Генератор черных дыр
На сайте Европейского совета по ядерным исследованиям (CERN) появилась новость о том, что «6 июня 2015 года Большой Адронный Коллайдер (БАК) впервые за 27 месяцев начал выдавать данные». В сообщении также сказано, что ввод БАК в эксплуатацию осуществляется для экспериментов с беспрецедентной энергией столкновения частиц в 13 тераэлектронвольт (ТэВ). Отныне Коллайдер будет работать круглосуточно в течение следующих трех лет.
В этой связи на страницах лондонского издания Express вышла статья «Вся Вселенная может быть поглощена в любую секунду». Научный обозреватель Джон Юстин (Jon Austin) утверждает, что физики вновь включили аппаратуру, которую критики называют машиной-убийцей Земли. Энергия столкновения равна 13 ТэВ — это значительно больше той, при которой удалось открыть бозон Хиггса. В этих условиях появляется вероятность образования «черных дыр», которые способны положить конец нашей цивилизации. Кстати, эксперты CERN не отрицают, что черные дыры и в самом деле могут возникнуть, правда, вероятность научного апокалипсиса, по их мнению, ничтожна мала. Зато у физиков появится возможность узнать кое-что о параллельных вселенных и о новых измерениях. «Это сногсшибательно», — завил Мир Фейзалем, один из трех ведущих экспериментаторов.
Известный популяризатор науки Брайан Даннинг напоминает, что изначально БАК строился, как лаборатория для 600 миллионов 14 ТэВ столкновений в секунду. Именно на этом уровне увеличивается вероятность появление микроскопических черных дыр, которые либо мгновенно «рассосутся», либо переместятся в центр гравитации, в нашем случае в центр планеты. «Одновременно имелся и имеется страх, что возникшие черные дыры обладают невероятной способностью поглощать всё вокруг, включая свет, — пишет Брайан Даннинг, — Таким образом, в доли секунды крошечная черная дыра поглотит сам Коллайдер, Францию, Швейцарию, а затем всю Землю, и вскоре после этого всю нашу солнечную систему. Однако эти фобии не должны восприниматься всерьез».
И все-таки CERN завил об экспериментах на более низком уровне энергии столкновения в 13 ТэВ, хотя ранее говорилось о 14 ТэВ. Не потому ли, что «береженного Бог бережет»?
Кстати, БАК является малюткой по сравнению с американским сверхпроводящим суперколлайдером SSC, о котором общественность не знала до прекращения его строительства в 1993 году. SSC должен был иметь окружность 87 км и энергию пучка 40 ТэВ — то есть более чем в два раза мощнее современного европейского ускорителя. Эта программа была тщательно засекречена правительством США, но Америка не смогла достроить циклопический коллайдер из-за нехватки денег. Впрочем, национальная лаборатория им. Энрико Ферми, расположенная недалеко от Чикаго, предложила построить новый коллайдер с окружностью до 650 км, и с энергией пучка до 200 ТэВ. И этот вопрос в настоящее время прорабатывается заинтересованными лицами.
Системный кризис физиков
Брайан Даннинг справедливо замечает, что множество людей во всем мире не имеют и миллионной доли представления о ядерной физике. Следовательно, все их суждения сводятся к необоснованным фобиям или основываются на ложных знаниях. «Апокалипсические антинаучные сайты никогда не печатают мнение двух сторон, — отмечает Даннинг. — Между тем наука — это не философия, где каждый может посоревноваться в острословии. Ученые ставят эксперименты согласно теоретической эволюции».
Значит, пришло время узнать правду о темной материи, из которой на 85% состоит Вселенная, а также понять, что произошло с антиматерией. Оказывается, теория Большого взрыва, который, как утверждает официальная наука, и образовал наш мир, на самом деле является красивой аксиомой. Проще говоря, когда «нечто» взорвалось, должны были в равных объемах образоваться материя и антиматерия. Они же во время вспышки обязаны были аннигилировать, то есть взаимно уничтожиться. Однако материя осталась, а антиматерия исчезла. Без ответа, куда она делась, современная физика, по мнению многих ученых, находится в системном кризисе идей, а её основополагающие постулаты о природе возникновения мира представляются математическими версиями, которых легко опровергнуть. Например, доказанным считается доминирование левосторонних галактик с вращением против часовой стрелки, а это уже никак не согласуется с однородностью Вселенной, возникшей в результате большого взрыва.
Именно поэтому пресс-секретарь LCHDefense.org требует остановки БАК, поскольку ученые даже теоретически не представляют, чем они занимаются. «Некоторые эксперты опасаются, что риск эксплуатации БАК непропорционален выгодам от этих экспериментов», — комментирует LCHDefense.org. И в самом деле, факт образования черных дыр доказан, а излучение Хокинга, которое, собственно, и должно привести к их испарению, носит гипотетический характер.
За и против
Согласимся с Брайаном Даннингом, касательно философии спора. Если уж ученые друг с другом никак не договорятся, то «простым смертным» — тем паче не суждено выработать общего мнения по этому вопросу.
Не вдаваясь в подробности дискуссии противников и сторонников экспериментов CERN, однако, отметим, что в космических лучах, атакующих Землю, имеются частицы, энергия которых значительно выше, чем в коллайдере. Так вот, уже в течение миллионов лет эти частицы сталкиваются с атомами воздуха, порождая процессы, которые ученые пытаются наблюдать в коллайдере. При этом ничего апокалипсического не происходит.
Казалось бы, логично! В то же время, немецкий профессор химии из Университета Тюбингена Отто Ресслер убежден, что нельзя проводить параллели между природными явлениями и с теми, что происходят в коллайдере. В космических лучах летящие со скоростью, близкой к световой, элементарные частицы сталкиваются с малоподвижными собратьями. В результате образующие частицы также обладают скоростью, несоизмеримо меньшей, чем скорость света. Поэтому они покидают атмосферу, без какого либо вреда Земле, утверждает Отто Ресслер. А вот в коллайдере частицы бьются друг об друга со скоростью, близкой к световой. Так что ссылаться на матушку-природу, по крайне мере, некорректно.
Но самые главные претензии касаются так называемых страпелек — «странных капелек» (англ. strangelets), которые могут образоваться к коллайдере. Что потом произойдет, рассчитали многочисленные оппоненты (заметим, тоже ученые), заявившие, что Земля превратиться в инертную гиперплотную сферу диаметром около ста метров. В этой связи был даже иск, поданный 21 марта 2008 года в Федеральный окружной суд штата Гавайи (США) с требованием запретить эксперименты до тех пор, пока не будет гарантирована безопасность.
Ответ ведущих ученых CERN окончательно запутал и еще сильнее напугал оппонентов экспериментов. «Современная физика допускает существование страпелек, — говорится в отчете специалистов БАК — Если микроскопические страпельки и стабильны, то они, согласно последним работам, не могут сильно расти. Скорее всего, они вообще нестабильны».
Что значит «не могут сильно расти»? Что значит «скорей всего»? — взорвались интернет-форумы.
«Эти яйцеголовые физики совсем потеряли чувство ответственности, — пишет форумчанин djh@12. — Если предположение „скорей всего“ неверно, то исчезнут мои маленькие дети и вообще все люди на Земле. Как будто у человечества не было великого прошлого, прекрасного настоящего и захватывающего дух будущего. Если вероятность научного апокалипсиса отлична от нуля, то не разумно ли дождаться времен, когда безопасность будет гарантирована. Подождите еще тридцать-сорок лет и простройте Коллайдер на Луне. Если экспериментаторы превратятся в сверхплотные пылинки, я не очень расстроюсь».
Однако есть и другая точка зрения, причем, ученых с мировыми именами. Приведем некоторые из них.
Профессор Бостонского университета, лауреат Нобелевской премии по физике Шелдон Глэшоу: «Работа БАК является безопасной, не только в узком смысле этого слова, но и в более общем смысле, ибо наши наиболее квалифицированные ученые тщательно рассмотрели и проанализировали риски в работе БАК. Критика носит спекулятивный характер и противоречит ряду научных доказательств».
Профессор физики Гарвардского университета Ричард Уилсон: «Мир не погибнет, когда включится БАК. Коллайдер абсолютно безопасен. … Столкновения частиц большой энергии происходят миллионы раз в день в атмосфере и ничего страшного не случается».
Профессор математики Оксфордского университета Роджер Пенроуз: «Нет научной основы для таких диких спекуляций».
И всё-таки тема видится шире. Где та грань научных опытов, за которую переступать нельзя? И можно ли безоговорочно доверять ученым, которые ставят гипотетически опасные эксперименты, хотя и с ничтожно малой вероятностью катастрофических последствий?