80 лет назад, 19 октября 1934 года, родился российский конструктор Тамерлан Бекирбаев. Он стоял у истоков создания советских зенитно-ракетных комплексов, но наиболее значительный вклад внес в создание лучших в мире РСУ истребителей.
Ракетой по пятому поколению
Тамерлан Бекирбаев, окончив в 1958 году Московский авиационный институт, пришел в НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова. Где трудится и поныне. Прошел все ступени должностной лестницы — от инженера до начальника научно-исследовательского отделения. Был главным конструктором ряда разработок, воплощение которых в конкретных продуктах повысило боеготовность отечественных Вооруженных сил.
При его активном участии были созданы ЗРК «Куб» и «Бук». И если в разработке первой модификации «Бука» он принимал участие как старший инженер, а затем начальник лаборатории, то в последние модификации он внес вклад уже будучи конструктором с мировым именем. Во всяком случае, разработки Бекирбаева неизменно вызывают повышенный интерес в оборонных кругах стран НАТО. Если у «Бука» вероятность поражения истребителя одной ракетой лежала в пределах от 0,8 до 0,9, то у «Бука-М2», принятого на вооружение в 2008 году, этот показатель вырос до 0,9−0,95. И произошло это в значительной мере благодаря вкладу Бекирбаева, который является корифеем РЛС.
По свидетельству ряда экспертов, «Бук-М2» на данный момент — самое эффективное средство противовоздушной обороны среднего радиуса действия, превосходящее по дальности и эффективности поражения все существующие мировые аналоги.
Дальность поражения самолетов типа F-15 находится в пределах от 3 до 50 км при высоте полета от 10 м до 25 км. При этом максимальная скорость обстреливаемых целей составляет 1100 м/сек навстречу и 400 м/сек вдогон. Количество одновременно обстреливаемых целей в новой модификации возросло с 18 до 24. Темп стрельбы составляет 4 сек. Система управления огнем отличается высокой чувствительностью и помехозащищенностью, позволяющей обнаруживать и уничтожать с вероятностью поражения до 0,7 цели, имеющие эффективную площадь рассеяния на уровне 0,05 кв.м., то есть истребители пятого поколения, созданные на базе стелс-технологии.
«Меч», посрамивший F-15A
В 1975 году Бекирбаев был назначен главным конструктором системы управления вооружением (СУВ) истребителя Су-27, в которую входили бортовая РЛС, оптико-электронная прицельная система, вычислительная машина, система управления оружием, нашлемный целеуказатель. При этом в ТЗ были заданы чрезвычайно высокие требования к РЛС. Она должна была превосходить по параметрам американскую РЛС AN/APG-63 самолета F-15A — первую в мире бортовую станцию импульсно-доплеровского типа с полностью цифровой обработкой информации.
AN/APG-63 оснащалась щелевой антенной с гидроприводом, обеспечивающей обзор пространства в диапазоне ±60 градусов по азимуту и углу места. Использование нескольких режимов излучения позволяло РЛС обнаруживать воздушные цели с ЭПР до 3 кв.м. на встречных курсах на дальности до 100 км и на догонных курсах на дальности до 50 км, а также осуществлять сопровождение до 10 целей с захватом и последующим сопровождением одной из них.
Все эти возможности были реализованы в РЛС Су-27, получившей название «Меч». При этом Бекирбаев превзошел американскую станцию. «Меч» был оснащен фазированно-щелевой антенной, реализующей механическое сканирование в горизонтальной плоскости и электронное управление лучом в вертикальной плоскости. Это было громадное преимущество, поскольку электронное перемещение луча в вертикальной плоскости позволяло в режиме обзора при горизонтальном механическом сканировании луча практически мгновенно направлять его на ранее обнаруженные цели. Это обеспечивало при многострочном обзоре в 3 раза более частое, чем при механическом сканировании, обращение антенны к ранее обнаруженным целям. Таким образом, радикально решался вопрос повышения точности прогнозирования положения цели в режиме сопровождения на проходе. А это позволяло осуществлять одновременный обстрел нескольких целей с их непрерывно-дискретным подсветом. Для F-15 это было недоступно.
Первые боевые машины Су-27 начали поступать в ВВС в 1984 году. Они были оснащены мощной по возможностям системой управления вооружения. В нее входили:
— радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 с РЛС Н001;
— цифровой вычислитель Ц100;
— оптико-электронная прицельную система ОЭПС-27 с оптико-локационной станцией ОЛС-27;
— нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ»;
— система единой индикации СЕИ-31 «Нарцисс» с прицельно-пилотажным индикатором на фоне лобового стекла и индикатором прямого видения;
— систему управления оружием.
При этом СУВ Су-27 была унифицирована с СУВ истребителя МиГ-29. Работу по созданию общей СУВ выполнил Бекирбаев, в 1977 году он был назначен главным конструктором по этой теме.
К сожалению, в результате дипломатических интриг в РЛПК-27 не была использована уникальная бекирбаевская разработка электронного сканирования в вертикальной плоскости. Она была применена позже — в истребителе Су-30МКИ.
Страшнее «Барса» зверя нет
Последняя и самая «мощная» работа Тамерлана Османовича — радиолокационная система управления (РЛСУ) «Барс» для Су-30МКИ, предназначенного для ВВС Индии. Разработка «Барса» началась в первой половине 90-х годов, когда отрасль находилась в глубоком пике. Несмотря на естественные (и неестественные) для того периода трудности РЛСУ была создана в короткие сроки. По своим параметрам система находится на уровне требований аппаратуры для летательных аппаратов пятого поколения.
Она представляет собой радиолокационную систему с электронным сканированием лучом. И использует пассивную фазированную антенную решетку. В настоящий момент производится глубокая модернизация РЛСУ «Барс» с целью замены пассивной ФАР на активную. Это позволит повысить как скорость перемещения луча, так и помехозащищенность системы.
Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности в 10 метров.
«Барс» имеет универсальную возможность работы со всеми видами целей: наземными, воздушными и морскими. При этом одновременно сопровождаются до 15 воздушных целей и имеется возможность одновременного поражения четырех. При переходе на активную ФАР этот показатель вырастет в полтора-два раза.
РЛСУ «Барс» способна обнаруживать группу танков на расстоянии до 50 км, эсминец — 150 км, железнодорожный мост — 120 км. Для воздушных целей этот параметр равен 140 км на встречных курсах и 60 на догонных.
И в заключение необходимо выразить надежду на то, что «Барсом» наконец-то начнут оснащать истребители, предназначенные не только для индийских ВВС, но и для отечественных.
Cнимок в открытие статьи: самолет ВВС РФ Су-30/ Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС