74 года назад произошло восстание в «Собиборе», которое возглавил советский офицер
У побед, как известно, много отцов, а у великих побед их очень много. И разобраться, кто же из них настоящий, гораздо сложнее, чем в жизни. Не проведешь ведь ДНК-экспертизу на отцовство того же Великого октября, случившегося в 1917 г. Тут можно только опираться на факты, мнение очевидцев и здравый смысл. Попробуем рассмотреть наиболее часто называемых в исторической и художественной литературе творцов Великой Октябрьской социалистической революции. Взвесим все за и против каждой версии относительно настоящего триумфатора тех дней, что, по мнению Джона Рида, потрясли мир.
В.И. Ленин
Разумеется, главным претендентом на лавровый венок победителя Временного правительства всегда был и всегда будет Владимир Ильич Ленин. Именно он автор «Апрельских тезисов», которые подорвали какую бы то ни было устойчивость системы, сложившейся после Февральской революции. Провозгласив легендарный лозунг «Вся власть Советам!», Ильич фактически создал ситуацию двоевластия в стране. И чашу весов он постепенно, без спешки стал склонять в советскую, разумеется, сторону. Впрочем, действовал, как настоящий тонкий шахматист, очень хитро в соответствии со знаменитой своей формулой — шаг вперед, два шага назад. Сам провозгласил лозунг о передаче всех рычагов управления Советам, сам же его и отзывал в тот момент, когда в них самих доминировали мелкобуржуазные меньшевистско-эсеровские круги. И терпеливо ждал, когда они сами себя разоблачат неготовностью выполнить ключевые лозунги Февральской революции о мире, земле и воле.
Именно Ильич, как известно, провозгласил на II Съезде Советов, что социалистическая революция свершилась. В общем-то, уже одного этого факта достаточно, чтобы именно Ленин не по выдумке инструкторов райкомов КПСС, а действительно по факту считался творцом Великого Октября.
Почему же эту роль в истории России и всего мира, казалось бы, навеки закрепленную за ним, пытаются оспорить? Доводы приводятся более чем спорные. Противники безоговорочного ленинского лидерства в Великом Октябре ссылаются на то, что Ильич только в марте приехал в Петроград, что в июле ему пришлось снова бежать из столицы, и что вернулся он уже тогда, когда судьба Временного правительства была предрешена. Но в том-то и дело, что Ленин создал такую большевистскую партию нового типа, что многое в ней делалось автоматически, без, как сейчас принято говорить, ручного управления. В этом тоже проявился гений В.И. Ленина как лидера.
74 года назад произошло восстание в «Собиборе», которое возглавил советский офицер
Л.Д. Троцкий
Вторым претендентом на лавры триумфатора Октября 1917 г. считается Лев Давидович Троцкий. Но сам себя этот тщеславный политик наверняка считал первым, хотя и не признавался в этом. Ему главное было доказать, что роль его в падении буржуазного Временного правительства была значимее, чем у его главного соперника на политическом небосклоне И.В. Сталина. Но Троцкий увлекался самовосхвалением, что и позволяло сталинцам уличать его в невольном принижении значимости самого Ильича. А это была очень серьезная крамола для того времени.
Между тем участие Троцкого в победе Великого Октября нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать. Понятно, что ни практически он не был «отцом» залпа «Авроры», ни даже теоретически. Никаких своих «Апрельских тезисов» он не выдвигал. Ну а черновой работы Лев Давидович всегда чурался.
Но все-таки определенную лепту он внес — вернувшись в Россию из США, Троцкий фактически ослабил меньшевиков. Он увел из-под их влияния так называемых «межрайонцев» и во многом сделал большевиков большевиками в самом прямом и фигуральном смысле. Они стали доминировать сначала среди социал-демократов, а затем и в целом на левом фланге, где эсеры тоже были очень влиятельной силой.
Кроме того, очень помог победе Великого Октября главный, пожалуй, талант Льва Давидовича — его ораторское искусство. Если Сталина справедливо называют эффективным менеджером, то Троцкий был эффективным оратором.
В революционную пору этот дар был буквально на вес золота. Измученные высокомерием царской, а потом и буржуазной элиты питерские рабочие, солдаты столичного гарнизона и матросы Балтийского флота ловили каждое обращенное к ним слово. И этим обстоятельством «иудушка Троцкий» воспользовался в данном случае в благих целях, потому что в тот момент они совпали с его личными.
А не совпали бы, как после поражения Первой русской революции, когда Ленин и дал ему это легендарное прозвище, то Троцкий наверняка бы отшатнулся от большевиков. Во многом поэтому так много, действительно, сделавший для победы Великой Октябрьской социалистической революции главвоенмор проиграл потом И.В. Сталину во внутрипартийной борьбе. Не доверяли ему, да и время, когда ораторское искусство было важнее менеджерской работы, довольно быстро закончилось — вместе с последними залпами Гражданской войны в России.
Большевики в целом
В ряду крылатых выражений В.И. Ленина есть одно, наверное, из самых крылатых, состоящее всего из одного глагола-связки «Есть!». Именно так он ответил меньшевику Церетели, убежденному, что в России нет партии, готовой взять целиком власть в свои руки.
В тот момент, а прозвучало это слово на I Всероссийском съезде Советов, наверное, никто не мог и представить, что на Втором оно окажется пророческим. Не могли представить потому, что даже в июне 1917 г. большевики еще не были мощной и массовой организацией. Чудо произошло в течение лета того великого года — РСДРП (б) действительно из относительно небольшой партии практически внезапно превратилась во вторую по степени поддержки в стране и первую в столице. Именно это обстоятельство стало ключевым, почему Великий Октябрь оказался не очередной буржуазной, а стал первой именно социалистической революцией в стране.
Собственно, о том, что такое удивительное превращение куколки в бабочку случилось с большевиками известно многим и довольно давно. Загадкой остается другое — как и почему это случилось? Почему мы теперь можем смело назвать всю партию большевиков коллективным творцом наряду с ее лидером В.И. Лениным?
Конечно, тут сыграли роль многие факторы. И талант как лидера и политика Владимира Ильича, что мы отметили выше, и грубые просчеты оппонентов, что отметим ниже. Но самое главное все же не это. Главное то, что большевики были первыми, благодаря В.И. Ленину, кто смог использовать в своих целях политический пиар. Легендарные лозунги «Мир народам! Фабрики рабочим! Земля крестьянам! Власть Советам!» настоящий шедевр агитации.
Великолепны были и листовки, которые использовались тогда, а теперь стали экспонатами в музеях. Стильные, но без каких-то особых изысков, краткие по тексту, написанные очень простым, доходчивым языком. С точки зрения политического маркетинга, они точно отвечали запросу целевой аудитории — гегемону, как тогда говорили, революции — рабочему классу, а также интересам всех простых людей труда. Ни у одной другой партии ничего подобного в пропагандистском арсенале не было.
Его Величество Народ
Творцом Великого Октября вполне можно назвать весь русский народ и другие народы Российской империи, если под словом «творец» понимать не того, кто все теоретически обосновал и практически руководил с помощью однопартийцев, как В.И. Ленин, а того, кто блестяще осуществил его гениальный план. Кто непосредственно брал почту, телеграф, телефон, мосты и в конечном счете логово Временного правительства — незаконно, кстати, ими до того захваченный императорский Зимний дворец. А все это осуществили, причем практически как по нотам, с минимальными потерями не какие-то взбунтовавшиеся гвардейцы, как случалось не единожды в истории России, а самые обыкновенные мужики в солдатской и матросской форме, а также в рабочих спецовках.
Именно широкое участие народных масс опровергает известный тезис антисоветчиков о том, что Великий Октябрь якобы и не революция вовсе, а обычный переворот. Именно простые люди и определили исход тех событий в пользу большевиков. Потому что сложилась та самая ситуация, когда одни не могут, а другие уже не хотят. Причем и те, и другие не могут и не хотят, соответственно, категорически.
Кто-то скажет, что выборы в Учредительное собрание большевики в итоге проиграли. Но это не совсем справедливо — проиграли не они, а буржуазные партии, за исключением кадетов, впрочем, вскоре арестованных. От левых же разных оттенков избиратели ждали реализации программных задач Великого Октября. Не вина электората, что левые эсеры не смогли выделиться в самостоятельную партию, а правые встали на путь саботажа наказа, в том числе собственных избирателей, отказались рассматривать основополагающий документ — «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
В ней в сжатом виде были представлены те идеи, которые победили 25 октября (7 ноября), в том числе начало национализации промышленности и банков, передачи земли трудящимся на правах безвозмездного использования. Нет сомнения, что если бы эсеровское большинство не заблокировало принятие этой Декларации, никакого роспуска Учредительного собрания не случилось бы. Но поскольку правые эсеры во главе с В.М. Черновым решили заняться забалтыванием завоеваний Великого Октября, караул под командованием матроса А.Г. Железнякова не мог не устать. Конечно, эти действия не назовешь законными, но ведь и правые эсеры готовились в свою очередь к аресту Ленина и Троцкого. Такова была логика жестокого революционного времени.
И почему его идеи и сегодня нуждаются в защите
Само Временное правительство
То, сколько ошибок и просчетов сделало Временное правительство, заставляет подозревать, что в его рядах были явно сторонники большевиков и поклонники политического таланта В.И. Ленина. Один подарок следовал за другим. Тут и продолжение бессмысленной войны, и затягивание с выборами в Учредительное собрание, и много чего еще, о чем я рассказал в статье, специально посвященной промахам «временных».
Даже в момент развязки, когда исправить что-либо было уже сложно, они продолжали исправно обеспечивать победу над собой Советов. Так что полушуточное отнесение Керенского и Ко к числу невольных генераторов Великого Октября не такое уж большое преувеличение. Они разве что ковровую дорожку не постелили перед В.И. Лениным и не усыпали его путь лепестками роз.
Максимум, на что хватило им фантазии — это попытка развести мосты над Невой. Но это никоим образом уже не могло остановить большевиков. В этой ситуации «временные» могли хотя бы попробовать перенести столицу в Москву, где они опирались бы на куда внушительную поддержку, чем в Петрограде.
Собственно, это проявилось при установлении Советской власти в Первопрестольной. В отличие от Питера, ее шествие в Москве не было триумфальным. Не обошлось без серьезных столкновений и даже артиллерийского обстрела Кремля. И это в условиях, когда Временное правительство сдалось, когда юнкера, опора противников большевиков, могли надеяться только на самих себя. Трудно представить, как развивались бы события, если бы министры-капиталисты успели сбежать в Белокаменную. Но они не сделали даже попытки.
Более того, не сопротивлялись при аресте. Своего Сальвадора Альенде среди «временных» не оказалось. Сам Керенский, как известно, сбежал, может, и не в дамском платье, как утверждает народная легенда, но сбежал.
Так что ставленники крупной буржуазии ее надежд не оправдали и покорно подчинились приказу, который художественно выразил Владимир Маяковский: «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время»
И вот что получилось
Началась новая, самая выдающаяся эпоха в тысячелетней истории России — Советская. При ней за короткий по историческим меркам 70-летний срок страна из аграрной превратились во вторую сверхдержаву, из практически неграмотной в самую читающую в мире. От лучины в деревенских избах поднялась к вершинам космоса, от позора поражений от кайзеровской Германии к безоговорочной капитуляции нацистского Третьего рейха, оккупировавшего почти всю Европу. Благодаря Великому Октябрю, сказка действительно стала былью. Вот только, к сожалению, оказалась она не такой долгой, как надеялись ее творцы.