная дорога из Россию в Армению, к нашему главному союзнику в регионе. Вся связь с внешним миром из Азербайджана возможна только через территорию Грузии. При этом регион Баку остается третьей в мире территорией по мощности нефтяных месторождений. И, если даже в Саудовской Аравии нефти больше, то на Каспии она на порядок качественнее.
Кроме того, Грузия занимает географически очень выгодное связующее положение между Азией и Южной Европой. Поэтому в случае ее вхождения в НАТО, создания антироссийской территории, влияние России и на Балканах и на Каспии резко упадет. И восточнее Каспия тоже! Ведь и на Казахстан, и на Туркмению активно давят со стороны Запада, чтобы они поставляли углеводороды на мировой рынок в обход России. Далее, сегодня с нашим участием строится транскаспийский трубопровод с востока на запад, под транзитные поставки Казахстан наращивает на Каспии флот. А при антироссийской Грузии с базами НАТО смысла во всем этом просто нет, поскольку Азербайджан все равно не имеет прямого выхода к морю. Поэтому для России самое логичное — иметь хорошие отношение с Грузией
«СП»: — Может быть, США готовят захват Абхазии, ведь без Сухуми транзит каспийской нефти нельзя организовать в Черное и Средиземное моря?
— Для Грузии Абхазия — житница, без нее они не могут себя полностью прокормить. Также можно вспомнить, что у Америки есть цель умалить значение и необходимость для Европы нашего «Южного потока». Ведь США продвигают альтернативный проект, газопровод «Джейхан» из Каспийского региона в Южную Европу через территорию Турции.
— Америка паникует: ее экономика близка к кризису, под вопросом доминирование на планете ее основанной на долларе финансовой системы… Кроме того она терпит поражения в Афганистане, Ираке, Иране и на Украине. Поэтому Вашингтон сейчас «отстреливается», — говорит директор Центра геополитических исследований Леонид Ивашов.
— В мире поднимаются крупные центры влияния за рамками контроля Штатов. Это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Фактически в этих организациях, да и во всем мире Россия начинает играть роль духовного лидера, в то время как Китай претендует на роль экономического лидера. Всеми силами Вашингтон стремится остановить возрождение России как влиятельной и мощной державы.
При этом отреагировать на призыв главы Пентагона об отводе наших войск от границы с Грузией на нашей суверенной территории можно, например, призвав в ответ Соединенные Штаты отвести большую группу своих войск от границы с Мексикой. А, если нам ответят, что Пентагон не держит никаких войск у мексиканской границы, то и мы никакой группировки на границе с Грузией не имеем. По общему информационному наполнению этот призыв очень похож на утверждение печально знаменитой Псаки о российских учениях на границе с Украиной — в Астраханской области! В любом случае, это не приемлемо — указывать суверенной стране, что ей делать на собственной территории.
«СП»: — Некоторые подозревают, что очаги напряжения одновременно с украинской стороны и с грузинской на границе России являются частью некого целостного масштабного плана по разрушению нашей страны. Существует ли такой план?
— На мой взгляд, все телодвижения Вашингтона на мировой арене, включая те из них, что затрагивают российские интересы, являют собой набор бессистемных мер и санкций.
Если же посмотреть, почему в данном случае Пентагон так обхаживает Тбилиси, то надо вспомнить, что стратегия глобального доминирования США включает в себя контроль всех ключевых районов земного шара, главных коммуникаций и глобальных ресурсов. Грузия является и ключевым районом по транзиту Европа-Азия и открывает доступ к каспийским месторождениям энергоносителей, имеющим глобальную значимость.
Открывая грузинскую войну 2008 года, в Америке думали, что уже имеют это все в своем кармане. Они подготовили Саакашвили, который должен был решить эту задачу за них, но уже утратили свои позиции в Тбилиси. Поэтому они так стремятся вовлечь Грузию в НАТО, хотя Западная Европа однозначно выступает против.
Реализация планов Вашингтона в Грузии реально угрожает России. Америка же продолжает наращивать давление по всем направлениям, однако испытывает при этом дефицит геополитических средств. На этом пути некоторые представители американской политики стали достойными учениками Геббельса и даже превзошли его, ведь он базировал свою пропаганду на бесконечной лжи. Делается это с целью усиления потенциала США в мире, но механизмы дают сбой. Те же санкции оказываются не очень эффективны, поскольку их введению сопротивляются крупные державы даже из числа американских союзников. Германия сопротивляется их ужесточению, Олланд часто публично колеблется. Так или иначе, эти санкции не привели пока ни к каким серьезным последствиям для России. В этой ситуации стратегическими союзниками Вашингтона в Евросоюзе становятся такие страны как Эстония, Латвия и Литва, просто более крупных сателлитов уже не находится, они постепенно выходят из-под американского контроля.
«СП»: — Как вы оцениваете возможности России по отстаиванию своих интересов на Кавказе?
— Все зависит от нашей последовательности. Москва должна всегда исходить из того, что Кавказ — это стратегический вектор нашей политики. В частности, надо узаконить присоединение Абхазии и Южной Осетии к России. Необходимо постепенно запустить процесс общественного обсуждения об этом воссоединении.
Фактически сегодня уже более 80% населения Абхазии являются гражданами России. Это откроет хорошие возможности для назначения референдума о присоединении к нам в Южной Осетии и Абхазии. Эти республики уже были готовы на подобные шаги сразу после грузинской войны 2008 года. Я лично разговаривал с президентами Ардзинбой и Багапшем. Они просились сначала в Россию, потом в СНГ, но российские политики побоялись, что их не поймут Буш или Обама, и не решились на назначение референдума. Хотя при согласии Кремля местные политические элиты с удовольствием организовали бы голосование в обеих кавказских республиках. А все дело в том, что эта часть российской элиты ориентировалась на Запад, создавала там базу для будущего побега к обеспеченной жизни. Но теперь, кажется, они поняли, что Запад их не ждет, и ситуация в России меняется.
Однако, если Новороссия и Крым устоят, сегодня откроются новые возможности для проведения референдума, для возвращения Абхазии и Южной Осетии в Россию на солидной серьезной основе.
Фото: министр обороны США Чак Хейгл (справа) и министр обороны Грузии Ираклий Аласания (слева)/ ИТАР-ТАСС/EPA.