История

Морской троллейбус на подводных рельсах

120 лет назад в Англии вошла в эксплуатацию подводная электричка

  
6922
Морской троллейбус на подводных рельсах

Много чего видело человечество, но такое! Словно на длинных ходулях по морю катит непонятное сооружение с пассажирами. Под водой проложены рельсы, и для людей поездка превращается в романтичную морскую прогулку. Вот что уж точно можно было назвать морским трамвайчиком, вернее троллейбусом.

В морское «плавание» по рельсам

Эти самые необычные на планете железнодорожные пути были проложены в свое время в Великобритании. Те, кто первый раз лицезрел столь странную и впечатляющую конструкцию, которая по ним двигалась, не сразу осознавали, что это вообще такое. Поездом ее назвать было нельзя — поезда по воде не ходят. Но и кораблем данное сооружение совершенно не являлось, ведь судам рельсы ни к чему. А тут еще и работает от электричества!

Ошеломляющее изобретение некоторые воспринимали, как некое подобие парома, другие сравнивали его с трамваем. По бумагам же это удивительное техническое новшество проходило, как электрическая железная дорога. На вид сооружение напоминало паука-сенокосца. В простонародье его так и именовали. А сконструировал «Длинноногое чудо» техники инженер по профессии англичанин Магнус Волк, о котором в России не все и знают. А ведь эта его работа поистине уникальна! Тогда, на исходе позапрошлого столетия, электричество являлось главным увлечением всей планеты. И именно Магнус Волк был пионером в области строительства электрических железных дорог. Местом для прокладки путей стало побережье Брайтона. Действовать дорога начала в 83-м году XIX-го века, и уже за полгода своего существования ею воспользовались более трех десятков тысяч человек.

Железнодорожное полотно было чуть более полукилометра в длину, а ширина колеи сначала равнялась 61 сантиметру, а затем, после технического усовершенствования, стала чуть более 80-ти. Но, по замыслу Магнуса, протяженность железной дороги нужно было увеличить. Претворению же этой идеи в жизнь препятствовала массивная гора на берегу. Можно было бы, конечно, построить виадук, но это требовало крупных финансовых вложений. К тому же, талантливый инженер не искал традиционных путей в своих изобретениях, ему было интересно проявить неординарную новаторскую мысль. В результате, то, что он создал, и стало таким вот оригинальным транспортным средством.

Железнодорожное полотно предполагалось проложить примерно в 70-ти метрах от берега. По плану, в периоды прилива, ежедневно (и довольно длительное время) дорога находилась бы под водой. И лишь в значительно меньшие часы, когда наступал бы отлив, рельсы и шпалы были бы видны на обнажаемой поверхности дна. Поэтому нужно было изобрести для вагонов, которые бы передвигались по этой дороге, высокие и прочные «ходули».

Немногим более двух лет потребовалось для воплощения этой идеи в жизнь. Начали строить «морскую» железную дорогу и необычную конструкцию для передвижения по ней летом 1894 года, а уже в 1896-м, в конце осени, строительство было завершено и продленную «железку» торжественно открыли.

На слом!

И вот 28 ноября изобретение Магнуса Волка, которому дали имя «Пионер», «отчалило» от пирса Брайтона и пошло в восточном направлении. Около получаса понадобилось ему, чтобы преодолеть расстояние в четыре с половиной километра. На пирсе Роттингдин, куда прибыл чудо-поезд, его уже встречали радостные крики и овации ожидавших его людей, пришедших увидеть своими глазами уникальную конструкцию. А посмотреть было на что. Daddy Long Legs, что в переводе означало «папочка на длинных ногах» (такое имя дали в народе необычному изобретению) представляло из себя платформу, являющуюся одновременно палубой, на ограждениях которой висели спасательные круги.

Крепилась установка на семиметровых «конечностях». В свою очередь, их опорой являлись четырехколесные телеги, а их колеса были более 80-ти сантиметров в диаметре. Причем, вся подвижная подводная основа была снабжена необходимыми приспособлениями, чтобы конструкция могла беспрепятственно перемещаться. В частности, тележки были оснащены кожухами, а скребки, которые на них крепились, убирали морские водоросли с железнодорожного полотна. Пассажиры необыкновенного поезда могли расположиться в удобном салоне размером чуть более семи с половиной метров в длину и неполных четырех метров в ширину. Кожаные кресла, дорогое ковровое покрытие, шикарная люстра, цветочки, которыми был украшен салон, и прочие атрибуты комфорта создавали все условия для пассажиров.

Кроме того, желающие во время путешествия могли выйти на верхнюю и нижнюю палубы и полюбоваться плещущими внизу волнами. «Пионер» был рассчитан на полторы сотни пассажиров. Правда, уже через несколько дней в результате сильнейшего шторма гигантская паукообразная конструкция рухнула в море. После ремонта и восстановления «длинноногий папочка» вернулся в строй и продолжил перевозить пассажиров вплоть до 1900 года. Перспективы по его дальнейшему функционированию прервали планы, связанные со строительством волноломов. Идея переноса рельсов в связи с этой затеей, категорически не понравилась Магнусу Волку, так как это требовало серьезных денежных затрат и он не взялся за этот проект. В результате, уникальный морской трамвай закончил свое существование рядом с причалом в Брайтоне, от которого и отходил в свои необычные рейсы. Гениальная конструкция стояла и ржавела, пока, наконец, ее не разобрали на металлолом. Так же поступили и с рельсами. И теперь только шпалы из бетона, обнажающиеся во время отлива становятся ярким напоминанием об уникальнейшей электрической железной дороге на Земле.

Снимок в открытие статьи: изобретение Магнуса Волка Daddy Long Legs publicdomainreview.org

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня