18+
пятница, 20 октября

Взлеты и падения Херсонеса

По легенде, сюда сослали и тут же казнили четвертого Папу римского — святого Климента

  
8145
Национальный заповедник "Херсонес Таврический" в Севастополе
Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в Севастополе (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

В конце 2016 года музей-заповедник «Херсонес» констатировал очередной рекорд и упорядочил схему посещения. Здесь по-прежнему можно свободно прикоснуться к нашей великой истории, и такую возможность упускать не стоит. Ведь по большому счету — именно отсюда, с берегов Карантинной бухты началась наша Русская, Православно-славянская или Евразийская цивилизация…

Вход в музей-заповедник «Херсонес Таврический», расположенный в Севастополе, в 2017 году останется бесплатным. Билеты нужно будет покупать только тем, кто пожелает пройти по древнему городу с экскурсией или посетить музейную экспозицию. Соответствующее решение приняла перед новогодними праздниками администрация заповедника.

В 2017 году Херсонес, возможно, пойдет на новый рекорд. Предыдущий был достигнут в 2016-ом: своего миллионного посетителя заповедник принял в начале октября (это против 400 тысяч туристов за год в «украинский период»). Даже те, кто бывал в древнем городе ранее, могут открыть его для себя заново — в Херсонесе полным ходом идут самые масштабные за несколько десятилетий реставрационные работы.

«Официальной» датой основания Херсонеса считаются 422 — 421 годы до нашей эры, хотя эта дата — весьма условна. Некоторые ученые полагают, что первое греческое поселение возникло на берегах бухты, которая сегодня носит имя Карантинной, задолго до этого (называется, в частности, 528 год до н.э.). Однако вторая половина V века — это начало «достоверной» истории города, основанного выходцами из Гераклеи Понтийской.

В отличие от большинства других эллинских колонистов в Северном Причерноморье (вроде основателей Ольвии и Пантикапея), херсонеситы с первых дней находились в достаточно напряженных отношениях с соседями. Они выбрали для жизни очень удобное и красивое место, с которого, судя по всему, сразу же пришлось вытеснять тавров. За 100 — 150 лет херсонеситы захватили и освоили сначала территорию современного Севастополя, а затем — и Северо-Западный Крым.

Если первопоселенцы Херсонеса жили в бедных землянках за примитивными деревянными укреплениями, то их потомки выстроили прекрасные каменные дома и возвели высокие стены по всем правилам фортификационного искусства своего времени. Это был второй рубеж обороны, защищавший «малый» Херсонес (образно говоря, «центр города»). Первым же, естественным рубежом, служили Крымские горы.

Херсонес был типичной античной республикой, право голоса в которой имели все взрослые свободные граждане мужского пола (часто подобные режимы называют «демократическими», но с учетом рабовладельческого характера «демократия» был уж очень своеобразной). Попытки местных олигархов захватить власть жестко пресекались.

Местная экономика держалась на «двух китах»: посреднической торговле и аграрном производстве. С севера, в первую очередь от скифов через Херсонес в Грецию шли продукты сельского хозяйства, охоты и рабы, а с юга, из Эллады местному населению поставляли предметы быта, украшения, оружие, масло и вино. В III — II веках до нашей эры по торговле был нанесен жестокий удар. Скифы, предположительно опасаясь своих сородичей сарматов, оставили степи Приазовья и Приднепровья, откочевав в Крым. Земли здесь им было мало, и они попытались отобрать ее у Херсонеса, поэтому пару столетий для потомков гераклейцев выдались весьма беспокойными. Но они выстояли. Правда, утратив практически все «удаленные» владения.

За выживание пришлось заплатить высокую цену. «Защиту» городу предоставил понтийский царь Митридат VI Евпатор, лишив его за это независимости. По итогам митридатовых войн Херсонес остался за Боспорским царством, от которого его освободил лишь Рим, чтобы де-факто переподчинить себе (сделав его формально своим независимым союзником)… Впрочем, учитывая начинающееся Великое переселение народов, патронат Рима пришелся Херсонесу очень кстати. Римляне окончательно отвадили от города скифов и разместили в нем свои войска. Тут же, на краю цивилизованного (в понимании греков и римлян) мира империя содержала опасных государственных преступников. По легенде, в Херсонес сослали и тут же казнили четвертого Папу римского святого Климента.

В первой половине I тысячелетия нашей эры Херсонес чудом переживает прокатившиеся по Крыму волны сарматов, готов и гуннов. Рим забирает с крымских берегов своих легионеров, а со временем империя гибнет, но Херсонес не остается без покровителя. Город «по наследству» достается Византии и переживает период набольшего расцвета. Практически все основанные эллинами в Северном Причерноморье города к этому времени гибнут, и Херсон (так теперь он называется) оказывается в «эксклюзивном» положении. Он представляет интересы Константинополя на северных берегах Черного моря и является ключевым торговым посредником между Византией и «варварским» миром. На рубеже VII — VIII веков город оказался в центре борьбы за власть в Византии между Юстинианом II и Варданом (оба побывали здесь в ссылке). Во многом благодаря поддержке херсонцев второй, в конце концов, стал императором. В IX веке Херсон становится центром фемы — округа империи.

Под властью Византии Херсон жил богато. В городе были возведены многочисленные прекрасные храмы, функционировали системы образования и оказания «коммунальных услуг», включая канализацию и водопровод.

В конце Х века Херсон сыграл ключевую роль в нашей истории. В это время князь Владимир решительно отверг католицизм, ислам и иудаизм, и пожелал обратить Русь в Православие. В 987 году он помог византийскому императору Василию II подавить восстание, за что князю была обещана рука сестры басилевса — Анны. Но Василий не спешил исполнять взятые на себя обязательства, и Владимир атаковал Херсон (или, по-славянски, Корсунь). Так как город был практически неприступен, киевский князь провел блестящую разведывательную операцию, узнав через своих агентов схему городского водопровода и перекрыв его. Херсон остался без воды и капитулировал, а Василий II, дабы освободить город, дал окончательное согласие на свадьбу, только потребовав, чтобы князь предварительно крестился. Место, на котором с большой долей вероятности принял Крещение Владимир, сегодня может посетить каждый желающий… Из Корсуни святой князь и принес Православие на Русь.

Однако для самого Херсона период расцвета после Х века стал близиться к концу. Византийская империя слабла на глазах, а затем Константинополь и вовсе пал под ударами клятвопреступников-крестоносцев. Крымские земли империи оказались под властью неспособного защитить их Трапезунда и подверглись разорению со стороны орд Чингисхана и Ногая. Херсонцы пытались восстановить свой город, но это было достаточно трудно сделать. Жизнь перетекала в его бывшие пригороды — Каламиту (Инкерман) и Чембало (Балаклаву). Территория Херсона сначала находилась под властью княжества Феодоро, а затем была захвачена генуэзцами. В 1399 году решающий удар по Херсону нанес татарский полководец Едигей. Город перестал существовать, а через 50−100 лет исчез и остававшийся на его месте рыбацкий поселок. В XVI веке его руины уже были необитаемы. И лишь в конце XVIII столетия город был возрожден по инициативе Александра Суворова под новым называнием — Севастополь…

Проблема охраны исторического наследия в современном Севастополе стоит остро. Руины Херсона послужили источником стройматериала при новом рождении города. Значительная часть городища и его сельскохозяйственной округи оказалась «съедена» застройкой как XIX, так и ХХ века. Однако в послевоенные времена, по мере развития советской археологической науки, архитекторов в какой-то мере вынудили считаться с мнением историков. Не была застроена не только центральная часть городища, но и участки вдоль его западной границы (там разбили сквер). По большей части «свободны» остались берега бухт Омега и Казачья, где находились сельскохозяйственные усадьбы и отдельные поселения херсонеситов. Но потом Севастополь накрыли «украинские 90-е», и власти «незалежной» дали отмашку возведению на этих территориях нескольких микрорайонов элитных коттеджей и многоэтажек. Теперь уничтоженное строителями — уже не спасти, но хотелось бы сохранить для потомков хотя бы то, что еще не успели снести экскаваторами и бульдозерами…

Беспорядочно застраивая прилегающие к древнему Херсонесу участки, ушлые бизнесмены уничтожали душу русской цивилизации, возникшей в результате взаимодействия исконной славянской культуры и принесенного из Византии Православия. Слияние этих двух традиций началось именно в Корсуни, где крестился князь Владимир. И Херсонес — это наша духовная колыбель.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня