Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / Русский мир
26 марта 2017 10:39

Как выходец с Волыни сделал Москву центром Руси

«Потомки древних укров» не любят вспоминать митрополита Петра

9461

Нравится это кому-то на Украине или нет, но Москва в свое время приняла у Киева эстафету центра Русского мира, превратив город на Днепре в глубокую периферию по объективным причинам.

В марте 2017 года мы отмечаем 692-ю годовщину переноса резиденции митрополита Киевского и всея Руси в Москву.

Киевские и львовские националисты любят рассуждать о том, что Украина есть единственный продолжатель Древнерусского государства, духовное наследие которого якобы незаконно присвоили себе «потомки Орды и финно-угров» — русские. Однако от конкретных исторических обсуждений по данному вопросу «потомки древних укров» старательно уклоняться. И не зря.

Во-первых, не вызывает сомнения тот факт, что жители Среднего Поднепровья (в первую очередь — потомки полян, сыгравших важнейшую роль в консолидации Древнерусского государства) в XII — XIII веках массово покидали родные места и переселялись в Волго-Окское междуречье. Этот факт подтвержден целым комплексом исторических источников. Даже антропологические данные свидетельствуют о том, что праправнуки полян осели на территории современной России, в Поднепровье же остались преимущественно потомки древлян. И те, и другие входили в состав древнерусской народности.

Читайте также

Во-вторых, хоть Киев и сохранил в XIII веке символическое значение «матери городов русских», но, как в социально-экономическом, так и в политическом плане городе захирел. Жизнь бурлила преимущественно в богатых и могущественных северо-восточных княжествах. После же нашествия Батыя, бывшая столица и вовсе превратилась в захолустье, к тому же — небезопасное. Проезжавший через Киев в 1246 году в Сарай францисканец Плано Карпини констатировал полное запустение города Святослава и Владимира…

В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, Киев утратил свое значение, как духовный центр Русских земель. В 1299 митрополит Киевский и всея Руси Максим переехал из разоренной и захиревшей бывшей столицы во Владимир вместе со всем митрополичьим причтом, оставив на берегах Днепра наместника.

Однажды Максим посетил Новодворский монастырь, игуменом которого являлся уроженец Волыни Петр, сыгравший впоследствии важнейшую роль в будущем всего русского народа. Петр подарил митрополиту написанную им икону Успения Пресвятой Богородицы, перед которой Максим молился о спасении Руси, находившейся в это время под иноземной властью.

Князь Галицкий Юрий Львович добился в начале XIV века создания Галицкой митрополии и прочил в ее руководители Петра. Однако когда тот отправился в Константинополь, скончался митрополит Максим, и Петр стал митрополитом не Галицким, а Киевским и всея Руси.

Петр некоторое время провел в Киеве, но осознал, что исполнять свои обязанности с глубокой периферии он не сможет, и по примеру Максима переехал во Владимир, который со временем станет второй кафедрой Киевского митрополита.

В 1325 году Петр предсказал освобождение России от татар и великое будущее Москве, как главного центра земель русских. И принял решение перенести в Москву свою резиденцию. В 1326 году Иван Калита по рекомендации митрополита Петра заложил в Москве первую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Святитель Петр вскоре умер и был похоронен в стене храма в подготовленном им лично каменном гробу.

Князь Московский Иван Калита церковь горячо поддерживал и Православие защищал. Москва, хоть и имела выгодное географическое и, как сказали бы сегодня, геополитическое положение, на тот момент особо выдающимся городом не была. Однако, судя по всему, митрополит Петр все же видел то, что было недоступно другим. Избранное им под свою резиденцию княжество уже буквально несколько десятилетий спустя сплотит вокруг себя значительную часть русских земель в борьбе за независимость, а в XV — XVI столетиях станет центром фактически единственного в мире независимого православного государства.

Что характерно, митрополиты, несмотря на переезд в Москву, еще достаточно долго звались «Киевскими и всея Руси», что подчеркивало духовную связь Киева и Москвы с одной стороны, а с другой — свидетельствовало о том, что в духовном плане «матерью городов русских» руководили из новой столицы…

Читайте также

Вот и получилось так, что уроженец Волыни Петр сделал решающий вклад в стремительный подъем Москвы. А современным украинцам вместо того, чтобы придумывать сказки об «украденном духовном наследстве», лучше признать историю такой, какая она есть, и гордиться принадлежностью к единому русскому народу, на счету у которого — множество великих побед и свершений.

История жизни митрополита Петра — самое лучшее свидетельство тому, что пытаться разделять русский и украинский народы — занятие бессмысленное и контрпродуктивное…

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня