Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / Бизнес в России
27 августа 2022 17:16

Кооперативы и русская цивилизация

Начало конца самоуправления

2754
Кооперативы и русская цивилизация
Фото: предоставлено автором

Автор плаката Игнатий Игнатьевич Нивинский (1880 — 1933) — известный российский график, живописец и архитектор, а также выдающийся театральный художник. Когда появляется плакат, мы ждем, что оттуда вылезет орущая хабалка. Кажется, в рекламных плакатах всегда есть какая-то наглость, хабалистость. Тут другое. Красивая, изящная, и в то же время сильная женщина призывает вступать в кооперативы. Этот плакат создан в 1918-м году. О чем он?

К 1918-му около трети жителей русского села (в деревне проживали до 90% объединениям — самоуправляющимся коллективам, занятым совместным сбытом, потреблением иили производством разного рода продукции. Кроме того, кооперативы занимались коллективным использованием сх техники. Имелось и мощное кооперативное движение в городах. В 1918 году представители рабочей кооперации Питера обсуждали возможность организовать через кооперативы обмен с селом и снабжение рабочего класса города необходимыми продуктами.

Кооперативное движение росло с конца 19-го столетия, имело добровольный характер и все шансы на то, чтобы охватить большинство трудящегося населения города и деревни. Оно поддерживалось неонародническими партиями — эсерами, левыми эсерами, максималистами, а также анархистами. Кроме того, в кооперативы наряду с миллионами крестьян и городских рабочих вливались тысячи представителей интеллигенции — агрономы, экономисты и другие специалисты.

Читайте также

Наиболее последовательными сторонниками движения были левые эсеры и анархо-коммунисты, которые видели будущее страны как систему союзов различных самоуправляющихся объединений работников — Советов, фабричных комитетов, кооперативов города и села.

Кооперативы применяли современные технологии. Растущая кредитная кооперация была основана на том, что отдельные хозяйства совместно приобретали и затем использовали аграрную технику. В Сибири маслодельческая кооперация успешно вытесняла кулацкие частные хозяйства, производя качественную продукцию по умеренным ценам. Кооперативные союзы имели выходы и на международный рынок, о чем пишут их исследователи, известные народнические экономисты Николай Кондратьев и Александр Чаянов.

Ирина Демьянюк, современный историк, указывает на статистику, согласно которой кооперативы быстрее внедряли современные технологии в Московской области, нежели частники. Впрочем, рыночное соревнование оказывало и негативное влияния на характер кооперативов, способствуя появлению у некоторой их части авторитарных черт в духе капиталистических компаний.

Левоэсеровская программа синдикально-кооперативной федерации, принятая на четвертом съезде ПЛСР (Партия левых социалистов-революционеров) в сентябре-октябре 1918 года, указывала на то, что добровольные кооперативы станут одним из основанием социалистической свободной экономики.

Вместе с фабричными комитетами (организациями рабочего самоуправления на фабриках) они образуют особые экономические Советы для планирования экономического развития, производства и потребления, в то время как политические советы (где власть так же будет принадлежать работникам, а не партиям) станут решать вопросы политики, законодательства и обороны.

Регулярные собрания трудовых коллективов и кооперативов города и села будут иметь возможность давать своим делегатам в экономических и политических Советах наказ о том, что делать, и будут так же обладать правом отозвать делегата в любой момент, если он делает не то, чего от него ждут. Так могло выглядеть некапиталистическое общество трудового самоуправления, антиавторитарный социализм.

Все это не имело никакого отношения ни к либералам, с их фетишами конкуренции, частной собственности, наемного труда и свободного рынка, ни к большевикам, с их фетишем тотального государства (чиновного аппарата), захватывающего всю собственность в свои руки и эксплуатирующего затем работников. Кооперативы были общественным, а не государственным механизмом.

В 1918—1921 гг. году большевики проводят национализацию кооперативов, подчиняя их государственной машине, т.е. бюрократии, пирамиде чиновничества. В 1920-е большевики в какой-то мере пытаются возрождать кооперативы, но одновременно разрушают их. Государство обложило кооперативы высокими налогами иили уничтожило внутри кооперативов самоуправление. Правящая партия силой назначает своих партийных активистов в кооперативные правления. Последних уже невозможно было сменить по воле общего собрания (так случилось с кооперативом «Муравейник», последней цитаделью левых эсеров).

Кооперативы вырождаются, превращаясь в коррумпированные системы: несменяемое правление разворовывает имущество. Остротами на эту тему полна вся большевистская печать второй половины 20-х гг. Чтобы избежать контроля и непомерных налогов, работники создают «дикие», т.е. нелегальные кооперативы, но власти подавляют их.

Читайте также

Однако в 1918 году еще имелись шансы на полное обновление общества. Именно культура русской общины и дополнявшая и развивавшая ее кооперативная культура села и города превращались в основную культуры страны или, по крайней мере, они могли претендовать на это.

Именно русская революция привела к тому, что общинное море сомкнулось над головами частных собственников — уравнительные переделы земли практически нивелировали имущественные различия в селе, в коллективное владение общины переходила земля не только помещиков, но и хуторян (крестьян-собственников).

Кооперативы (как и фабричные комитеты на фабриках и заводах) стали формой развития русской общины в селе и в городе. По мнению исследователя русского рабочего движения Димитрия Чуракова, все это многообразие коллективистских (общинных и кооперативных) форм развития означало торжество самоуправления и «возвращение на столбовую дорогу русской истории».

Рассуждения об особой русской цивилизации, основанной на солидарности и широком сотрудничестве трудящихся людей, имели смысл до тех пор, пока существовало все это. С исчезновением русской общины, кооперативов, артелей, фабричных комитетов, подобные идеи, лишенные материальных (социальных) носителей, превратились в нечто весьма призрачное, умозрительное.

Последние новости
Цитаты
Сергей Токарев

Cекретарь Липецкого обкома КПРФ

Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Олег Казаков

Старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Китая и современной Азии РАН

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня