Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / Личная жизнь
12 января 2023 19:28

История русского развода — от простого к сложному

Ничто так не укрепляет семейные узы, как грамотный и подробный брачный договор

3512
История русского развода – от простого к сложному
Фото: CHROMORANGE / Bilderbox/ Global look Press

Начну с того, что развод был нормальным явлением у язычников-славян. Совершался он в течение одного дня. Супруги или их родичи публично разрывали над проточной водой или над перекрёстком дорог полотенце, пояс или иной предмет одежды. После этого действа супруги считались разведёнными и могли вступать в новый брак.

Но вот князь Владимир Святославович крестил Русь. Однако на разводах это практически не сказалось, поскольку в первые 300 лет христианские обычаи медленно проникали в быт населения, особенно в глубинке.

А в XV веке Русь разделилась на свободные земли и территории, подвластные свирепым московским самодержцам, сделавшим митрополитов своими «замполитами». Тут уместен афоризм классиков «История — не тротуар Невского проспекта».

Московские владыки огнём и мечом объединили Русь, что соответствовало «историческому прогрессу». И, надо сказать, сделали они это менее кроваво, чем испанские, французские и английские короли. Но из вышесказанного не следует, что население Господина Великого Новгорода до 1480 года жило хуже москвичей.

В Новгороде, Пскове, Хлынове (Вятке) и ряде других городов высшим законодательным, а зачастую и исполнительным органом было вече. Духовенство в значительной части, а то и полностью избиралось клиром и мирянами. Развод же был столь же свободен, как и в языческой Руси. Между прочим, социальный статус и права женщины в вольных городах были куда выше, чем в Москве. Так, в Новгороде никто не смотрел косо на трижды или четырежды разведённую женщину.

В конце XV — начале XVI веков Иван III и Василий III захватили Новгород, Псков и Хлынов, установив там деспотические московские порядки.

Читайте также
Кровавое воскресенье – глупость и социальный расизм самодержавия Кровавое воскресенье — глупость и социальный расизм самодержавия Бойню на Дворцовой площади было легко предотвратить, но никому мирный исход рабочей демонстрации не был нужен

После этого свободными остаются до середины XVIII века лишь земли донских, малороссийских и запорожских казаков. Развод был там свободен и быстр. Например, на Дону, чтобы развестись, казак выводил свою жену в Круг и трижды повторял: «Ты мне больше не жена» (обряд почти совпадает с мусульманским).

Сразу же после этих слов из Круга мог выйти другой казак и накрыть разведённую полой своего кафтана. Если женщина не сопротивлялось, то считалось, что она вновь вышла замуж. После этого поп мог совершить венчание, но и без него женщина считалась замужней.

Свободный был развод и у малороссийских казаков. Это создавало им большие проблемы при въезде в российские пределы. Дело в том, что в XVI — начале XVIII веков в Россию бежали сотни тысяч малороссов, спасаясь от притеснений польских панов и «междусобойчиков» местных «полевых командиров» — гетманов, полковников и атаманов.

Пограничные московские воеводы принимали беглецов, но пытались действовать по московским законам и часто силой отбирали жён у новых мужей и отправляли их к старым.

Вопреки расхожему мнению, большинство так называемых «старых» (состоятельных) запорожцев были… женаты. Но жёны их жили не в самой Сечи (крепости), а в многочисленных паланках, на хуторках и пасеках на Великом Лугу, окружавшем Сечь. Кто-то из «старых» запорожцев был обвенчан, кто-то нет. Многие имели по несколько жён.

В Московском государстве развод был предельно затруднён. Это связано не с религиозными догмами, а с желанием правителей как можно сильнее подчинить подданных. Сами же владыки разводились быстро и часто. Вспомним тех же Ивана IV и Петра I.

Классический пример. Екатерина II официально сделала фаворитизм важнейшей государственной службой. И в то же время издевалась над Александром Суворовым, не давая ему развестись с развратной женой, о которой сплетничали обе столицы.

Развод в Российской империи мог быть совершён только Священным синодом, а руководил синодом обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый императором.

Однако для лиц императорской фамилии и высшей аристократии разрешение на брак и, соответственно, на развод давал лично император. Замечу, что Николай II, давая разрешение на брак и развод, руководствовался в основном внешней и внутренней политической конъюнктурой. Таким образом, в 1914—1916 годах в связи с ухудшением ситуации в империи ряд великих князей и княгинь получили возможность легализовать свой брак или развод.

Тут важно отметить, что суровые правила развода в России распространялись только на православных. Представители иных конфессий разводились по своим законам. В частности, у мусульман к 1917 году на законных основаниях существовали полигамия и быстрый (в течение нескольких минут) развод.

В 1886 году борьба Священного синода с разводами чуть не привела к общеевропейской войне. В 1868 году в Париже состоялась свадьба князя Константина Горчакова, сына канцлера Российской империи, и 18-летней принцессы Марии Стурзы, дочери господаря (правителя) Молдавии, причём не будущей Молдавской ССР, которая тогда именовалась Бессарабией, а большой области в Румынии.

Несмотря на титул, родство и связи, бездарный Константин быстрой карьеры не сделал, зато много пил и развратничал. В итоге Мария в сентябре 1885 года обратилась в петербургскую консисторию с иском о разводе. 4 октября было вынесено решение о «пасторских увещеваниях» супругов. Стороны 5 и 15 декабря вызывались для «судоговорения», но на заседания Горчаков не явился.

Князя легко понять. Речь шла об огромных владениях Марии в Бессарабии, которых клан Горчаковых автоматически лишался при разводе. Таким образом шансов у Марии развестись в Петербурге не было, и она обратилась к Вселенскому Константинопольскому патриарху Иоакиму IV.

С учётом того, что Мария оставалась подданной Румынии, 27 февраля 1886 года ей был дан развод на основании Византийского права — кодекса Арменопула и 28-го правила Халкидонского собора.

Русский посол в Константинополе Нелидов и ряд российских министров начали кампанию против патриарха. Газета «Русский курьер» писала: «Дело может принять размеры вопроса международного». Из-за болезни и травли патриарх Иаким IV 14 декабря 1886 года оставил престол. Новым патриархом стал Дионисий V. «Церковный вестник» — официальный орган Священного синода — разразился угрозами в адрес патриарха: «Заклинания Дионисия не помешали нам войти в Адрианополь, не помешают нам войти и в Константинополь».

Ну, а на Мальте британские броненосцы были выведены из резерва и начали разводить пары. После чего и Синод, и министры прекратили разговоры и о Константинополе, и о Марии Стурзе.

В настоящее время кризис брака в России обусловлен не свободой развода, которая, кстати, весьма ограничена, а целым рядом иных причин. Сейчас не времена Пушкина или Дениса Давыдова, которые на 4 и, соответственно, 7 предложений вступить в брак получали по 3 и 6 отказов. И это известнейшие поэты.

Родословная Пушкина восходила к Андрею Кобыле, от которого произошли и Романовы. А Денис Давыдов — гусар, генерал-лейтенант и первый партизан России. Невесты тех времён мечтали заполучить обоих в свои гостиные, но не считали, что супружеская жизнь с ними будет удачной.

А сейчас 18−25-летних парней волокут в ЗАГС после нескольких дней знакомства, а то и на следующий день после пьяной тусовки с сексом. 99 процентов этих парней и не думали завести семью и детей, но в ход идут и «медовая ловушка», и наглая ложь, что «ничего не изменится».

Никого не интересует наличие в семье жениха или невесты хронических алкоголиков, психических больных, носителей генетических заболеваний. Есть и много других причин.

В итоге сейчас необходимо не ужесточение развода, как требуют некоторые депутаты, а наоборот, его надо сделать быстрым, в течение одного дня, и по требованию даже одной стороны.

Читайте также
«Берлинские репарации» для Польши: Прицел на Третью мировую или раздербанивание Украины? «Берлинские репарации» для Польши: Прицел на Третью мировую или раздербанивание Украины? Упертые поляки просят уже Конгресс США стрясти с немцев полтора триллиона за «ущерб от Второй мировой»

Сейчас у нас ряд женщин-депутатов Госдумы делают себе паблисити на «борьбе с насилием в семье». Единственный их рецепт — побольше доносить жёнам на мужей и побольше сажать мужчин. Никто из этих дам даже не попытался навести справки, сколько сотен тысяч или миллионов у нас людей оказалось вне закона. То есть людей, которые не живут вместе, но формально числятся в браке. Многие из них подали заявления на развод, но так и не получили его из-за наших «гуманных» законов.

У многих новые семьи, но они должны жить по принципу «шведской семьи» — дети общие, деньги общие, квартира общая и т. д. Родился ребенок в новой семье, а отцом его записывается супруг «по паспорту». Имущество обеих семей неделимо, то есть старый супруг может прийти и забрать всё, что ему надо, и на него нельзя подать в суд. Новая семья не может совершать коммерческие сделки, ну, а с кредитами и ипотекой, так тут сам чёрт не разберется.

Посчитали бы дамочки из Госдумы, сколько людей погибает, получает увечья, инфаркты и инсульты за время между подачей заявления на развод и получением развода. А это минимальное время длится месяц, а максимальное — несколько лет.

Ну, а скрепить браки и заставить женихов и невест серьезно относится к браку может только введение нормального брачного договора. Стороны в договор должны иметь право вписывать всё, что не противоречит Уголовному кодексу. Я школьником завидовал Жаклин Кеннеди и Аристотелю Онассису, у которых в брачном договоре была 81 статья.

Жених хвалится, что он почти не пьёт, а невеста, что никогда не будет изменять мужу. Милые, хватит болтать. Напишите это на бумаге и распишитесь.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня