Очередные переговоры лидеров России и Украины, возможно, пройдут в середине октября. По информации РИА Новости, о намерении снова увидеться с Владимиром Путиным Петр Порошенко заявил в четверг, 25 сентября, в ходе своей большой пресс-конференции в Киеве. По его словам, встреча должна произойти в течение трех недель. А местом встречи станет Европа.
В Кремле Интерфаксу подтвердили вероятность скорого личного контакта президентов России и Украины. Однако точную дату такой встречи не назвали. Как пояснил журналистам помощник президента РФ Юрий Ушаков, «эта тема обсуждается, но без конкретных сроков».
Впрочем, не исключено, что площадкой новых переговоров Владимира Путина и Петра Порошенко станет Милан, куда российский лидер был приглашен еще в июле для участия в форуме «Азия-Европа» (АСЕН). Мероприятие как раз запланировано на вторую половину октября.
В каком формате состоится встреча президентов России и Украины, пока неизвестно.
По словам Порошенко, она может пройти как в широком, так и в двустороннем формате. Но все «будет зависеть от обстоятельств», в частности, «от успешности реализации мирного плана на Востоке Украины».
Стоит напомнить, что этот самый мирный план стал, собственно, главным итогом предыдущей встречи лидеров России и Украины, которая состоялась в Минске в конце августа.
Правда, о настоящем мире все еще говорить не приходится. Скорее, о хрупком перемирии…
К тому же, Киев, как выяснилось, вовсе не собирается предоставлять Донбассу никакого особого статуса.
Нужно ли тогда нашему президенту идти на контакт с Порошенко? И каким в этом случае может быть предмет предстоящих переговоров?
— Нам совершенно нет нужды сейчас гадать, каким может быть предмет встречи президента и нужно ли президенту идти на эту встречу, — считает заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. — Потому что есть очень много сопутствующих обстоятельств, которые не находятся в зоне общего доступа. То, что известно президенту, несмотря на всю открытость СМИ, неизвестно нам с вами, независимо от того, насколько в большей или меньше степени люди вовлечены в этот процесс.
Это — первое.
Второе. Так как эти встречи уже проводились, нет ничего удивительного в том, что подобная встреча может состояться (как сейчас можно выражаться) «на полях» миланского саммита. Но ожидать от нее какого-то прорыва, думаю, нет никаких оснований.
«СП»: — Почему?
— Порошенко на пресс-конференции ясно и четко дал понять, что он не собирается идти навстречу населению Донбасса. Не собирается выполнять их пожелания.
Достаточно вспомнить, с какой ухмылкой он раскрыл «страшную тайну» о том, что никакого особого статуса у республик Новороссии нет. А есть только особый порядок управления, да и то на три года. Что, кстати сказать, полностью расходится с договоренностями в Минске, где зафиксировано условие об особом статусе Донбасса.
Соответственно, Россия сейчас заинтересована в том, чтобы напомнить об этом, и в том, чтобы настоять на неукоснительном соблюдении этого положения минской встречи.
Евросоюз, Соединенные Штаты очень любят говорить о том, что они пойдут на отмену санкций после того, как Россия начнет реально выполнять эти минские договоренности. Хорошо. Но только пусть они сначала заставят и своего вассала Порошенко выполнить хоть что-то из этих договоренностей.
Сейчас идет большая, сложная дипломатическая игра. И в этой игре использовать встречу с Порошенко можно и нужно.
«СП»: — Естественно, для Порошенко важно хоть что-то выторговать у России на пороге безгазовой холодной зимы. А нам?
— Выторговывать он, конечно же, будет. Это типичное всегдашнее свойство «незалежных правителей» Украины. Последние двадцать с лишним лет они только этим занимались. Только сейчас, когда они объявили о полном разрыве с Россией и переориентации на Запад, выторговывать стараются и у нас, и у них.
Вспомните, как Порошенко заявил, что восстанавливать Донбасс, разрушенный по его приказу, будут на деньги Запада. Европейцы должны скинуться на один миллиард долларов и оплатить восстановление развороченной украинскими гаубицами инфраструктуры Донбасса.
«СП»: — Мало того, строительство «великой украинской стены» имени Яценюка тоже должны оплатить жители Европы…
— Естественно. Кто-то говорил, что, может, стоит привлечь украинских олигархов. Но это быстро забылось. Потому что одним из главных украинских олигархов является сам господин Порошенко.
За свой счет ничего делать он не собирается. За счет Коломойского — даже если собрался — не сможет. За счет Ахметова тоже не получится. И так далее. Поэтому, пусть платят европейцы …
Но одновременно Киев постарается выторговать что-нибудь и из России. Не заплатив, по долгам, получить газ, например. Яценюк же заявил: «Россия готовится к новой атаке на Украину через попытку ее заморозить». О том, что Украина просто не платит за газ, премьер предпочел не говорить…
«СП»: — Вот еще будем считаться из-за такой «мелочи». Всего-то пять миллиардов долларов долга…
— В Киеве, видимо, так и считают. Поэтому ничего удивительного нет, что Порошенко, скорей всего, будет просить каких-то преференций, будет говорить, что нужно помочь Украине, что надо снизить цены на газ.
Это все стандартный сценарий. Ничего в нем нового нет.
И ожидать от этой встречи какого-то прорыва, что что-то изменится, нет никаких оснований. Россия уже заявляла о том, что она будет поставлять газ на Украину только после исполнения ею существующих договоренностей и хотя бы частичного погашения задолженности. Мы ведь в последнее время даже не требовали полного погашения долга…
«СП»: — А для Новороссии что-то изменится?
— Полагаю, что для Новороссии сейчас ничего не изменится ни в худшую, ни в лучшую сторону. Потому что Порошенко (еще раз повторяю) ни на какие уступки для Новороссии не пойдет. Это однозначно.
С другой стороны (точно так же однозначно) Россия не позволит Порошенко расправиться с Новороссией. Сколько бы ни публиковали сейчас панических заявлений о том, что Россия сдает Новороссию, Россия сливает Новороссию, это все чепуха.
Поэтому будет еще не один раунд в сложной и длительной борьбе за Украину, и, в первую очередь, за Новороссию. Она не закончится сейчас и, к сожалению, не закончится в ближайшее время.
По мнению руководителя фонда исторических исследований «Основание», председателя координационного центра «Новороссия» Алексея Анпилогова, на Украине сформировалось два центра силы: с одной стороны, это власти в Киеве, с другой — власти восставшего Донбасса:
— Отрицать данный факт, как это делает Порошенко, глупо. И уже даже неважно: собирался он предоставить особый статус Донбассу в одностороннем порядке или нет. Никто в Донбассе не будет выполнять никаких указаний Порошенко. В силу того хотя бы, что сейчас Донбасс занят укреплением собственной государственности.
Перелицованные старые формы украинской государственности, где у Донбасса нет ни законодательных, ни судебных, ни властных полномочий, Донецкой и Луганской республикам ни к чему. Потому что все по-прежнему будет распределяться, приниматься и раздаваться из Киева.
Поэтому, безусловно, выбор предмета встречи, скорее, за Путиным, нежели за Порошенко.
Порошенко вообще сейчас находится в очень стесненной ситуации. В первую очередь, из-за не выигранной войны. Да, танки Новороссии не дошли до Киева. Но для Порошенко самое страшное, что танки Киева не дошли до Донецка. И поэтому ситуация с не выигранной войной включает сейчас для Порошенко центробежные процессы на всей территории Украины. И эти центробежные процессы поддерживаются плачевным состоянием нынешней украинской экономики.
Реально уже нечем закрыть дыру в угольном балансе — мы уже слышим о желании поставлять уголь из России. Нечем закрыть дыру в газовом балансе…
«СП»: — Как это может быть связано с темой предстоящей встречи?
— Единственным человеком, который может каким-то образом за счет государственного влияния воздействовать на Газпром, является президент РФ Владимир Путин. И, скорей всего, на предполагаемой встрече его будут пытаться убедить оказать Украине необходимую поддержку. В первую очередь, углем газом, возможно, какими-то финансами.
Что будут требовать от Украины взамен? Вот это уже вопрос дипломатического торга России на все те моменты, которые могут укрепить российское влияние на Украине. И обеспечить безопасность в Донбассе, который вряд ли вернется в украинских проект в том виде, в котором этого хочет Петр Порошенко.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель