Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
26 января 2015 15:48

Танки «каменного века»

Какими были первые боевые машины ведущих военных держав

31961

Первые танки появились в Первую мировую войну. Поначалу неповоротливые машины являлись объектами насмешек, но с развитием технологий танки стали неотъемлемой частью наступательного вооружения воюющих армий и даже воплощением ужасов, которые несет с собой война.

Царь-танк

Как только в театре военных действий перешли к окопной войне, возникла необходимость в новом виде мобильного оружия, которое позволяло бы преодолевать защитные редуты противника. Потребность в машинах, защищенных хотя бы от пуль, ощутили все воюющие. Потому танки в Англии, Германии, России и Франции появились примерно в одно и то же время.

По одной из версий, первым танком в мире стала российская модель инженера Пороховщикова. Сам Александр Александрович свою машину называл вездеходом. Ее строительство началось в январе 1915 года, а уже в мае прошли первые испытания машины на гусеничном ходу. Вездеход Пороховщикова развивал скорость до 25 километров в час, на что не были способны ни английские, ни французские первые танки. Машина могла двигаться как на гусеницах, так и на колесах, кабина была герметичной, потому танк преодолевал в том числе и водные преграды.

Тем не менее от дальнейших работ было решено отказаться, а Пороховщикова даже обязали вернуть 18 тысяч рублей казенных денег, потраченных на работу над проектом. Но изобретатель продолжил работу. В 1917 году, когда российское правительство уже приняло решение приобрести танки у французов, Пороховщиков представил бронированную машину на колесно-гусеничном ходу. Правда, оснащен вездеход был только пулеметами. Комиссия машину забраковала, на что имелись довольно веские основания. Вездеход Пороховщикова именно вездеходными качествами и не обладал.

В 1915 году проходил испытания также царь-танк капитана Николая Лебеденко. Гигантская машина имела спицевые колеса диаметром в девять метров. Эти колеса и делали танк Лебеденко слишком уязвимым. Но финансирование на свой проект капитан получил. Машина весом 60 тонн была изготовлена, но во время тестирования увязла в грязи. Царь-танк так и бросили в лесу, а в 1923 году разобрали на металлолом.

Первый советский танк был изготовлен по образу и подобию трофейного французского танка Рено FT-17. 31 августа 1920 года сормовский завод выпустил первый образец, получивший название «Борец за свободу товарищ Ленин». Танк был рассчитан на экипаж из двух человек. Механик-водитель помещался в передней части машины, стрелок располагался стоя или полусидя. Интересно, что прототипом французского танка считался как раз-таки вездеход Пороховщикова.

«Сухопутные корабли»

Первые британские танки, по причине секретности проекта, получили свое название от английского tank, что означает «бак», «цистерна». В России это слово переводили иначе — «лохань». Впрочем, поначалу бронированная машина на гусеницах называлась «крейсером с гусеничным движителем». А первые танковые соединения именовали флотом.

Проект Хетерингтона, предполагавший строительство тысячетонного монстра, способного передвигаться со скоростью лишь три километра в час, был отвергнут. Прекратили работы и по проекту Суэтера — главным образом из-за технических сложностей. Не пошла машина, изготовленная на базе американского трактора «Киллен-Стрейт».

В результате первым английским танком стал «Большой Вилли» — машина, над которой работали инженер Тритон и лейтенант Вильсон. Для преодоления широких рвов была придумана ромбовидная форма гусениц. «Большой Вилли» стал прототипом боевой машины «Марк I». Броня была от 5 до 10 мм, она спасала от винтовочных пуль и осколков снарядов. Вооружение располагалось в бортовых полубашнях.

Интересно, что первые танки делились на самцов и самок. Самцы несли пушечное вооружение, самки — только пулеметное. Обзор из танка был неважным. Щели, через которые велось наблюдение, не защищались, потому львиная доля ранений, получаемых танкистами, относилась к глазам. Максимальную скорость, которую развивал танк, была сопоставима со скоростью быстро идущего пехотинца.

Боевое крещение первые английские танки прошли в бою близ небольшой французской реки Сомма. Сражение в 1916 году длилось больше двух месяцев. 15 сентября англичане ввели в бой танки. Из 49 машин лишь 32 без поломок добрались до исходных позиций.

Первая атака танков произвела фурор, немцы были в панике. По окопам пробежал слух, что это сам дьявол двинул свои войска. Англичане в тот день продвинулись на пять километров, их командующий попросил Лондон изготовить еще тысячу машин.

Штурмовые тракторы

Во Франции разработку первого танка поручили концерну Schneider, который отправил своего инженера на тестовые испытания в Великобританию. По возвращении он представил проект, по которому танк следовало изготовлять на базе трактора Baby Holt. Собственно и назывался первый французский танк «Штурмовым артиллерийским трактором».

В феврале 1916 года в армию было поставлено 400 машин. Еще 400 были заказаны предприятию, располагавшемуся в городе Сен-Шамон, название которого также закрепилось за танком. Машина имела 75-миллиметровую пушку и четыре пулемета, но проходимость ее была невысока. Окоп шириной два метра становился для «Сен-Шамона» непреодолимым препятствием.

Кайзеровская Германия несмотря на успехи англичан довольно долго относилась к перспективам танкостроения скептически. Немецкие газеты писали о танках как о чьей-то нелепой фантазии и шарлатанстве. Лишь в 1917 году была создана комиссия, в которую вошли представители крупнейших фирм, таких как «Даймлер», «Опель», «Брасс унд Херштейнт». Первый серийный немецкий танк A7V тоже производился на базе трактора Holt. Опытные образцы представили в апреле того же года. Обзор из этой машины был очень условным. Дальше десяти метров водитель уже ничего не видел. Слабая проходимость танка компенсировалась хорошей броней. Даже осколки фугасных снарядов были не страшны А7V.

Экипаж состоял из 18 человек. В их числе — шесть пулеметчиков и шесть помощников пулеметчиков. Загазованность внутри танка была столь сильной, что во время перехода экипаж предпочитал располагаться снаружи.

Любопытно, что трофейных танков в германской армии было больше, чем своих. К концу 1918 года немцы произвели лишь два десятка машин. К тому времени англичане и французы поставляли танки сотнями.

Снимок в открытие статьи: танк Renault FT-17 во дворе президентского дворца во время празднования Дня Независимости Польши в Варшаве/ Фото: EPA/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Яков Кедми

Руководитель израильской спецслужбы «Натив» в 1992-1999 г.г.

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня