Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / Путешествия
13 июня 2021 17:14

Канал на крови: А по берегам — мёртвые с косами стоят

90 лет назад было принято решение пустить воды Волги в Москву

5058
Канал на крови: А по берегам – мёртвые с косами стоят
Фото: kim-online.ru/Канал имени Москвы

Не канал, а каналище — искусственная водная артерия от Волги (в районе Дубны) до Москвы поражает сейчас своей красотой и техническим совершенством. 90 лет назад, 15 июня 1931 года, на пленуме ЦК ВКП (б) по докладу Лазаря Кагановича о положении с водой в столице, было решено использовать ресурсы Волги для водоснабжения Москвы и других городов региона.

Строительство канала, известного сейчас как КИМ (канал имени Москвы) длилось 4 года и 8 месяцев. Другое название — «Канал на крови», по разным данным на его строительстве погибло более 200 тысяч человек. Впрочем, по данным санитарного отдела тех лет в больницах врачи официально зафиксировали смерть 22824 строителей канала — 88 человек на каждый километр.

Строили ударными темпами, что отразилось в названии одного из лагерей строителей ГУЛАГа «Темпы», трудились день и ночь — в память осталась платформа и одновременный посёлок «Трудовая Северная». Да и других отметин на берегах канала в память о «героическом» труде осталось с тех далеких уже времен немало. Но мало кто об этом уже и помнит.

На фото: строительство канала имени Москвы, 1932 год
На фото: строительство канала имени Москвы, 1932 год (Фото: kim-online.ru/Канал имени Москвы)
Читайте также
Владислав Сурков предложил силой вернуть Украину Владислав Сурков предложил силой вернуть Украину Военная операция или госпереворот: как сделать Киев снова русским?

Изначально имеющий нынешнее название канал имени Москвы протяженностью в 128 километров, строительство которого было завершено в 1937 году, предназначался для пополнения столицы питьевой водой, а уж во втором предназначении — для судоходства. Вода из Волги, идущая в белокаменную в районе Дубны, и сейчас обеспечивает более половины потребности водоресурса Москвы. А еще, канал — это красивейшее место, где каждый его участок радует глаз, как с берега, так и с борта круизного теплохода.

Вот едешь, бывало, по участку дороги от Дмитрова до Дубны (ну, или в обратную сторону), высоченные березы здесь окружают трассу, красота необыкновенная. И вдруг, бац, параллельным с тобой курсом, на расстоянии всего-то метров в 50, плывёт белоснежный теплоход или баржа, доверху груженная песком. Такое ощущение, что сам качаешься на волнах и — протяни руку — дотронешься до борта судна.

А еще потрясающее зрелище, когда пятничным вечером выйдешь на берег канала в районе Икши, там, где его пересекает мост «третьей бетонки» возле железнодорожной станции «Морозки», и видишь сияющий огнями теплоход. Звучит музыка оркестра (видимо в записи), сидят за столиками парочки и веселые компании. И одинокая женщина, затерявшаяся на верхней палубе, машет тебе радостно рукой — то ли зовет к себе, то ли просто от избытка чувств радуется любому встречному на реке, пусть и с удочкой в руках.

На фото: строительство канала имени Москвы, 1932 год
На фото: строительство канала имени Москвы, 1932 год (Фото: kim-online.ru/Канал имени Москвы)

Круизное движение на канале им. Москвы сейчас не такое интенсивное, как в первые годы его существования, когда пассажиры запросто добирались хоть до Твери, хоть до Санкт-Петербурга (тогдашнего города Ленинграда), через Волго-Балтийский канал. Пароходы бегали через эту водную артерию и на Большую Волгу, вплоть до Астрахани. Время было тогда не столь быстротечно, и неделя-другая в пути не вызывали особых неудобств. Тем более, что помимо каюты на судне путешественнику прилагался целый комплекс дополнительных услуг — рестораны, танцевальные площадки, места для отдыха на верхних палубах.

Соседка по даче, который находится в поселке «Речник-1» (это напротив посёлка Деденево), баба Соня, вспоминает, что раньше на канале судам и баржам было не протолкнуться. «Шли по воде днём и ночью, гудели своими сиренами постоянно, — вспоминает София Тимофеевна. — Еще когда мост в Морозках не построили, была тут у нас паромная переправа, чтобы перебраться в Деденево. Так порой добрый час приходилось ждать, пока баржы на шлюзе в Икше стояли, дожидаясь сброса воды. Сейчас поменьше стало, но нет-нет, да выйду на берег, провожу пароход взглядом».

На фото: вид на шлюз №9 канала им. Москвы и жилые дома в районе Хорошево-Мневники.
На фото: вид на шлюз №9 канала им. Москвы и жилые дома в районе Хорошево-Мневники. (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Шлюзы — пожалуй, основная достопримечательность канала им. Москвы. Их одиннадцать, и практический каждый является архитектурной и исторической достопримечательностью. И если решиться на речное путешествие, то помимо потрясающей природы, пейзажи которой завораживают хоть летом, хоть уже и «золотой» осенью, можно внимательно присмотреться к шлюзам. Некоторые из них напоминают триумфальные арки, на одном, носящем название № 5, установлена скульптура «Девушка, несущая корабль». В архитектуре шлюза № 3 гранитные башни увенчаны моделями кораблей, напоминающих каравеллы Христофора Колумба.

Читайте также
Кто управлял Ельциным, дав ему указания развалить СССР? Кто управлял Ельциным, дав ему указания развалить СССР? Бывший вице-президент Руцкой раскрывает секреты величайшей геополитической катастрофы

Из более чем двухсот гидротехнических сооружений на канале наиболее грандиозным является Северный речной порт, который наконец-то реконструировали и придав былой блеск, добавили современного изыска. А вот на берегах самого канала поддержание технического состояния никогда и не прекращалось. Исправно работают бакены и светофоры, берега убирают от старых или мешающих навигации деревьев, шлюзы регулируют сброс воды. Это вообще потрясающее зрелище, когда она заходит и выходит в водоотводы — мощь невероятная! Течение под мостами в эти водохранилища напоминает в такие моменты горный поток. Этим приноровились пользоваться местные рыбаки, которые здесь подлавливают судака, который устремляется за мелкой рыбешкой в потоке.

Вообще рыбалка на канале — тема для отдельного обсуждения. Хищник, щука, держится в заливах-водоотводах, судак разбойничает на всей территории, но его наибольшая активность приходится на весну, когда нерестится уклейка. Осенью судак скатывается в Волгу, но в последние годы замечен и в заливах. Водится лещ и плотва, так что наиболее активных рыбаков здесь можно увидеть и зимой, на льду. Кстати, использование маломерных судов, моторных и весельных лодок, в период судоходства на канале категорически запрещён. Допускается использование «резинок» — надувных лодок в заливах или впадающих в канал рек, чем и пользуются местные рыбаки, принося домой вполне приличный улов.

На фото: артисты Государственного театра шаосинской оперы Китайской Народной Республики во время встречи с отдыхающими пансионата "Пестово" на канале имени Москвы. 1955 год
На фото: артисты Государственного театра шаосинской оперы Китайской Народной Республики во время встречи с отдыхающими пансионата "Пестово" на канале имени Москвы. 1955 год (Фото: Владимир Савостьянов/ТАСС)

А еще берега канала имени Москвы стали зоной размещения многочисленных домов отдыха, санаториев, рыболовных баз и дачных посёлков. Этот участок занимает протяженность от Клязьминского водохранилища до практически самого города Дмитрова. Места и впрямь потрясающие, их облюбовали в последние десятилетия как под размещение яхт-клубов, так и строительство частных домов, правда, не на самом берегу канала, а на берегу заливов и водохранилищ.

На фото: Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин и Николай Ежов (слева направо) на канале Москва — Волга. 1937 год
На фото: Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин и Николай Ежов (слева направо) на канале Москва — Волга. 1937 год (Фото: kim-online.ru/Канал имени Москвы)
Читайте также
Сколько времени пройдет, прежде чем Америка назначит в cенат коня? Сколько времени пройдет, прежде чем Америка назначит в cенат коня? Демократы объединили американцев против России

Вообще изначально канал Москва-Волга носил имя Сталина. Про Кагановича при официальном открытии в июле 1937-го уже не вспоминали. Сталин, к слову, канал поздней осенью 1941 года использовал как мощное оборонительное сооружение. Вначале в него «качнули» воду, затопив немецкие танковые дивизии под Яхромой, потом его осушили, превратив при наступивших морозах в огромный противотанковый ров. Канал сыграл большую роль в том, что наступление немцев на Москву со стороны Дмитрова было сорвано. Можно сказать, канал-герой.

В 1947-м, во время празднования 800-летия Москвы, Сталин отказался от своего имени — канал по его решению переименовали в канал имени Москвы. Тогда же в столице в районе Бескудниково появилась улица «800-летия Москвы» — самое сейчас «пробочное» место на Дмитровском шоссе из-за строительства метро. А вот канал — открыт на всех направлениях. И если в 2020-м здесь проход одинокой баржи был событием, то сейчас опять активно снуют теплоходы компании «Водоходъ». Многим проплывающим туристам, машущим селянам и дачникам на берегу, и неведомо, что берега эти обильно политы кровью его строителей. Вода всё смыла.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Николаев

Экономист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня