История / День в истории

С топором на Венеру и с ножом на Ивана Грозного

Картины великих художников портят маньяки, суфражистки, старообрядцы, русские туристки и пьяные парижане

  
5252
С топором на Венеру и с ножом на Ивана Грозного

29 января 1913 года в Третьяковской галерее некий молодой человек, выхватив нож, с криками «Хватит крови» в ярости стал резать картину Ильи Ефимовича Репина. К сожалению, это был не первый и далеко последний акт вандализма по отношению к полотнам великих художников.

Ивана Грозного — ножичком

Эта картина называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известная в народе как «Иван Грозный убивает своего сына». Вандалом оказался Абрам Балашов — молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта. Свою дикую выходку он совершил в приступе душевной болезни. При этом, конечно, понятно, что приступ был вызван той эмоциональной мощью, которая заложена автором в этом полотне.

Картина была серьезно повреждена. Балашов успех воткнуть нож в холст три раза. И сделал порезы в важнейших местах композиции. Игорь Грабарь, отреставрировавший картину, вспоминал в дальнейшем: «Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного — от середины виска, пересекая ухо, до плеча, — второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец, третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного».

Из Комарова в Москву экстренно приехал Репин. И чуть было окончательно не загубил свою собственную картину. За 20 лет, которые прошли с момента ее написания, у Ильи Ефимовича изменился художественный почерк. И он переписал испорченный фрагмент в несусветных лиловых тонах. Создавалось ощущение, что царь убил сына с большого перепоя.

Грабарь, сам будучи прекрасным художником и замечательным реставратором, после отбытия мэтра на к родным пенатам, смыл «новодел» и вместе Дмитрием Богословским вернул картине первоначальный облик.

Охота на Рембрандта

Более других от психически неуравновешенной публики доставалось картинам Рембрандта.

В 1911 году в государственном музее Амстердама злоумышленник нанес ударами ножа повреждение «Ночному дозору». Примерно та же история повторилась в 1975 году. В 1990 году на «Ночной дозор» плеснули кислотой. И трижды реставраторам удавалось восстановить этот шедевр.

Не повезло нескольким работам Рембрандта и в Германии, в галерее города Касселя. Здесь в 1977 году маньяк облил кислотой несколько картин старых мастеров, самыми знаменитыми среди которых были два полотна великого голландца.

А покушение на его знаменитую «Данаю» произошло уже в России, в Эрмитаже, куда она попала после приобретения Екатериной Второй на Западе коллекции голландской и фламандской живописи.

15 июня 1985 года житель Литвы Бронюс Майгис подошел к картине, достал склянку с кислотой и выплеснул ее на роскошное тело древнегреческой дивы (которую художник написал со своей жены). И начал резать ее ножом. Впоследствии вандал объявил это политической акцией. Однако, судя по истории его болезни, стало понятно, что из себя его вывела чувственность этой работы.

«Данаю» реставрировали 12 лет. В процессе реставрации сделали открытие, просветив полотно рентгеном. Под верхним слоем находится еще один. И вот на нем изображена именно его жена Саския, неотличимая от той, которая изображена на «Автопортрете с Саскией на коленях». После смерти жены Рембрандт на том же полотне сверху написал свою пассию.

После инцидента 1985 года «Данаю» защитили бронированным стеклом.

Раскольников в юбке

Не все покушающиеся на бессмертное искусство были невменяемы. С помощью актов вандализма всяческие экстремисты пытаются решать свои политические задачи. К таковым относится канадская суфражистка Мэри Ричардсон, которая в начале прошлого века перебралась в Лондон.

Борясь за права женщин, она девять раз оказывалась в тюрьме. И не за организацию мирных митингов, а за террористическую деятельность. Била стекла в правительственных учреждениях, устраивала поджоги в церквях, набрасывалась на политиков. Самым серьезным ее проступком пред законом была закладка бомбы в Вестминстерском аббатстве в ответ на отказ парламента принять депутацию суфражисток. К счастью, бомба не взорвалась.

В конечном итоге политическая стезя привела ее в британский союз фашистов, где она возглавила женское отделение.

В феврале 1917 года Ричардсон пришла в Лондонскую национальную галерею с топором, который держала в рукаве, укрепив его на петле. Примерно так, как это делал Родион Раскольников. Объектом для нападения она выбрала «Венеру с зеркалом» Веласкеса.

В зале сидели два плечистых охранника. И террористка стала выжидать подходящий момент, расположившись напротив картины с этюдником и делая в нем наброски для отвода глаз. Когда один охранник ушел, Ричардсон выхватила топор и первым ударом разбила защитное стекло. И нанесла четыре удара, прежде чем ее скрутили. Приговор был мягким, террористку приговорили к 6-месячному заключению.

Позже она написала книгу о своих «художествах», где так охарактеризовала свои мотивы: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории в знак протеста против правительства и в честь миссис Панкхерст (британский политик. — В.Т.)». Вряд ли ее можно признать абсолютно здоровой.

Расчетливый безумец

А вот художник Алексаенд Бренер, из нынешних акционистов, стал в известной степени эпигоном неистовой суфражистки. Он попытался утвердиться за счет Казимира Малевича. Произошло это 4 января 1997 года в амстердамском музее Стеделийк.

Бренер вошел в абсолютно безлюдный зал, в котором экспонировалась картина Малевича «Супрематизм» — белый крест на сером фоне. Достал баллончик с зеленой краской и вывел на кресте знак доллара. Далее события развивались следующим образом, о чем эпигон также написал в своей книжке:

«Я подозвал охранника и продемонстрировал ему нашу с Малевичем работу. Бедняга просто не знал, что и подумать! Ему казалось, что всё на месте, всё в порядке, это был явно не эксперт по Малевичу. Зато как озверели кураторы! Они прибежали в зал, когда меня уже заковали в наручники. Они чуть не растерзали меня, просто на куски разорвали, одна старая сука плюнула мне на штаны. Вот какая любовь к искусству: беспредельная! Твари, лучше бы вы не мертвых художников обожали, а к живым внимательней относились».

Вопрос хорошего отношения к такого рода живым более чем спорный.

К счастью, краска оказалась не стойкой. И ее удалось смыть. А Брнер отсидел в голландской тюрьме пять месяцев.

Вполне понятно, что ни капли безумия в этом нет. Вначале Бренер намеревался устроить акцию в Нью-Йорке. Но, узнав от адвоката, что за это придется отсидеть в тюрьме 8 лет, повернул лыжи в Амстердам.

«Джоконда» и прочие иконы мировой живописи

Вполне понятно, что маньяков и аферистов от искусства привлекают великие имена и знаменитые картины. Первой в этом ряду, несомненно, стоит «Джоконда» Леонардо да Винчи. Но судьба обошлась с этим шедевром мировой живописи предельно мягко. Точнее, музейщики постарались создать картине максимально безопасные условия экспонирования.

Но вначале произошли два реально опасных инцидента. В 1956 году в музее французского города Монтабан, где в войну картину прятали от фашистов, была попытка облить ее кислотой. Но она была пресечена. В том же году молодой боливиец швырнул в полотно камень. И теперь у левого локтя Джоконды есть едва различимая отметина.

Когда картина вскоре вернулась в Лувр, то ее поместили в контейнер из пуленепробиваемого стекла, заполненный гелием. Поэтому два следующих покушения не принесли работе Леонардо ни малейшего вреда. В 1974 году японский турист запустил в шедевр пузырьком с краской. А в 2009 году отличилась наша соотечественница. Она разбила о стекло керамическую кружку. Когда русскую красавицу привели в полицию, то она заявила, что это был протест в связи с отказом властей предоставить ей французское гражданство. И ее не только выпустили, но и помогли сесть в обратный самолет. Таких в Париже и без нее хватает.

И это, действительно, так. В октябре 2007 года двое пьяных парижан ночью пробрались в музей д’Орсе. Сработала сигнализация, и они бросились наутек. Один из них с досады ударил кулаком по картине Клода Моне «Мост в Аржантее» и повредил ее. К счастью, картину удалось восстановить.

Существуют и страстные борцы с каким-либо направлением в живописи. Так, в упомянутом нами амстердамском музее Стеделийк в 1987 году маньяк порезал ножом картину американского абстракциониста Барнетта Ньюмана «Кто боится красного, желтого и голубого III». Его поймали, он отсидел, вышел и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. И тут признался, что прочитал статью, в которой осуждался абстракционизм, и воспылал к нему лютой ненавистью. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.

С начала прошлого века были совершены покушения на работы таких прославленных мастеров как Пабло Пикассо, Альбрехт Дюрер, Анри Матисс, Никола Пуссен, Поль Гоген.

Снимок в открытие статьи: репродукция картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"/ Фото: Павел Балабанов/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня