События последних двух месяцев напомнили всем нам своей кровавой суровостью, что у нашей страны в мире далеко не только друзья имеются, но и оппоненты и, увы, даже враги. Некоторые из этих противников появились сравнительно недавно, как, например, запрещенная в России террористическая организация ИГ (ИГИЛ)*. С другими оппонентами у нас давние и отнюдь не всегда дружественные и отношения, например, со Швецией, хотя формально и не враждебные.
В этом материале мы попробуем составить топ-5 стран, с которыми у России, мягко говоря, непросто складывались отношения, а если конкретнее, с кем чаще всего или кровопролитнее всего были войны, горячие и холодные. Понятно, что эти схватеи дело прошлого, но нельзя сказать, что осадок от них не остался — в произведениях культуры, в топографических объектах, а самое главное, в памяти народа.
Наверняка история со сбитым российским бомбардировщиком Су-24, участвовавшим в антитеррористической операции в Сирии, не вызвала бы такой сильной реакции, если бы не два обстоятельства — членство совершившей это нападение Турции в НАТО и давняя история русско-турецких войн. Их было столько, что, наверное, даже самые тонкие знатоки истории вряд ли смогут назвать точное число разнообразных конфликтов между двумя странами.
Впрочем, последние пару десятилетий, когда Турция из старого противника превратилась во всероссийскую здравницу, которую облюбовало огромное количество туристов из нашей страны, как-то стерли из общественного сознания двух стран события второй половины XVII и всего XVIII в. А тогда, казалось, года не проходило, чтобы не приключился хотя бы небольшой вооруженный конфликт между Российской и Османской империями.
Причины противоречий были, прежде всего, геополитические — Россия настойчиво стремилась выйти в Средиземное море, а Турция не менее активно этому препятствовала и, в свою очередь, стремилась вернуть контроль над Черным морем. Сейчас, наверное, немногие знают, что было время, когда оно считалось внутренним для турецкого государства.
Собственно, это объясняет, почему ключевой точкой большинства конфликтов между двумя государствами стал Крым. Полуостров сильно вдается в акваторию Черного моря и фактически позволяет ее контролировать. Впервые перевести в свою юрисдикцию вассальное от Блистательной Порты Крымское ханство Россия попробовала еще в конце XVII в., направив туда дважды внушительные 100- и 150-тысячные ограниченные контингенты «вежливых» стрельцов и казаков под командованием князя Василия Голицына, но прорваться в Тавриду тогда не удалось.
Куда успешнее оказались контрактники под командованием фельдмаршала Миниха, сумевшие прорваться на территорию Крымского ханства и даже занять ее столицу Бахчисарай. Но возможности закрепиться тогда еще не было, поэтому нашим войскам пришлось отступить, но в историческом масштабе совсем ненадолго.
В ходе очередной русско-турецкой войны уже при императрице Екатерине II Россия начала осваиваться на полуострове преткновения с Портой в соответствии с легендарным Кючук-Кайнарджийский мирным договором от 1774 г. После этого русско-турецкие войны приняли совсем другой оборот — они стали либо поединком за освобождение вассальных от Османской империи народов, как, например, освободительный поход русской армии в Болгарию в 1877—1878 гг., либо частью большой мировой войны — в 1914—1918 гг.
2. Германия
Идея «дранг нах остен», натиска на Востока, отнюдь не гитлеровская придумка — еще рыцари Ливонского ордена, по сути, пытались ее реализовать, воспользовавшись слабостью подпавшей под золотордынское иго Руси. Однако, как и их потомкам в 1941—1942 гг., ливонским войнам из тогдашних кавалерийских панцирь-«дивизионен» добиться своего не удалось. Только если 700 лет спустя русских, по версии германских битых командующих, спас «генерал Мороз», то в первый заход нам, согласно их логике, подыграл хлипкий «генерал Лед» на Чудском озере. Именно он сгубил средневековый блицкриг.
Зато за прусского короля Фридриха Великого вступился сам Его Величество случай. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, а также судьба самой Пруссии и в целом Германии, не скончайся в самый отчаянный для него момент русская царица Елизавета I. Ее преемник Петр III был, как известно, сторонником русско-прусской дружбы и поэтому охотно спас «старого Фрица» от окончательного разгрома, вроде бы неминуемого после триумфа русской армии под Кунерсдорфом в 1759 г,
Следующая попытка уже единой Германской империи освоить «жизненное пространство» на Востоке пришлась на Первую мировую войну. И опять-таки не бесноватый Гитлер первым заговорил о «русских ордах», угрожающих Фатерланду. Это сделали вполне себе респектабельные германские интеллектуалы, ученые и деятели искусств, подписавшие в начале первой империалистической так называемый «Манифест 93». Именно там немецкая философская мысль упрекнула другие западноевропейские народы в союзе с русскими и сербами. Более того, задолго до нациста Адольфа Гитлера подписанты этого позорного документа, среди которых были выдающиеся композитор З. Вагнер, писатель Г. Гауптман и физик В. Рентген, заговорили о «позорном зрелище натравливания монголов и негров на белую расу».
Так или иначе, Первую мировую царская России и Россия Временного правительства проиграли, зато сталинский Советский Союз взял убедительный реванш в Великую Отечественную, водрузив красное знамя над рейхстагом. После чего, несмотря на нанесенные нашей стране раны, у СССР были прекрасные отношения с социалистической ГДР. Однако стоило Советскому Союзу ослабнуть в перестроечное лихолетье, как союзная нам Восточная Германия была поглощена ФРГ, ставшей в результате единым мощным государством. Вот только, к сожалению, фактически подконтрольным Соединенным Штатам, находящимся в составе отнюдь не дружественного РФ блока НАТО.
Список межгосударственных претензий у России с Польшей у обеих сторон весьма внушительный — он далеко не исчерпывается Катынью, к которой некоторые польские исследователи хотели бы его свести. Хотя этой как раз строчки в перечне негатива в российско-польских отношениях не должно было бы быть, поскольку нет до сих пор реальных, а не сомнительных доказательств причастности СССР к расстрелу польских офицеров. Так до сих пор убедительно не опровергнуты возражения против этой версии — наличие, в частности, среди вещей расстрелянных документов второй половины 1940 и даже начала 1941 г., а также использование при их казни немецких пистолетов.
А вот с умерщвлением десятков тысяч красноармейцев в результате голода и болезней в польских лагерях после окончания советско-польской войны 1920 г. все очевидно. Причем жертв могло быть еще больше, если бы не подключились представители интеллигенции двух стран — со стороны Советской России несчастным мученикам концлагерей в Польше помогала Е.П. Пешкова, супруга, к тому времени бывшая, А.М. Горького.
Впрочем, России возразить есть что и на более древние и более очевидные, чем Катынь, претензии польской стороны. Да, царизм принял участие в разделе Польского государства в XVIII столетии, но за пару сот лет до этого, наоборот, верхушка Речи Посполитой едва не приняла участие в разгроме Руси. Ну и уж точно польские интервенты приложили руку к организации Смуты в нашей стране. Одна спецоперация средневековых спецслужб Речи Посполитой по внедрению на русский престол липового сына Ивана Грозного чего стоит. Не случайно опекали Лжедмитрия именно польские «рыцари плаща и кинжала».
Пару веков после образования Соединенных Штатов отношения между нашими странами были если не хорошими, то, во всяком случае, нейтральными. Собственно, первый указ российской императрицы Екатерины II, касавшейся напрямую США, так и назывался — «Декларация о вооруженном нейтралитете». Он позволил не допустить экономического удушения молодой американской народной республики Британией. Парадоксально, но Россия спасла США от той самой политики финансовой удавки, которую они сами не раз потом применят против неугодных им стран и государств, в том числе и в первую очередь нашего.
Тем любопытнее, что во время первой Крымской войны США сочувствовали России, которой фактически противостоял уже тогда прообраз будущего блока НАТО, который через 100 лет возглавят как раз сами Соединенные Штаты. Но это случилось позднее, а в 1863 г. в благодарность американским союзникам российский флот подошел к берегам Америки для поддержки законного правительства этой страны, т.е. северян. Наши «вежливые» моряки фактически спасли от атак умеренной и неумеренной оппозиции режим президента А. Линкольна.
А вот Гражданская война у нас в России сделала огромную трещину в прежде неплохих российско-американских отношениях. Как и многие другие империалистические страны, Соединенные Штаты фактически всадили тогда нож в спину молодой Советской республики, приняв участие в интервенции. Американские вояки, высадившиеся в Архангельске, показали себя весьма кровожадными оккупантами.
Ничего подобного россияне себе на Американском континенте не позволяли - Аляску правительство Александра II умудрилось и вовсе, вопреки национальным интересам, загнать по дешевке американским «партнерам». Самодержавные чиновники, конечно, не могли себе представить, что таким образом отдают своими собственными руками будущему вероятному противнику гигантскую площадку для системы ПРО, направленной против ракет их праправнуков.
Хотя тогда вряд ли кто-то мог вообще представить, что две наши страны в течение многих десятилетий будут поглощены отчаянной холодной войной, выплескивающейся горячими вооруженными конфликтами на всех континентах, кроме Антарктиды. И по крайней мере, однажды, в октябре 1962 г., поставят весь мир перед лицом конца света.
Еще в XII в. орды шведских боевиков пытались оттяпать новгородские земли, однако в историю вошла не эта первая попытка аннексии части Руси, а вторая, ознаменованная легендарной Невской битвой, прославившей новгородского князя-фрилансера Александра Ярославовича, получившего благодаря ей прозвище Невский.
Русские войска под его командованием воспользовались оплошностью и беспечностью шведов, расположившихся сразу после высадки на берегу Ижоры лагерем. Бойцы Александра просто-напросто отсекли шведский десант от своих собственных кораблей и учинили разгром.
Однако это поражение не остановило шведских завоевателей — вновь и вновь они возвращались на Новгородскую землю. В течение XVI и XVII вв. Русь и Швеция сходились в ожесточенных битвах по меньшей мере шесть раз. Они шли с переменным успехом и могли, наверное, длиться еще очень долго, если бы Петр Великий не отправил Шведское королевство в нокаут в ходе Северной войны 1700--1721 гг. Но и после этого в течение XVIII в. наши государства дважды вступали в столкновения, которые, однако, не привели к изменению границ. Последняя была отодвинута от Санкт-Петербурга лишь в ходе войны 1808−1809 гг., по итогам которой к России отошла Финляндия.
С тех пор наша страна и Швеция, ставшая окончательно нейтральной, формально никогда более не воевали друг с другом. Однако во время Великой Отечественной войны именно из шведской руды было сделано немало снарядов и пуль, которыми нацисты убивали советских солдат и мирных жителей. В ходе то прекращающейся, то возобновляющейся холодной войны Запада против СССР и его правопреемника России у шведских ВМФ появилась любимая забава — поиск наших подлодок в своих территориальных водах. Весьма активно многие шведские политики поддержали бандеровский майдан в Киеве, что, учитывая его антироссийскую направленность, никак не назовешь дружественным по отношению к России шагом.
По пути Монголии?
Список былых открытых недругов нашей страны, увы, можно продолжать еще долго. За скобками самой «горячей пятерки» оказалась, например, Япония, столетиями не подававшая признаков враждебности, но зато в XX в. дважды воевавшая против России и продолжающая и сейчас фактически оспаривать итоги Второй мировой войны, требуя возврата Южных Курил.
Вполне можно было внести в число ведущих противников прибалтийские страны, которые часто выступают с антироссийских позиций из-за старых обид. В то время как на их территории в годы Великой Отечественной войны фашистами были сформированы карательные шума-батальоны, а в Латвии и Эстонии даже целые дивизии СС.
Могла бы в рейтинге российских противников прошлого теоретически оказаться и спокойная Монголия, как наследница империи Чингисхана, а соответственно, Золотой орды, которая сокрушила Русь в XIII в. и собирала с нее дань аж до конца XV, но уже многие столетия это, пожалуй, одно из самых дружественных нашей стране государств. Очень хотелось бы надеяться, что и многие другие. наши противники минувших лет пойдут по монгольскому пути.
* Движение «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.