4 февраля 1944 года выдающийся летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб получил первую звезду Героя Советского Союза. К концу войны у него на груди сияли три звезды. Во время Великой Отечественной войны еще один пилот стал трижды Героем. 25 были дважды награждены этой высшей воинской наградой. Вот далеко неполный список этих кудесников неба.
Кожедуб
Если бы Иван Никитович Кожедуб (1920 — 1991) начал воевать в 1941 году, то по количеству золотых звезд он, несомненно, опередил бы Брежнева. После окончания аэроклуба Кожедуб, будучи призванным в армию, продолжил обучение в Чугуевской военной школе летчиков. И задержался в ней, в качестве инструктора, готовя пилотов истребительной авиации. В конце 1942 года был зачислен в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось лишь в марте 1943 года. Именно с этого времени Коджедуб и начал на Воронежском фронте творить в небесах чудеса. Правда, первую звездочку на фюзеляже своего Ла-5 он нарисовал лишь 6 июня 1943 года, сбив бомбардировщик «Юнкерс». Начало было положено
Первую звезду Героя он получил, когда на его счету было 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов.
Вторая звезда нашла героя 19 августа того же года, когда на его счету было уже 48 воздушных побед. К тому времени он в звании капитана был заместителем командира 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка. И летал уже на Ла-7.
Свою последнюю победу Иван Никитович одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. К этому моменту на его счету было 330 боевых вылетов и 62 победы, одержанных в 120 воздушных боях. Трижды Героем Советского Союза он стал 18 августа 1945 года, будучи майором ВВС.
Среди его «трофеев» 17 пикирующих бомбардировщиков, 4 бомбардировщика, 37 истребителей, 3 штурмовика и один реактивный истребитель Ме-262.
Кожедуба ни разу не сбивали, хоть несколько раз он возвращался на аэродром на сильно поврежденном самолете.
Ивана Никитовича отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, доведенного до совершенства. Ом мог вести прицельный огонь при любом положении самолета, мог совершать сложные фигуры с закрытыми глазами. Будучи отличным снайпером, предпочитал вести сражение на дистанции метров в 200−300.
Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин (1913 — 1985) стал трижды Героем на год раньше Кожедуба — 19 августа 1944 года. Воевал с первых дней войны до ее окончания. Совершил 650 вылетов и в 156 боях сбил 59 самолетов. Эта цифра весьма условна. Во-первых, Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где также одерживал победы. Но засчитывались лишь те из них, которые подтверждались наземными службами, то есть над своей территорией. Таких неучтенных побед у него в 1941 году было 8. Потом, по различным свидетельствам, набежало еще около полутора десятков.
После распада СССР и массированной критики всего, что было связано с советским периодом, некоторые авторы начали «урезать» победы Покрышкина. Это было связано с тем, что в конце 1944 года официальная пропаганда стала делать из пилота «светлый образ героя, главного истребителя войны». И, чтобы не потерять героя, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича, который тогда командовал полком. Волна «разоблачений» нахлынула еще и потому, что Покрышкин в послевоенное время стал Главнокомандующим войсками ПВО СССР. То есть «крупным советским чиновником», что в 90-е годы считалось «пятном в биографии».
«Низкое» соотношение побед к вылетам объясняется тем, что длительное время Александр Иванович на своем истребителе МиГ-3, а затем Як-1 решал задачи штурмовой авиации. Впоследствии он летал на американском Р-39 «Аэрокобра».
Александр Иванович был не только отважным, хладнокровным и виртуозным, но и думающим пилотом. Он критиковал существующую тактику истребительной авиации и предлагал ее заменить. Дискуссии с комполка на эту тему были столь бурными, что в 1942 году Покрышкина исключили из партии и направили дело в трибунал. Его спасло лишь заступничество комиссара.
После войны он конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно влияло на его карьеру. И лишь после смерти «главного Сталина» в 1953 году Александр Иванович занял подобающее место в армии. Хотя, конечно, мог бы получить звание выше, чем генерал-полковник.
Гулаев
Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев (1918 — 1985) сбил на два самолета меньше, чем Покрышкин. На его счету 57 побед. И еще 4 самолета были уничтожены в составе группы. Эта незначительная разница отделила аса от третьей звезды.
Однако по результативности боев Гулаев намного превосходит и Кожедуба, и Покрышкина. Он воевал меньше двух лет. Вначале в глубоком тылу в составе войск ПВО «сторожил» важные промышленные объекты от налетов вражеской авиации. А в середине 1944 года его, как утверждали сослуживцы, принудительно отправили на учебу в академию. Всего он совершил 250 вылетов и участвовал в 69 боях. То есть у него приходилось по одному сбитому самолету на каждые 4 вылета. Его личный рекорд — 5 сбитых самолетов за один день, произошло это 30 мая 1944 года.
Гулаев воевал отчаянно. Он совершил два тарана и дважды смог сесть на поврежденном самолете. Был несколько раз ранен, но неизменно возвращался в строй. Летом 1944 года, истекая кровью, смог дотянуть до аэродрома и после посадки потерял сознание. Пришел в себя только в госпитале после операции. Именно здесь он узнал о присвоении ему второй звезды Героя Советского Союза.
Его называют ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Гулаев зачастую совершал «нерациональные действия», которые шокировали противников, и за счет этого одерживал победы.
Летал на Як-1, Ил-2, Ла-5, Ла-7, Р-39 «Аэрокобра».
Речкалов
Григорий Андреевич Речкалов (1920 — 1990) был дальтоником. Именно с этим диагнозом его отстранили от полетов за день до начала войны. Несмотря на то, что он с 1939 года служил в 55-м истребительном полку вместе с Покрышкиным. Однако время было горячее, и командир полка не обратил на диагноз ни малейшего внимания. В результате Григорий Андреевич стал дважды Героем Советского Союза. Совершив 450 вылетов, он сбил в 122 воздушных боях 56 самолетов. Летал на И-153, И-16, но наибольшее количество побед одержал на американском истребителе Р-39 «Аэрокобра».
Воевал с первого и до последнего дня войны с вынужденным перерывом почти на два года. В первый же месяц он сумел сбить три самолета на допотопном биплане И-153. Но когда биплан из-за аварии чуть не разломился в воздухе, пересел на скоростной истребитель И-16. 26 июля под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу, но смог привести машину на аэродром. Провел в госпитале 9 месяцев, где ему сделали три операции.
И опять медкомиссия попыталась поставить на пути аса непреодолимое препятствие. Речкалова отправили в запасной полк, укомплектованный самолетами У-2. Будущий герой воспринял это как личное оскорбления. В штабе ВВС округа он добился, чтобы его вернули в свой полк, который к тому времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиаполком.
Однако совсем скоро полк отзывают с фронта для перевооружения лендлизовскими «Аэрокобрами». И лишь в апреле 1943 года Григорий Андреевич начинает неустанно бить врага.
Речкалов, будучи «звездой истребительной авиации», тем не менее прекрасно взаимодействовал в воздухе с другими пилотами, угадывая их намерения и работая слаженно с группой.
Отличала его и высокая порядочность. Еще во время войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, который продолжился и в мирное время. Однако в своих воспоминаниях он всегда держался истины: «Мы быстро разгадали тактику немецких лётчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов так называемой „этажеркой“. Именно в эти дни в нашем полку родился „соколиный удар“, разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным».
Евстигнеев
Кирилл Алексеевич Евстигнеев (1917 — 1996), дважды Герой Советского Союза, начал счет сбитым самолетам в марте 1943 года. Почти двухлетнее «запаздывание» объясняется тем, что в связи с язвенной болезнью до фронта его не допускали. С начала войны работал инструктором в летной школе, а затем перегонял лендлизовские «Аэрокобры». Однако рапорты, которые он регулярно направлял командованию, сделали свое дело. И боевое крещение Евстигнеева состоялось на Курской дуге. Летал на Ла-5.
Воевал, как и Кожедуб, в 240-м истребительном авиационном полку. В первый же свой вылет одержал две победы.
Неприятелю ни разу не удалось сбить Кирилла Алексеевича. А вот от своих он пострадал дважды. В первый раз увлекшийся боем пилот Як-1 врезался сверху в самолет Евстигнеева. И тут же выпрыгнул с парашютом из истребителя, лишившегося одного крыла. Ла-5 пострадал меньше, и Евстигнееву удалось дотянуть до своей территории и сесть прямо рядом с окопами.
Второй случай был более загадочным и драматичным. При полете над своей территорией, в отсутствие неприятеля, фюзеляж внезапно прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги. Самолет загорелся и вошел в пике. Евстигнееву удалось покинуть машину. В госпитале врачи склонялись к ампутации стопы, но пилот нагнал на них такого страху, что от этой затеи они отказались. А через 9 дней Евстигнеев бежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения части 35 километров.
Кирилл Алексеевич постоянно наращивал количество побед. И до 1945 года опережал Кожедуба. При этом врачи периодически отправляли его в госпиталь — подлечивать язву и раненую ногу. Чему Евстигнеев страшно противился. С предвоенных времен и после войны он перенес 13 хирургических операций. Летал, зачастую превозмогая физическую боль.
Он, что называется, был одержим полетом. В свободное от боев время натаскивал молодых летчиков. Был инициатором учебных боев. По большей части его «противником» становился Кожедуб. Был начисто лишен страха. Неоднократно хладнокровно шел в лоб на шестипушечные «Фоккеры» и побеждал. Кожедуб так сказал о нем: «Летчик — кремень».
Евстигнеев во время войны совершил 296 вылетов, провел более 120 воздушных боев, лично сбил 53 и в группе 3 самолета противника.
Вторая пятерка по результативности
Еще пять прославленных асов Великой Отечественной также были дважды удостоены звания Герой Советского Союза. Вот их имена.
Арсений Васильевич Ворожейкин (1912 — 2001). Летал на И-16, Як-7Б, Як-9. Совершил 300 вылетов, провел 90 боев, лично сбил 52 и в группе 13 самолетов.
Дмитрий Борисович Глинка (1917 — 1979). Летал на Р-39, Ла-7, МиГ-3. Совершил 300 вылетов, провел 100 боев, лично сбил 50 и в группе 6 самолетов.
Виталий Иванович Попков (1922 — 2010). Летал на Ла-5. Совершил 475 вылетов, провел 113 боев, лично сбил 47 и в группе 13 самолетов.
Иванович Колдунов (1923 — 1992). Летал на Як-1, Як-3, Як-9, Ла-7. Совершил 412 вылетов, провел 96 боев, лично сбил 46 и в группе 1 самолет. В 80-е годы был Главным маршалом авиации.
Николай Михайлович Скоморохов (1920 — 1994). Летал на Ла-5. Совершил 605 вылетов, провел 143 боя, лично сбил 46 и в группе 8 самолетов.
Снимок в открытие статьи: Герой Советского Союза капитан Кожедуб И.Н., 1944 г./ Фото Я. Паловоцкий/ Репродукция Фотохроники ТАСС