Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
23 декабря 2014 11:15

Каких бомбардировщиков боится Вашингтон

Перспективы развития стратегической авиации в России и США

22712

23 декабря — День Дальней авиации России (ДА), учрежденный в 1999 году приказом главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова. Именно в этот день в 1914 году совершил первый испытательный полет крупнейший в мире самолет «Илья Муромец» — «стратегический бомбардировщик» начала прошлого века. По современному состоянию Дальняя авиация России является сильнейшей в мире.

Предвоенный рост

Тяжелая бомбардировочная авиация страны начала бурно развиваться в 30-е годы. Именно в этот период были созданы три Армии особого назначения резерва Главного командования, каждая из которых располагала 250 самолетами. Причем большинство из них составляли бомбардировщики дальнего действия, поддерживавшиеся истребителями сопровождения.

Наращивание мощи происходило стремительно. Уже к концу десятилетия тяжелая дальнебомбардировочная авиация (так тогда называлась ДА) состояла из пяти авиакорпусов, трех отдельных авиадивизий и одного отдельного авиаполка. На вооружении находилось около 1500 самолетов трех типов — ТБ-З (Туполев), ТБ-7 (Петляков-Туполев) и ДБ-З (Ильюшин).

Это были очень серьезные машины, и каждая из них имела свои достоинства. Но лучшим был, несомненно, бомбардировщик ТБ-7, называвшийся также Пе-8, разработанный бригадой Владимира Михайловича Петлякова в ОКБ Туполева. Причем лучший не только в СССР: по многим параметрам машина превосходила лучшие иностранные самолеты этого класса.

На высоте четырехмоторный ТБ-7 развивал скорость в 450 км/ч и при этом нес до 5000 кг бомбовой нагрузки. Имел потолок в 9500 метров, недоступный истребителям начала 40-х годов. И при этом обладал вполне эффективным защитным вооружением — двумя 20-мм пушками и четырьмя пулеметами, что позволяло бомбардировщику летать без истребителей прикрытия. Он имел дальность в 3500 км, которую при использовании ПТБ можно было довести до 6000 км.

ТБ-7 безраздельно господствовал в воздухе. Не случайно в 1942 году Молотов летал на нем в Лондон, не опасаясь ни зенитного огня, ни германских истребителей.

ОКБ Туполева становится законодателем моды

Тяжелая бомбардировочная авиация неоднократно переименовывалась и переподчинялась. В 1942 году она стала называться Авиацией дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандующего.

К этому моменту на вооружении АДД находились 3000 самолетов. Основу составляли двухмоторные бомбардировщики Ил-4. С 1942 по 1944 год было выпущено более 6 тысяч этих машин. Это была глубокая модернизация ДБ-3, дальность полета увеличилась до 3800 км, а потолок вырос до 8900 м. Бомбовая нагрузка была вдвое меньше (2500 кг), чем у ТБ-7, но при этом и стоимость производства самолета была значительно ниже. Именно этим объясняется его массовость. И эксплуатация была проще, а в экипаж входили четыре пилота вместо восьми у машины Петлякова.

С 1944 года и по нынешний день дальняя бомбардировочная авиация называется Дальней авиацией и входит в состав ВВС страны.

В послевоенный период в ДА пришло множество новых бомбардировщиков. Какие-то машины продержались в строю меньше десяти лет, какие-то больше. Но были и знаковые события, на долгие годы оставившие след в истории ВВС. И не только в истории — две машины актуальны и поныне. Выпущены они ОКБ Туполева, которое является законодателем моды в бомбардировочной авиации.

Хороша была машина ОКБ Мясищева 3 М, продержавшаяся в строю с 1956 по 1994 год. Этот реактивный бомбардировщик мог поднимать в воздух 18 тонн бомбовой и ракетной нагрузки. И при этом имел дальность, приближавшуюся к 15 тыс. километрам.

Ну, а Ту-95, который на два года старше бомбардировщика Мясищева, до сих пор находится в строю. Хоть его возраст уже и приблизился к 60-летнему рубежу. Правда, самолет постоянно модернизировался, на нем периодически обновлялись авионика и силовая установка. Теперь самолет называется Ту-95С.

А в 1987 году в ДА пришел уникальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, названный «Белым лебедем». Он является самым крупным и самым мощным (100 тс) в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу (275 тонн) и ракетно-бомбовую нагрузку, размещаемую внутри фюзеляжа (45 тонн). При этом у него рекордный потолок (22 тыс. метров), а по скорости (2230 км/ч) он обыгрывает все бомбардировщики стран НАТО, в том числе и тактические. Самый скоростной стратегический бомбардировщик ВВС США — В-1В — развивает скорость в 1330 км/ч.

В новом тысячелетии

Если сравнивать лишь количественный состав ДА России и США, то мы оказываемся слабее почти в полтора раза: в ВВС России в строю находятся 89 стратегических бомбардировщиков, у ВВС США их 132.

Однако анализ качества бомбардировщиков дает противоположную картину. Почти половину американского стратегического воздушного флота представляют послевоенные перестарки — В-52. Количество их ровесников в ДА России — Ту-95 — не достигает 20%. Обе машины на протяжении полувека, разумеется, периодически модернизировались. Но замену В-52 предполагается выпустить не ранее 2040 года. Что же касается Ту-95, то его в середине 20-х годов планируется заменить новой разработкой ОКБ Туполева — ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации).

Разработка туполевской новинки ведется с соблюдением строжайшей секретности. Известно лишь, что это околозвуковое летающее крыло, выполненное по стелс-технологии и оснащаемое ракетным вооружением нового поколения, которому также предстоит пройти испытания.

Наиболее массовыми (70%) у нас являются сверхзвуковые (более 2М) дальние бомбардировщики Ту-22М3. Их «соперник» — В-1В — проигрывает по скорости (1,25М). А также в соответствии с СНВ-3 не является носителем ядерного оружия.

Самым «мощным» американским бомбардировщиком считается В-2 Spirit («Дух»), произведенный компанией Northrop. Но в связи с тем, что это очень дорогая «игрушка» — его стоимость превышает 2 миллиарда долларов, была построена лишь 21 машина. За 20 лет эксплуатации два бомбардировщика были утрачены. Оценивая этот околозвуковой бомбардировщик, следует учитывать, что его главное достоинство заключается в малозаметности. Также он имеет хорошую ракетно-бомбовую нагрузку, достигающую 27 тонн. Но это чуть ли ни в два раза меньше, чем у Ту-160 (45 тонн). И по всем остальным характеристикам, за исключением малозаметности, Ту-160 на голову выше американского «Спирита». Правда, на внешних подвесках В-2 можно разместить еще 22 тонны бомб и ракет. Но при этом значительно возрастает заметность этого самолета.

Сравнение российской и американской ДА было бы неполным без учета вооружения стратегических бомбардировщиков. Самое современное оружие нашей ДА — крылатая ракета Х-102 с ядерной боеголовкой, имеющая низкую видимость (ЭПР — 0,01 кв.м.). Ее дальность составляет 5500 км.

Американская AMG-129ACM имеет такую же ЭПР, но при этом меньшую дальность — 3700 км. Также отклонение от цели у нее больше, чем в 3 раза — 30−90 м против 10 м у Х-102.

ЛТХ Ту-160, Ту-22М3, В-1 В и В-2

Длина: 54,1 м — 46,0 м -41,5 м — 44,8 м — 20,9 м

Высота: 13,1 м — 11 м — 10,2 м — 5,1 м

Размах крыла: 55,7 м/35,6 м -34,3 м/23,3 м — 41,6 м/23,8 м — 52,12 м

Площадь крыла: 232 кв.м. — 183 кв.м. — 181,2 кв.м. — 460 кв.м.

Максимальная тяга двигателей: 4×25000 кгс — 2×25000 кгс — 4×13960 кгс — 4×7700 кгс

Масса пустого: 110000 кг — 78000 кг — 86180 кг — 71700 кг

Максимальная взлетная масса: 275000 кг — 12600 кг — 216365 кг — 171000 кг

Масса топлива: 148000 кг — 53550 кг — н/д — 73000 кг

Максимальная скорость: 2230 км/ч — 2300 км/ч — 1328 км/ч — 1010 км/ч

Крейсерская скорость: 915 км/ч (максимальная крейсерская 1500 км/ч) — 930 км/ч — н/д — 775 км/ч

Практическая дальность без дозаправки: 14000 км — 7000 км — 12000 км — 11100 км

Длительность полета без дозаправки: 15 ч — н/д — н/д — 6,5 ч

Практический потолок: 21000 м — 13300 м — 18200 м — 15240 м

Скороподъемность: 4400 м/мин — н/д — н/д — н/д

Максимальная боевая нагрузка: 45 т — 24 т — 34 т и 22 т на внешних подвесках — 27 т

Произведено: 35 — 497 — 100 — 21

Эксплуатируется: 16 — 41 (109 в резерве) — 66 — 19

Экипаж: 4 — 4 — 4 — 2.

В заключение необходимо сказать, что Россия в сфере дальней стратегической авиации будет опережать США даже при самом худшем развитии сценария как минимум до середины 20-х годов. В США уже давно висит в воздухе программа Next-Generation Bomber — «Бомбардировщик следующего поколения». Периодически она меняет свое название с Bomber-2016 (год получения нового бомбардировщика) на Bomber-2018 и т. д. Сейчас называется уже Bomber-2022. Есть и еще один амбиционный проект Bomber-2037, который предполагает создание чего-то совершенно запредельного. Однако дальше разговоров и совсекретных заседаний дело не идет.

Снимок в открытие статьи: бомбардировщик Ту-160 во время взлета на авиабазе ВВС/ Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня