Президент РФ Владимир Путин и канцлер ФРГ Олаф Шольц 15 ноября провели телефонный разговор — первый за два года. Представители государств Запада по-разному на это отреагировали.
Первым выступил глава киевского режима Владимир Зеленский. Он назвал беседу Шольца и Путина «ящиком пандоры». Канадский премьер Джастин Трюдо поддержал диалог двух лидеров и заявил, что сотрудничество необходимо для разрешения конфликта на Украине.
В свою очередь, премьер-министр Польши Дональд Туск подчеркнул, что «телефонная дипломатия» не заменит западную поддержку Киеву. По его словам, следующие недели станут решающими для будущего всего региона.
Писатель, политик, историк Николай Стариков в беседе со «Свободной Прессой» напомнил, что звонок Путину был буквально сразу после публикации данных о том, что на новых выборах в Германии Шольцу ничего не светит, как и его партии.
«Таким образом, мы опять видим ситуацию, когда без пяти минут отставной западный политик имеет гораздо больше возможностей говорить, выступать, а теперь и звонить, чем те, у кого политические перспективы, что называется, текущего характера. Канцлер Шольц уходит и поэтому может сделать хоть что-то хорошее для ФРГ и, может быть, Европы», — пояснил собеседник издания.
На вопрос СП", почему так не делает, например, уходящий глава дипломатии ЕС, Стариков ответил: у Жозепа Борреля просто нет полномочий. Он фактически министр иностранных дел Европейского Союза.
«Что он может сделать? Да, он может кому-то позвонить, но следующий, кто придет на его место, изменит эту ситуацию. Боррель не обладает национальным суверенитетом, которым в хоть какой-то степени обладает Шольц — все-таки он канцлер Германии, а не канцлер ЕС», — указал Стариков.
Он не исключает, что некий разлад на Западе может действительно сегодня возникнуть. Но его не нужно ни драматизировать, ни недооценивать.
«Был ли в политическом сообществе Соединенных Штатов разлад накануне выборов. Еще какой. Но потом вышел старший товарищ в виде глубинного государства и объяснил, что все должны улыбаться, пожать друг другу руки и спокойно передавать власть тому, кого еще вчера называли фашистом. А разлад был. Так что, ситуация с Шольцем — это шторм, который на поверхности моря, но глубины еще не взбаламучены», — уточнил Стариков.
Писатель добавил, что сегодня разные европейские политики могут осуждать или поддерживать немецкого канцлера, делать заявления, но это не имеет ровным счетом никакого прикладного значения.
Ранее Шольц, общаясь с представителями СМИ, объяснил, почему решил позвонить президенту РФ.