Средневековая охота на ведьм стоила жизни 100000 европейских женщин. Вначале их преследовала церковь. Затем подключилось государство. И в конце концов дело дошло до неконтролируемой «народной инициативы». Во многом повинен целибат — обет безбрачия.
Инквизиция меняет клиентуру
Святая инквизиция или же, условно говоря, католический трибунал была учреждена в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с ересями. И более века инквизиторы, как и было предписано в «учредительных документах», честно боролись с альбигойцами, катарами, манихеями, вальденсами и другими вольнодумцами, пытавшимися раскачать стройное здание католической доктрины.
Однако в начале XIV века инквизиция заинтересовалась ведьмами. И этот интерес постоянно возрастал и возрастал. Достиг такого размаха, что охоту на ведьм вполне можно считать «женским холокостом».
Социологи говорят о нескольких механизмах переключения внимания с еретиков на ведьм. Но, думается, главной причиной является целибат — безбрачие не только католических монахов, но и священников.
Разумеется, многие на этот обет плевали, проживая во грехе. Но подавляющее большинство католического духовенства мужественно усмиряло плоть. А для таковых вполне естественна мысль о том, что если женщина вызывает преступное томление духа, то она — ведьма. И что ведьмы среди женщин преобладают. Да и вообще, как было принято считать в средневековой Европе, — женщина является сосудом греха.
Народ и инквизиция едины
Вопреки расхожему мнению, согласно которому подавляющая часть ведьм была сожжена на кострах испанской инквизиции, пальма первенства принадлежит более северным странам — Германии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Шотландии.
Один из первых процессов состоялся в 1324 году в Ирландии. В начале года епископ Ричард де Ледреде выдвинул против леди Алисы Кайтелер обвинения в отречении от католической церкви; в попытках узнать будущее через демонов; в связи с «демоном одного из низших классов ада» и принесении ему в жертву живых петухов; в изготовлении магических порошков и мазей, с помощью которых она якобы умертвила трех своих мужей и собиралась проделать то же с четвертым.
Вероятно, таким образом епископ намеревался свести с леди личные счеты, но о подробностях их отношений история умалчивает.
Влиятельная Алиса Кайтелер, которую непросто было взять голыми руками, вначале парировала нападки, но затем перебралась в Англию. За нее пришлось отдуваться ее несчастной служанке Петронилле де Митс. Несмотря на то, что несчастная девушка под пытками созналась в том, что и ожидал услышать епископ, — в посещении вместе с госпожой ночных оргий и связях леди с дьяволом, это ее не спасло. 3 ноября служанку сожгли на костре.
Маховик ведовской истерии раскручивался постепенно. Вначале население, относившееся к демонстрации некоторыми особями всяческих чудес вполне терпимо, воспринимало сожжение своих землячек, а то и соседок без большого восторга. Но постепенно запах крови спровоцировал массовую ведовскую истерию. И большая кровь полилась в середине XVI века и стала сходить на нет лишь 200 лет спустя. «Большая охота» стала возможной лишь благодаря всецелой поддержке антиведовских процессов всеми слоями населения.
Кстати, существует и еще одна причина переноса внимания инквизиции с еретиков на ведьм. Дело в том, что противоеретическ
С ведьмами же было гораздо проще — в них вселился дьявол, который гадит всем, кто с ними соприкасается. Все совершенно очевидно. И дьявола необходимо сжечь на костре. Даже если он укоренился в ребенке. Известны случаи, когда казнили двухлетних детей.
Создается впечатление, что порой инквизиция просто «выполняла план» по очищению общества от дьявольской скверны. Так, например, в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с 10-тысячным населением за один день сожгли 133 женщин.
За весь же период охоты на ведьм по разным оценкам было уничтожено от 80 тыс. до 100 тыс. человек. Были среди казненных и мужчины — пособники ведьм и колдуны. Но это были лишь единичные случаи.
Законодательная база
Разумеется, расправы над ведьмами осуществлялись при строгом соблюдении законности, как ее понимали в те времена. На основании папских булл, которые весьма расплывчато определяли технологию дознания, судопроизводства и исполнения наказаний, были внесены новые статьи в светское уголовное законодательство
Громадный вклад в систематизацию «Большой охоты» внес трактат «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», составленный в 1487 году монахами-доминик
Среди множества злодеяний, которые творят ведьмы, особо подробно разбирались методы, с помощью которых ведьмы лишают мужчин полового члена. Понятно, что это симпатий к подозреваемым в ведовству со стороны мужского населения не прибавляло.
Рассматривать методы пыток в связи с их непомерной жестокостью мы не станем. Что же касается способов распознавания связи с дьяволом, то их монахи-бенедекти
Между строк трактата просвечивает женоненавистниче
На сцену выходят наемники
В период «Большой охоты» энтузиазм по борьбе с ведьмами охватил не только инквизицию, но и простых горожан. Дело стало доходить, смело можно сказать, до чисток. Появились «профессиональны
Хопкинс с ходу выявлял ведьм по одному ему ведомым признакам, подвергал их пыткам и зачитывал приговоры. Например, если в комнату, где была заключена испытуемая, проникало насекомое, то оно считалось посланником дьявола.
Оправдательных приговоров у Хопкинса не было. Для вынесения смертного приговора достаточно было доноса о том, что из-за колдовства соседки околела курица или у детей начался понос. Хопкинс, конечно, был фанатиком. При этом о своей выгоде он также не забывал. Его работа щедро оплачивалась жителями сельских общин.
Несмотря на то, что никем не санкционированна
Хопкинс, олицетворяющий торжество беззакония, не был одинок. Охотники на ведьм, действовавшие с меньшим размахом, встречались в европейской истории довольно часто.
В середине XVIII века преследование ведьм церковью прекратилось. Однако маховик мгновенно остановить было невозможно. На смену судебным процессам на некоторое время пришли стихийные внесудебные расправы над женщинами, виновность которых определяла взбешенная толпа. Тут дело обходилось и без выбивания признаний и без зачитывания приговора.
А вот Россию охота на ведьм обошла стороной. Умные люди дают тому массу объяснений — и ментальных, и политических, и даже теологических. Мы же приведем простенькое объяснение, с которого и начинали свое повествование. Православный батюшка жил в радости со своею попадьей, рожал и воспитывал деток и ни в коем разе не считал женщину сосудом греха.