С момента развала Советского Союза прошло 25 лет, но по данным социологических опросов, в России большинство населения продолжает сожалеть о т.н. распаде Советского Союза и хотело бы восстановления государства, хотя и понимает, что сегодня это нереально.
Мнения о причинах и движущих силах тех трагических событий разнятся. В «юбилейном» 2016 году мы посмотрели документальные фильмы, послушали интервью с допущенными к голубому экрану российскими либеральными участниками событий. В один голос они утверждают: «Смерть СССР — это естественный процесс, он сам распался и никто в этом не виноват».
Удовлетворяет ли нас такой вывод? Нет! Больше доверия к тем, кто с документами в руках говорят: развал Советского Союза — вполне управляемый процесс, крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века, последствия которой мы продолжаем испытывать по сей день.
Первых меньше. Они — так называемая либеральная элита. На их стороне — государственная пропагандистская машина. Вторых значительно больше, но им не доступны телеэфиры и полосы центральных российских газет.
Единственная возможность громко высказать свое мнение, и тем развеять бытующие многочисленные мифы, заставить россиян и жителей ближнего зарубежья осознать взаимосвязь между судьбоносными решениями 1991 года и теми гигантскими проблемами, с которыми Россия и другие республики бывшего Союза сталкиваются сегодня — статьи в Интернете или публикация книг в издательствах, исповедующих принцип, озвученный Юлиусом Фучиком: «Правда победит, но необходимо ей решительно помогать».
На решение этой сверхсложной задачи направлена очередная книга доктора юридических наук, бывшего сотрудника Аппарата Президента СССР З.А. Станкевича — «Советский Союз. Обрыв истории». В ней читатель найдет не только анализ и научное осмысление событий 1988−1991 гг., но и исследование последствий развала сверхдержавы для России, других стран ближнего и дальнего зарубежья.
«Идея подготовки данного издания, — пишет автор, — возникла в самом начале „юбилейного“ 2016 года — года, в котором исполняется ровно четверть века всем решающим событиям судьбоносного для страны и переломного для мира 91-го. Именно тогда, в январе-феврале, „ребром“ встал вопрос: что необходимо сделать, чтобы в этом знаменательном году звучали не только радостные голоса „певцов распада“, но и было слышно мнение тех, кто считал и продолжает считать развал Советского Союза настоящей катастрофой для абсолютного большинства граждан бывшей сверхдержавы?»
И вот книга увидела свет. Сразу же отметим, что все ее положения базируются на документах. Многие из них известны лишь узкому кругу специалистов.
Раскрывая историю крушения Союза ССР, автор анализирует причины кризиса федеративной системы, исследует попытки ее реформирования, прежде всего, через заключение Союзного договора, называет механизмы и действующих лиц демонтажа Советской государственности. Рассказывает читателям о том, что же на самом деле произошло с их страной.
Поясняя название книги, Зигмунд Антонович пишет: «Во избежание недопонимания, необходимо объяснить, почему изданию дано такое странное название — „Советский Союз. Обрыв истории“. Дело в том, что это не просто придуманное автором оригинальное сочетание слов. „Обрыв истории“ в данном случае имеет существенное значение, поскольку это выражает мою принципиальную позицию относительно всего того, что произошло с СССР. Как известно, она заключается в том, что Союз ССР не распался, как утверждают его мнимые друзья и откровенные недруги, а был развален совместными усилиями его вольных и невольных (заблуждающихся) противников как внутри страны, так и за ее пределами. Следовательно, история этого государства не закончилась, как это любит преподносить „победившая“ сторона, а была оборвана, со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Книга ценна личностью автора. Он пишет на тему, в которой является признанным и бесспорным специалистом. Назовем основные штрихи его биографии.
Станкевич Зигмунд Антонович родился в 1951 году в городе Риге. Закончил юридический факультет Латвийского государственного университета им. П. Стучки и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук. Доктор юридических наук. Действительный член (академик) Российской академии социальных наук.
В период с 1973 года по 1990 год работал на различных должностях в комсомольских, государственных и партийных органах в Риге и Москве.
После учреждения в 1990 году поста Президента СССР, работал в Аппарате главы союзного государства, где прошел путь от референта члена Президентского Совета СССР до заместителя руководителя Информационно-аналитического центра Аппарата Президента СССР.
Принимал непосредственное участие в подготовке нового Союзного договора — был участником работы экспертов в Петрово-Дальнее, полномочных представителей республик в Морозовке и глав суверенных государств в Ново-Огареве.
Книга Зигмунда Антоновича — предмет для серьезных размышлений и выводов. Она позволяет лучше ориентироваться в современной общественно-политической жизни — как в России, так и на остальной территории бывшего Советского Союза, прогнозировать день завтрашний.
Так, автор констатирует смерть Содружества Независимых Государств, как переходной структуры, призванной обеспечить бесконфликтный «развод» экс-республик СССР. Отмечает тяготение бывших братских республик к коллективному Западу.
Значит ли это, что постсоветского пространства больше нет?
«Сегодня остается все меньше оснований для того, чтобы называть территорию бывшего СССР постсоветским пространством, — считает З.А. Станкевич. — По крайней мере, в том смысле, в каком его „спроектировали“ ликвидаторы СССР — создатели СНГ и до известных событий 2014 года продолжали худо-бедно поддерживать их политические наследники. Жирную точку в этом деле поставил именно стратегический разрыв между двумя крупнейшими и самыми влиятельными постсоветскими государствами — Россией и Украиной, относительно бесконфликтные отношения между которыми все эти годы позволяли сохранять иллюзию более-менее единого геополитического пространства».
И здесь же Станкевич отвечает на ключевой вопрос: возможно ли вновь всех собрать под одной крышей?
«С Союзом покончено. Забудьте!», — утверждает Зигмунд Антонович.
Иллюзия возможности возврата сохранялась до возвращения Крыма и начала гражданской войны на Юго-Востоке Украины. Именно в следствии событий 2014 года стало очевидно, что пройдена черта, за которой дальнейшее развитие этого пространства уже не будет подвержено воздействию «советского наследия».
Отсюда вытекает авторский вывод, жестокий, но вполне справедливый. По его мнению «постсоветского пространства», если под ним понимать зону сплошного или преимущественного российского геополитического доминирования, практически больше не существует". Следует «отказаться от „дурной привычки“ рассматривать все происходящее „сквозь призму“ почившей сверхдержавы, перестать мерить ее „мерками“ то, что не может подобным образом оцениваться по определению — ведь мы давно уже имеем дело не с „братскими народами“ и „дружбой навеки“, не с социалистическим интернационализмом и пролетарской солидарностью, а с присущими капиталистическому жизнеустройству, к которому вернулись в начале 90-х, примитивным национальным эгоизмом, политической и идеологической всеядностью, вульгарным экономическим детерминизмом, не оставляющими места ни для благодарной памяти, ни для братских чувств, ни для бескорыстной помощи и поддержки».
Вторую часть книги под заголовком «Крушение СССР и современная Россия: в плену у собственного прошлого» автор составил из текстов, подготовленных и опубликованных им в период с конца 2001 года до лета 2016 года.
«Фактически, это мой чисто субъективный, хотя и опирающийся на личный опыт и предметные знания, взгляд на то, как судьбоносные события конца 80-х — начала 90-х годов ХХ века воздействуют на современную (после ельцинскую) государственную и общественную жизнь России, как они влияют на формирование и реализацию ее внутренней и внешней политики, отношения с ближайшими соседями и партнерами в т.н. дальнем зарубежье».
Среди приведенных статей особое место занимает материал под заголовком «Разрыв с ельцинизмом как условие возрождения России». Именно в нем сформулировано отношение автора книги к системе политических взглядов, подходов и методов правления первого Президента России, которые способствовали развалу СССР и породили «клубок» сложнейших проблем, с которыми Россия вынуждена справляться сегодня.
Авторский вывод будет болезненным для лиц, «отличившихся» на ниве приватизации и их наследников: «никакое подлинное возрождение России, её нормальное развитие невозможно до тех пор, пока на высшем государственном уровне не будет дана принципиальная оценка „ельцинской эпохе“ как периоду целенаправленного разрушения и разграбления страны, унижения ее многострадального народа, со всеми вытекающими отсюда политическими и правовыми последствиями». Трудно спорить с автором. Без этого Российская Федерация не сможет развивается как нормальное национальное государство россиян.
***
В предисловии к книге З.А. Станкевич рассказывает историю хождений по центральным средствам массовой информации с монографией «История крушения СССР: политико-правовые аспекты». Тогда, в 2001 году на просьбу к журналистам: «Друзья, помогите сделать так, чтобы люди узнали об этой книжке… Дайте несколько строчек на ленте!» Он услышал от друзей-тассовцев: «Мы, конечно, были бы рады тебе помочь, но начальство не пропустит. Тут, похоже, ты „глубоко копаешь“, а сейчас это никому не надо…, нас просто не поймут. Рано ты все это затеял — ох, рано».
Времена уже не те. Изменились внутренние и внешние условия существования России. Наша страна активно борется за новые место и роль на мировой арене. За два последних года из региональной державы Российская Федерация выросла в глазах лидеров мирового сообщества до статуса второго полюса силы, военной сверхдержавы. В этой обстановке люди все чаще задаются вопросами: «Как же все-таки случилось, что мы лишились великой страны? Кто в этом виноват?»
Ответы на эти вопросы есть в новой книге З.А. Станкевича. Уверен, сегодня она очень нужна тем, кому предстоит увидеть великие свершения и великие поражения новой эпохи.
Андрей Валерьевич Козлов, главный редактор журнала «Актуальные проблемы международного гуманитарного права и СМИ», доктор исторических наук, профессор, член Союза писателей России.