История / День в истории

С топором на Венеру и с ножом на Ивана Грозного

Картины великих художников портят маньяки, суфражистки, старообрядцы, русские туристки и пьяные парижане

  
5261
С топором на Венеру и с ножом на Ивана Грозного

29 января 1913 года в Третьяковской галерее некий молодой человек, выхватив нож, с криками «Хватит крови» в ярости стал резать картину Ильи Ефимовича Репина. К сожалению, это был не первый и далеко последний акт вандализма по отношению к полотнам великих художников.

Ивана Грозного — ножичком

Эта картина называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известная в народе как «Иван Грозный убивает своего сына». Вандалом оказался Абрам Балашов — молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта. Свою дикую выходку он совершил в приступе душевной болезни. При этом, конечно, понятно, что приступ был вызван той эмоциональной мощью, которая заложена автором в этом полотне.

Картина была серьезно повреждена. Балашов успех воткнуть нож в холст три раза. И сделал порезы в важнейших местах композиции. Игорь Грабарь, отреставрировавший картину, вспоминал в дальнейшем: «Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного — от середины виска, пересекая ухо, до плеча, — второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец, третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного».

Из Комарова в Москву экстренно приехал Репин. И чуть было окончательно не загубил свою собственную картину. За 20 лет, которые прошли с момента ее написания, у Ильи Ефимовича изменился художественный почерк. И он переписал испорченный фрагмент в несусветных лиловых тонах. Создавалось ощущение, что царь убил сына с большого перепоя.

Грабарь, сам будучи прекрасным художником и замечательным реставратором, после отбытия мэтра на к родным пенатам, смыл «новодел» и вместе Дмитрием Богословским вернул картине первоначальный облик.

Охота на Рембрандта

Более других от психически неуравновешенной публики доставалось картинам Рембрандта.

В 1911 году в государственном музее Амстердама злоумышленник нанес ударами ножа повреждение «Ночному дозору». Примерно та же история повторилась в 1975 году. В 1990 году на «Ночной дозор» плеснули кислотой. И трижды реставраторам удавалось восстановить этот шедевр.

Не повезло нескольким работам Рембрандта и в Германии, в галерее города Касселя. Здесь в 1977 году маньяк облил кислотой несколько картин старых мастеров, самыми знаменитыми среди которых были два полотна великого голландца.

А покушение на его знаменитую «Данаю» произошло уже в России, в Эрмитаже, куда она попала после приобретения Екатериной Второй на Западе коллекции голландской и фламандской живописи.

15 июня 1985 года житель Литвы Бронюс Майгис подошел к картине, достал склянку с кислотой и выплеснул ее на роскошное тело древнегреческой дивы (которую художник написал со своей жены). И начал резать ее ножом. Впоследствии вандал объявил это политической акцией. Однако, судя по истории его болезни, стало понятно, что из себя его вывела чувственность этой работы.

«Данаю» реставрировали 12 лет. В процессе реставрации сделали открытие, просветив полотно рентгеном. Под верхним слоем находится еще один. И вот на нем изображена именно его жена Саския, неотличимая от той, которая изображена на «Автопортрете с Саскией на коленях». После смерти жены Рембрандт на том же полотне сверху написал свою пассию.

После инцидента 1985 года «Данаю» защитили бронированным стеклом.

Раскольников в юбке

Не все покушающиеся на бессмертное искусство были невменяемы. С помощью актов вандализма всяческие экстремисты пытаются решать свои политические задачи. К таковым относится канадская суфражистка Мэри Ричардсон, которая в начале прошлого века перебралась в Лондон.

Борясь за права женщин, она девять раз оказывалась в тюрьме. И не за организацию мирных митингов, а за террористическую деятельность. Била стекла в правительственных учреждениях, устраивала поджоги в церквях, набрасывалась на политиков. Самым серьезным ее проступком пред законом была закладка бомбы в Вестминстерском аббатстве в ответ на отказ парламента принять депутацию суфражисток. К счастью, бомба не взорвалась.

В конечном итоге политическая стезя привела ее в британский союз фашистов, где она возглавила женское отделение.

В феврале 1917 года Ричардсон пришла в Лондонскую национальную галерею с топором, который держала в рукаве, укрепив его на петле. Примерно так, как это делал Родион Раскольников. Объектом для нападения она выбрала «Венеру с зеркалом» Веласкеса.

В зале сидели два плечистых охранника. И террористка стала выжидать подходящий момент, расположившись напротив картины с этюдником и делая в нем наброски для отвода глаз. Когда один охранник ушел, Ричардсон выхватила топор и первым ударом разбила защитное стекло. И нанесла четыре удара, прежде чем ее скрутили. Приговор был мягким, террористку приговорили к 6-месячному заключению.

Позже она написала книгу о своих «художествах», где так охарактеризовала свои мотивы: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории в знак протеста против правительства и в честь миссис Панкхерст (британский политик. — В.Т.)». Вряд ли ее можно признать абсолютно здоровой.

Расчетливый безумец

А вот художник Алексаенд Бренер, из нынешних акционистов, стал в известной степени эпигоном неистовой суфражистки. Он попытался утвердиться за счет Казимира Малевича. Произошло это 4 января 1997 года в амстердамском музее Стеделийк.

Бренер вошел в абсолютно безлюдный зал, в котором экспонировалась картина Малевича «Супрематизм» — белый крест на сером фоне. Достал баллончик с зеленой краской и вывел на кресте знак доллара. Далее события развивались следующим образом, о чем эпигон также написал в своей книжке:

«Я подозвал охранника и продемонстрировал ему нашу с Малевичем работу. Бедняга просто не знал, что и подумать! Ему казалось, что всё на месте, всё в порядке, это был явно не эксперт по Малевичу. Зато как озверели кураторы! Они прибежали в зал, когда меня уже заковали в наручники. Они чуть не растерзали меня, просто на куски разорвали, одна старая сука плюнула мне на штаны. Вот какая любовь к искусству: беспредельная! Твари, лучше бы вы не мертвых художников обожали, а к живым внимательней относились».

Вопрос хорошего отношения к такого рода живым более чем спорный.

К счастью, краска оказалась не стойкой. И ее удалось смыть. А Брнер отсидел в голландской тюрьме пять месяцев.

Вполне понятно, что ни капли безумия в этом нет. Вначале Бренер намеревался устроить акцию в Нью-Йорке. Но, узнав от адвоката, что за это придется отсидеть в тюрьме 8 лет, повернул лыжи в Амстердам.

«Джоконда» и прочие иконы мировой живописи

Вполне понятно, что маньяков и аферистов от искусства привлекают великие имена и знаменитые картины. Первой в этом ряду, несомненно, стоит «Джоконда» Леонардо да Винчи. Но судьба обошлась с этим шедевром мировой живописи предельно мягко. Точнее, музейщики постарались создать картине максимально безопасные условия экспонирования.

Но вначале произошли два реально опасных инцидента. В 1956 году в музее французского города Монтабан, где в войну картину прятали от фашистов, была попытка облить ее кислотой. Но она была пресечена. В том же году молодой боливиец швырнул в полотно камень. И теперь у левого локтя Джоконды есть едва различимая отметина.

Когда картина вскоре вернулась в Лувр, то ее поместили в контейнер из пуленепробиваемого стекла, заполненный гелием. Поэтому два следующих покушения не принесли работе Леонардо ни малейшего вреда. В 1974 году японский турист запустил в шедевр пузырьком с краской. А в 2009 году отличилась наша соотечественница. Она разбила о стекло керамическую кружку. Когда русскую красавицу привели в полицию, то она заявила, что это был протест в связи с отказом властей предоставить ей французское гражданство. И ее не только выпустили, но и помогли сесть в обратный самолет. Таких в Париже и без нее хватает.

И это, действительно, так. В октябре 2007 года двое пьяных парижан ночью пробрались в музей д’Орсе. Сработала сигнализация, и они бросились наутек. Один из них с досады ударил кулаком по картине Клода Моне «Мост в Аржантее» и повредил ее. К счастью, картину удалось восстановить.

Существуют и страстные борцы с каким-либо направлением в живописи. Так, в упомянутом нами амстердамском музее Стеделийк в 1987 году маньяк порезал ножом картину американского абстракциониста Барнетта Ньюмана «Кто боится красного, желтого и голубого III». Его поймали, он отсидел, вышел и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. И тут признался, что прочитал статью, в которой осуждался абстракционизм, и воспылал к нему лютой ненавистью. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.

С начала прошлого века были совершены покушения на работы таких прославленных мастеров как Пабло Пикассо, Альбрехт Дюрер, Анри Матисс, Никола Пуссен, Поль Гоген.

Снимок в открытие статьи: репродукция картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"/ Фото: Павел Балабанов/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Судаков

Политолог-американист, профессор Академии военных наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня