Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Как цыгане ликвидировали целый жилой район

Евгений Дога о людях-невидимках и иллюзионистах

5720

Ровно 45 лет назад, 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый Всемирный цыганский конгресс. С тех пор в этот день во всем мире празднуется Международный день цыган. Примечательно, что этот народ составляют 80 этнических групп. О цыганах мы сегодня беседуем с человеком, которому в свое время посчастливилось поработать с ними.

Имя композитора Евгения Доги неразрывно связано с такими известными еще с советских времен художественными фильмами, как «Мой ласковый и нежный зверь», «Одиноким предоставляется общежитие», «Лэутары». Но кроме этих и других картин Евгений Дмитриевич написал музыку к настоящему шедевру всех времен и народов — художественному фильму «Табор уходит в небо», который вышел на экраны ровно сорок лет назад, в 1976 году. Причем, эта картина является своеобразным рекордсменом: в свое время ее посмотрели в ста четырнадцати странах мира. И в нашей стране она стала лидером проката 1976 года…

«СП»: — Евгений Дмитриевич, сорок лет назад вы написали музыку к картине «Табор уходит в небо» — к фильму по сути о самом путешествующем народе — цыганах. Вам, наверное, и самим пришлось попутешествовать, прежде чем вы отыскали этот самый исконный этнос, представители которого ведут кочевой образ жизни — поди-ка их найди, как ветра в поле?

— Вместе с режиссером этой картины Эмилем Латяну мы решили искать цыган там, где это казалось логичным, — в Театре «Ромэн» и отсмотрели несколько спектаклей. Но очень скоро поняли, что это «не совсем те» цыгане, ведь они живут в московских квартирах с водопроводом, отоплением, всеми услугами и ездят на «Мерседесах» и других крутых автомобилях. А нам-то они нужны были с кибитками и поющие не в микрофон, а просто под гитару. Где же их взять? Сделали так: Эмиль Владимирович сел в один самолет, а я — в другой. И разлетелись в разные стороны, обыскав весь Советский Союз в поисках настоящих цыган. Не городских, а тех, кто ведет по-настоящему кочевой образ жизни. От которых пахнет ветром, полынью, свободой и крадеными лошадьми. К нашему счастью, такие нашлись. Правда, аж в Забайкалье.

Мы отобрали несколько человек и предложили им поучаствовать в съемках художественного фильма. Это подходило нам еще и силу того, что они были далеки от цивилизации, сохранив свое уникальное гортанное пение, свойственное, кстати, и народностям Алтая, якутам, бурятам, монголам и так далее. Для меня было большим открытием то, что это, оказывается, очень добрые и отзывчивые люди. Мы-то знаем только тех цыган, которые вечно затевают драки, воруют по мелочам и мошенничают. Но это, с одной стороны, скорее стереотип, а с другой, ответная реакция на отторжение их обществом.

«СП»: — Снимали фильм тоже на исконных землях цыган?

— Процесс съемок проходил в закарпатских степях. Причем, там целое смешение народов: на просторах этих холмов и равнин живут и румыны, и венгры, и молдаване, и украинцы — их села находятся достаточно близко друг от друга. И мимо этих интернациональных сел и кочевали цыгане в своих кибитках с лошадьми. Кроме того, в Закарпатье невероятно красив и сам ландшафт, и народ, его населяющий. А национальные костюмы! Людей, которые собирались для участия в массовках, не надо было даже переодевать, так как они приходили на съемочную площадку в своей одежде, но какой — яркой и красочной. Все веселые, довольные, они были рады поучаствовать в этом костюмированном представлении, каковым, по их мнению, были съемки картины. И это действительно всех воодушевляло. Довольны были и сами цыгане, которым впервые было разрешено разбить в степи свой табор — наконец-то они официально получили такую возможность, пусть и на время. Тогда ведь были запрещены все эти «кочевания», а тут — кибитки, брички, кузницы…

«СП»: — Кузницы?

— Конечно. Как же цыгане без них — лошадей-то надо чем-то и где-то подковать. Словом, в кои-то веки они смогли обрести свой многовековой уклад жизни и быт — правда, только на время съемок.

«СП»: — И что, они кочевали?

— Нет. Но, как только солнце садилось, цыгане исчезали и на месте съемок оказывались только с рассветом. Мы долго гадали, куда они уходят. И только спустя какое-то время стало ясно, что они переходили советскую границу, попадая в Венгрию, чтобы заработать немного денег на гадании местным жителям по руке и подобных штучках. И то, что граница была «на замке», их нисколько не смущало — они этого просто не замечали.

Кстати, в этом плане меня, например, всегда поражала способность цыган проникать сквозь любые преграды и преодолевать любые препоны. Например, на Мосфильм они проникали, словно люди-невидимки или иллюзионисты, минуя бюро пропусков и охрану, будто их и не было вообще. А когда их спрашивали, нужно ли им оформлять пропуска, отвечали, что не стоит — это их дела. А ведь Мосфильм — предприятие режимное, и его охраняли вооруженные стрелки вневедомственной охраны.

Таким же невероятным образом цыгане и покидали территорию Мосфильма. И как их не могли остановить вохровцы, так не в силах были помешать цыганам уходить за границу в Венгрию и хорошо подготовленные и тоже вооруженные до зубов пограничники. О чем говорить, если цыгане веками прокладывали эти маршруты, кочуя по степям, так что для них граница — это какое-то искусственное и не понятное им изобретение, абсолютно инородное, собственно, как и для любого из нас.

«СП»: — Коней оттуда не приводили?

— Ну, что вы — вообще вели себя в высшей степени примерно, так как были безумно рады тому, что о них снимается фильм.

«СП»: — Рассказывают, что во времена оттепели Никита Сергеевич Хрущев приказал остепенить цыган, приписать их к земле и прописать в квартирах в специально построенных для них домах. Чтобы побыстрей отрапортовать об исполнении этого распоряжения, местные партийные органы в кратчайшие сроки выстроили соответствующие дома во многих районах Молдавии, Закарпатья и Западной Украины и вселили туда цыган.

— А вы знаете, эта история имеет продолжение. У нас в Молдавии действительно так и случилось: выстроили хорошие добротные «хрущевки» для цыган: живи — не хочу. Начальство, довольное, поспешило отчитаться перед центром. А через 24 часа эти дома стояли, как после бомбежки: остались только стены с глазницами окон — цыгане растащили стройматериалы и уехали. Разобрали все, что только могли, в том числе, сантехнику, окна, двери, плинтусы, доски полового покрытия, даже крышу, шифер с которой вместе со всем остальным продали и — «Прощай, Вася!» По сути, они ликвидировали целый жилой район. Так что «приписать» цыган еще никому не удалось, даже Хрущеву. Ну не могут они жить в этих «хрущебах» — им нужна свобода. Вольному — воля!

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня