История / День в истории

«Аллигатор» меняет на боевом посту «Крокодила»

Армейскую авиацию пополнит тысяча новых ударных вертолетов

  
30132
«Аллигатор» меняет на боевом посту «Крокодила»

28 октября армейская авиации России отмечает свой профессиональный праздник. В этот день в 1948 году в подмосковном Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, которая получила на вооружение вертолеты Ми-1. Именно она положила начало армейской авиации как отдельному роду войск.

Долгие поиски «крыши»

В 50-е — 60-е годы отечественный парк военных вертолетов был представлен в основном машинами Ми-2, Ми-4, Ми-6 и Ми-8. Несмотря на то, что они имели на борту и вооружение в виде пулеметов, а то и ракет на подвеске, им была отведена роль, прежде всего транспортных и десантных машин. Их уязвимость на поле боя не давала возможности использовать эти машины для нанесения ударов по военной технике и живой силе противника. Также первые вертолеты конструктора Миля использовались в разведке, в спасательных операциях и в качестве корректировщиков огня, и для обеспечения связи.

При этом армейскую авиацию (АА) можно условно назвать вертолетными войсками. Довольно долго принадлежность этого рода войск у военных стратегов вызывала немало споров. И ее приписывали то к ВВС, то к Сухопутным войскам. В начале 70-х годов АА наконец-то надолго вошли в состав Сухопутных войск. Произошло это в связи с появлением первого в СССР ударного вертолета — Ми-24, на долгие годы ставшего грозным оружием на поле боя.

От транспортных вертолетов Ми-24 отличало не только наличие мощного вооружения, но и повышенная живучесть машины. Для чего кабина, включая стекло, была бронированной. Бронировались и основные системы. Были спроектированы средства, которые существенно снижали вероятность возникновения пожара и взрыва при полученных в бою повреждениях.

Однако «структурные приключения» АА на этом не завершились. В 1990 году она стала самостоятельным родом войск. Но в 2003 была возвращена в ВВС. Последнее переподчинение произошло в 2010 году — АА поступила в распоряжение ОСК (Объединенных стратегических командований) «Запад», «Центр», «Восток» и «Юг».

Основные задачи, которые ставятся перед АА, — поддержка с воздуха общевойсковых формирований, ведение тактической воздушной разведки, высадка тактических воздушных десантов и огневая поддержки их действий, радиоэлектронная борьба, постановка минных заграждений.

В настоящий момент АА располагают восьмью авиационными базами. На вооружении стоят вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-8МТВ5, Ми-8МТКО, Ми-14, Ми-24Д, Ми-24 В, Ми-24П, Ми-24Р, Ми-24К, Ми-24ВО, Ми-24ПН, Ми-26, Ми-28, Ми-28Н, Ка-27, Ка-29, Ка-50, Ка-52, АНСАТ-У.

Основу технической базы составляют ветераны Ми-8 и Ми-24. Однако уже в этом десятилетии они будут вытеснены современной машиной Ми-28Н, получивший название «Ночной охотник». При этом будет значительно увеличено (до 200 машин) количество вертолетов Ка-52 «Аллигатор».

Вертолетный парк АА к 2020 году пополнится такими новыми разработками ОКБ Миля как десантно-транспортный Ми-8МТВ-5 (первый полет в 1995 году), штурмовой Ми-8МТШ «Терминатор» (первый полет в 1997 году), тяжелый транспортный Ми-26Т2 (первый полет в 2006 году), ударно-транспортный Ми-35М (первый полет в 1997 году).

Всего в АА к 2020 году должны поступить более тысячи новых и модернизированных вертолетов. Количество авиабаз возрастет с 8-ми до 14-ти.

«Аллигатор»

Ка-52 «Аллигатор», начавший поступать в части армейской авиации в 2011 году, был создан на базе Ка-50 «Черной акулы», прекрасно зарекомендовавшей себя в многочисленных горячих точках на протяжении двух последних десятилетий. Он на 85% повторяет своего предшественника. Столь высокая степень унификации позволила сократить время разработки, снизить количество инженерных ошибок, упростить налаживание серийного производства машины.

В отличие от Ка-50 «Аллигатор» — двухместный вертолет. Компоновка его кабины не имеет аналогов в мире: пилоты расположены «бок о бок», а не один за другим. За счет этого удалось повысить как управляемость машины, так и выживаемость экипажа.

Ка-52 может применять тяжелые системы управляемого и неуправляемого оружия, он оснащен современным круглосуточным обзорным комплексом и системой обмена данными. «Аллигатор» эффективен как для борьбы с танками и тяжелой бронированной техникой, так и для подавления живой силы в нерегулярных боевых действиях, т.е. в борьбе с партизанами.

Прицельно-навигационный комплекс «общается» с экипажем при помощи пяти жидкокристаллических дисплеев и нашлемного целеуказателя. Он оснащен РЛС, тепловизором, ТВ-камерами, лазерным дальномером. Наведение ракет на цель может осуществляться различными способами.

ЛТХ Ка-52

Длина — 16 м

Высота — 5 м

Диаметр главного винта — 14,5 м

Масса пустого — 7800 кг

Максимальная взлетная масса — 11300 кг

Масса боевой нагрузки — 2800 кг

Максимальная скорость — 350 км/ч

Крейсерская скорость — 250 км/ч

Дальность — 520 км

Статический потолок — 3600 м

Динамический потолок — 5500 м

Максимальная скороподъемность — 10 м/сек

Допустимый угол крена — +/-70 град

Допустимый угол тангажа — +/-60 град

Стрелковое вооружение — подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов

Ракетное вооружение:

— противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950 мм

— неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.

— 4 управляемые ракеты «Игла-В»

— контейнеры с пушками или пулеметами.

«Ночной охотник»

Ударный вертолет Ми-28Н в первый раз поднялся в воздух в 1997 году. В декабре 2008 года завершились его государственные испытания. А в октябре следующего года вертолет был принят на вооружение Российской армии в качестве основного ударного вертолета.

Проблема размещения экипажа в Ми-28Н решена по-иному, чем в Ка-52. Штурман находится впереди, пилот — сзади и выше. Кабина полностью бронирована, включая и боковые стекла. Штурмана и пилота разделяет бронированная перегородка.

Вертолет имеет систему пассивной защиты при аварийной посадке со скоростью до 12 м/сек. Она представляет собой систему амортизаторов кабины, шасси и кресел.

Машина оснащена двумя двигателями ВК-2500−02 мощностью по 2700 л.с. В случае отказа одного из них полет продолжается на работающем агрегате. При этом у «Ночного охотника» по сравнению с Ми-24, прозванного «Крокодилом», в 2 раза меньшая заметность в инфракрасном диапазоне.

Но главное достоинство этого вертолета состоит в использовании самого современного и эффективного электронного оборудования, позволяющего совершать боевые вылеты и поражать цели в любое время суток и при любой погоде. Как утверждают разработчики — даже в абсолютной темноте, искусственно созданной лабораторным путем.

При этом вертолет за счет высоких характеристик Системы автоматического управления способен в условиях отсутствия видимости совершать полет с отслеживанием рельефа местности и маневрировать на 5-метровой высоте. «Ночному охотнику» доступны такие фигуры высшего пилотажа как петля Нестерова, переворот Иммельмана, бочка. Способен он совершать боковой и задний полет со скоростью 100 км/час.

Вооружение Ми-28Н аналогично вооружению «Аллигатора». Такая же 30-мм пушка. Блоки неуправляемых ракет. Управляемые ракеты «Атака-В» и «Игла-В». Блоки с широким набором пулеметно-пушечно-минометного оружия. На внешних подвесках также могут крепиться ПТБ или неуправляемые авиабомбы.

ЛТХ Ми-28Н

Длина — 21,15 м

Высота — 4,8 м

Диаметр несущего винта — 17,2 м

Размах крыла — 4,88 м

Масса пустого — 8550 кг

Максимальная взлетная масса — 12100 кг

Масса полезной нагрузки — 2300 кг

Максимальная скорость — 324 км/час

Крейсерская скорость — 265 км/час

Боковая и задняя скорость — 100 км/час

Практическая дальность — 460 км

Статический потолок — 3700 м

Динамический потолок — 5700 м

Минимальная высота полета — 5 м.

Снимок в открытие статьи: Ка-52 во время специальных учений Восточного военного округа/ Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня