Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
18 декабря 2014 11:07

Ту-160: ракетоносец, который Украина распилила

«Белый лебедь» опередил стратегическую авиацию США на два десятка лет

67744

18 декабря 1981 года совершил первый полет стратегический ракетоносец Ту-160. До сих пор он является самым лучшим в своем классе. Американские аналоги отстают от него по некоторым параметрам почти в полтора раза. Изменения ситуации не ожидается до конца 30-х годов.

Хрущевское отставание

Стратегический ракетоносец Ту-160, названный Белым лебедем, на первом этапе имел непростую судьбу. Когда ушел на пенсию Н.С.Хрущев, не дававший хода развитию авиации, обнаружилось, что в сегменте межконтинентальных самолетов, способных доставлять ядерное оружие на другой континент, Советский Союз несколько отстал от США.

У нас имелся, как, впрочем, и сейчас имеется турбовинтовой Ту-95, появившийся в 50-е годы. Он был симметричен американскому В-52. Оба этих самолета могли преодолевать громадные расстояния с большим запасом ядерных бомб. Однако к концу 60-х годов мощность средств ПВО существенно возросла, и «старичкам» стало весьма проблематично преодолевать заслоны.

В связи с чем, как стало понятно из разведсообщений, в США началась разработка бомбардировщика нового поколения — сверхзвукового, с изменяемой стреловидностью крыла. В конечном итоге он был создан, получив имя В-1 Lancer.

СССР кинулся в погоню. В конце 1967 года вышло постановление Совмина о начале работ по новому многорежимному стратегическому межконтинентальному самолету. К работам были привлечены два ОКБ — Сухого и Мясищева. Туполевское ОКБ в это время решало грандиозную задачи создания первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144, поэтому его к работам по бомбардировщику не привлекли.

Аванпроекты на обеих фирмах были завершены в 1971 году. У Сухого самолет имел схему «летающего крыла». Он демонстрировал прекрасные аэродинамические качества при продувке, но при этом имел небольшую неустойчивость из-за неточной центровки. ОКБ Мясищева попыталось развить начатую прежде тему по созданию бомбардировщика нового поколения, ужесточив требования ТЗ по скорости и боевой нагрузке. При этом была выбрана схема «утка».

Во время выполнения аванпроекта Сухим и Мясищевым у ВВС возрос аппетит, и к перспективной разработке были предъявлены новые, более жесткие требования. Два ОКБ попытались возроптать. Однако заказчиком это было воспринято как неуверенность в своих силах. И к созданию самолета подключили ОКБ Туполева.

Выигрыш тендера

Ту-160 — уникальный самолет, сделанный «наоборот». До момента его создания туполевцы перековывали мечи на орала, то есть переделывали военные машины в гражданские. Из Ту-16 получился Ту-104, из Ту-95 — Ту-114. При создании же ракетоносца в значительной степени был использован не только опыт, полученный при создании сверхзвукового лайнера Ту-144, но позаимствован и целый ряд технологических наработок. Более того, планер ракетоносца в значительной степени схож с планером лайнера.

Ту-144 сыграл и роль психологического «толкача» туполевского проекта. Когда комиссии были представлены предложения трех ОКБ, то вначале члены комиссии склонялись принять проект ОКБ Мясищева. Но был принят во внимание и опыт создания туполевцами Ту-144, что предполагало гарантированное получение заявленных характеристик.

Одним из основных требований к самолету было обеспечение большой дальности. При этом зону ПВО противника перспективный самолет должен был преодолевать на большой высоте со сверхзвуковой скоростью, а основной полет к точке удара выполнять на оптимальной высоте с дозвуковой крейсерской скоростью. Необходимо было увязать и скоростные качества с эксплуатацией машины на укороченной ВПП. Что же касается ракетно-бомбовой нагрузки, то первоначально предполагалось доставлять к месту бомбометания 30 тонн полезного груза. Этот показатель в результате был значительно превышен.

Портрет чемпиона

На разработку уникальной машины и построение первого прототипа ушло почти 10 лет. В первый раз Ту-160 поднялся в воздух 18 декабря 1981 года. «Конкурент» — В-1 — взлетел намного раньше, 23 декабря 1974 года. Однако «американец» получился сыроватым. Его доводили до ума целых 12 лет, на вооружение он поступил в 1986 году, Ту-160 всего лишь годом позже.

Причем замах у компании Rockwell был грандиозным. В-1 совершил качественный скачок, существенно опередив по возможностям все бомбардировщики стран-членов НАТО. Однако было построено лишь 4 В-1А с повышенными характеристиками. Причем это были прототипы, в строевые части они не пошли. После них было выпущено 100 В-1 В, которые оказались поскромнее по своим возможностям. Это было вызвано и исключительной дороговизной В-1А, и его непростым нравом при пилотировании.

А Ту-160 стал абсолютным чемпионом мира по всем параметрам, характеризующим самолеты дальней бомбардировочной авиации. Этим титулом он владеет и по сей день. Ту-160 является самым крупным и самым мощным (тяга — 100 тс) в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой стреловидностью крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу (275 тонн) и ракетно-бомбовую нагрузку внутри фюзеляжа (45 тонн).

Правда, в конце 90-х годов его опередил по незаметности американский В-2 Spirit, изготовленный по стелс-технологии. Однако это (единственное!) преимущество было достигнуто за счет чрезвычайной дороговизны. Ту-160 стоит 250 млн. долларов, В-2 — 2 млрд.

Всего было выпущено 35 Ту-160 — 27 серийных и 8 прототипов. В настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 16. В середине нулевых годов началась их последовательная модернизация с целью замены авионики на более современную. Также серьезные доработки проводятся на двигателях — повышается их мощность, надежность и межремонтный срок.

10 машин находились в ВВС Украины. Однако часть из них в счет оплаты долгов за газ была передана в Россию, часть распилена в присутствии наблюдателей из США.

В двух бомбоотсеках Ту-160 может располагаться до 45 тонн различного оружия — крылатые ракеты Х-55 и Х-55М, гиперзвуковые ракеты Х-15 (скорость 5М), свободнопадующие и корректируемые бомбы и мины — как фугасные, так и с термоядерными боеголовками. Предполагается вооружение ракетоносца новыми ракетами Х-101 и Х-102 с дальностью в 5500 км, боезарядом 400 кт и максимальным отклонением от цели в 10 м.

ЛТХ Ту-160, В-1А, В-1 В и В-2

Длина: 54,1 м — 46,0 м — 44,8 м — 20,9 м

Высота: 13,1 м — 10, 2 м — 10,2 м — 5,1 м

Размах крыла: 55,7/35,6 м — 41,6/23,8 м — 41,6/23,8 м — 52,12 м

Площадь крыла: 232 кв.м. — 181,2 кв.м. — 181,2 кв.м. — 460 кв.м.

Максимальная тяга двигателей: 4×25000 кгс — 4×13542 кгс — 4×13960 кгс — 4×7700 кгс

Масса пустого: 110000 кг — 64860 кг — 86180 кг — 71700 кг

Максимальная взлетная масса: 275000 кг — 176800 кг — 216365 кг — 171000 кг

Масса топлива: 148000 кг — н/д — н/д — 73000 кг

Максимальная скорость: 2230 км/ч — 2300 км/ч — 1328 км/ч — 1010 км/ч

Крейсерская скорость: 915 км/ч (максимальная крейсерская 1500 км/ч) — н/д — н/д — 775 км/ч

Практическая дальность без дозаправки: 14000 км — 9817 км — 12000 км — 11100 км

Длительность полета без дозаправки: 15 ч — н/д — н/д — 6,5 ч

Практический потолок: 21000 м — 18900 м — 18200 м — 15240 м

Скороподъемность: 4400 м/мин — н/д — н/д — н/д

Максимальная боевая нагрузка: 45 т — 34 т — 34 т и 22 т на внешних подвесках — 27 т

Произведено: 35 — 4 (прототипы) — 100 — 21

Эксплуатируется: 16 — 0 — 66 — 20

Экипаж: 4 — 4 — 4 — 2.

В заключение необходимо сказать, что Россия в сфере дальней стратегической авиации будет опережать США даже при самом худшем развитии сценария как минимум до конца 20-х годов. В США уже давно висит в воздухе программа Next-Generation Bomber — «Бомбардировщик следующего поколения». Периодически она меняет свое название с Bomber-2016 (год получения нового бомбардировщика) на Bomber-2018 и т. д. Сейчас называется уже Bomber-2022. Есть и еще один амбиционный проект Bomber-2037, который предполагает создание чего-то совершенно запредельного. Однако дальше разговоров и совсекретных заседаний дело не идет.

А ОКБ Туполева приступило к реализации проекта создания перспективного бомбардировщика с использованием стелс-технологии (ПАК ДА), который должен появиться в 2025 году. Даже если сроки сместятся, то до 2037 года останется уйма времени.

Так что неизвестно, сколько еще лет, а то и десятилетий Ту-160 будет лучшим из лучших.

Снимок в открытие статьи: бомбардировщик Ту-160 во время посадки на авиабазе ВВС РФ «Энгельс-2"/ Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Последние новости
Цитаты
Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня