Во все времена русскому человеку приходилось много воевать, защищая свою землю от врага. Наверное, поэтому многие виды оружия были изобретены именно нашими соотечественниками. Яркий тому пример — минометы, которые появились на вооружении российской армии в начале XX века.
Власьев и Гобято
Вообще-то даже военные эксперты затрудняются точно назвать фамилию первого изобретателя миномета. Сходятся на том, что минометы придумали русские во время обороны Порт-Артура. Упоминают при этом лейтенантов Подгурского и Развозова, капитана второго ранга Герасимова. И все же большинство исследователей склоняются к тому, что первыми миномет изобрели мичман Сергей Власьев и капитан Леонид Гобято.
Собственно изобретение было вызвано военной необходимостью. Во время осады Порт-Артура японцы подобрались к форту очень близко. Их окопы невозможно было накрыть огнем артиллерии. Требовалось оружие, способное стрелять по навесной траектории. Тогда и возникла идея миномета. Название происходит от того, что поначалу стрельбу вели метательными минами, состоявшими на вооружении броненосцев. Их уже почти не использовали в море, зато они пригодились на суше.
Японцы на протяжении долгих недель вели подкопы, подбираясь к форту № 2, когда с неба вдруг стали падать мины. В считанные минуты осадные работы были сведены на нет. Крутая траектория снарядов практически исключала возможность где-то от них укрыться. «Летучая смерть» — так прозвали новое оружие японцы.
Несмотря на то, что в русско-японскую войну минометы зарекомендовали себя с наилучшей стороны, идея не получила поддержки в высших военных кругах. К ней вернулись спустя десятилетие, когда началась Первая Мировая.
И Гобято и Власьев были из дворян. За защиту Порт-Артура Леонид Николаевич был награжден пятью орденами. Он погиб в 1915 году в ранге генерал-майора при осаде крепости Перемышль.
Сергей Николаевич Власьев тоже отличался необыкновенной отвагой. Служил младшим офицером на броненосце «Пересвет». За боевые заслуги был награжден орденом Анны 4-й степени. Впоследствии командовал первыми подводными лодками «Макрель», «Пескарь», «Акула». Интересно, что в 1915 году капитан второго ранга Власьев был приговорен к заключению в крепости на год и четыре месяца. Выяснилось, что в августе того же года Власьев повздорил и ранил из штатного оружия врача Чижова. Приговор был отложен до конца войны да так и не был приведен в исполнение. Позднее Сергей Власьев воевал в Добровольческой армии. В 1920 году эмигрировал из России, работал таксистом в Париже. Скончался в 1955 году во Франции.
Миномет Лихонина
Гибель генерал-майора Леонида Гобято при штурме Перемышля заставила военных вспомнить о его изобретении. В начале Первой Мировой полагали, что война будет стремительной и маневренной. Когда же стало ясно, что она принимает затяжной характер, понадобились минометы.
Надо сказать, что немцы и французы тоже постоянно что-то мастерили. Окопы противоборствующих сторон, как правило, находились недалеко друг от друга, потому годились любые устройства, способные доставлять снаряды на вражескую территорию.
По сути, капитан Евгений Александрович Лихонин усовершенствовал миномет Гобято и Власьева. Минометы Лихонина стреляли оперенными минами. Их размеры превышали диаметр ствола, куда вставлялась оперенная часть. Боевая и, как правило, шарообразная часть находилась снаружи. Это было удобно, поскольку сама установка весила немного, а стрелять из нее можно было довольно тяжелыми снарядами.
Угол наклона ствола регулировался с помощью специального механизма, но для того, чтобы изменить направление, приходилось поворачивать всю конструкцию.
Для безопасности самих минометчиков орудие устанавливалось в довольно глубоких ямах, огневая точка обкладывалась мешками, потому обнаружить и уничтожить ее было очень трудно. Расчет 47-мм миномета Лихонина составлял шесть артиллеристов. Четырех номеров было достаточно, чтобы перенести орудие вручную. На позиции миномет крепился с помощью металлического кола, который вбивался в землю через специальное отверстие в лафете.
Василевский и Стендер
Подчас идеи рождались прямо на поле брани. В феврале 1915 года поручик Василевский после очередного обстрела придумал, как слепить бомбомет в буквальном смысле из подручных средств. Для этого он взял стаканы австрийской шрапнели. За день поручик сконструировал шесть орудий, способных забрасывать снаряды на позиции врага. Для изменения угла обстрела под бомбомет подкладывался брус. Чтобы навести по горизонтали, бомбомет просто передвигали. Навесная стрельба из неизвестного оружия доставила немало проблем нашим противникам, засевшим в окопах у Жабно (Северный фронт). Бомбометы Василевского спустя месяц были усовершенствованы, их производство наладили в Польше, позднее его перенесли в Санкт-Петербург.
Идея миномета, сделанного из корпуса артиллерийского снаряда, витала в воздухе. «Стволы» скрепляли металлическими кольцами, и вот уже готово орудие, столь необходимое при позиционной войне. Таковым стал и миномет полковника Владимира Филипповича Стендера. Он использовал корпуса 152-мм морских снарядов. Стрельба велась цилиндрическими минами из листового железа, которые заряжались либо тротилом, либо отравляющими веществами. Было это в том же 1915 году.
Судьба самого Стендера сложилась трагически. После революции он работал инженером на заводе «Красная заря». В ноябре 1937 Владимир Филиппович был арестован. Расстреляли его в Ленинграде 9 января 1938 года.
Снимок в открытие статьи: оборона Порт-Артура, миномет Гобято /Фото: topwar.ru