Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / Военное обозрение
10 августа 2023 19:58

Зачем адмирал Макаров ставил мину у дворца турецкого султана

Если что, в архивах можно найти вполне реальный план взятия под контроль Босфора и Дарданелл

3207
На фото: русский океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
На фото: русский океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. (Фото: репродукция ТАСС)

В одном из недавних материалов я рассказывал, как великие князья еле-еле отговорили Николая II захватывать Босфор, для чего многое уже было готово. В рамках приготовлений упоминалась и деятельность адмирала Степана Макарова, чья роль в этой загадочной истории достойна более подробного описания.

32-летний герой войны 1877−1878 годов Степан Осипович Макаров ехал в Петербург с надеждой начать проектирование миноносца нового типа, о котором давно мечтал, но в октябре 1881 года его назначили командиром яхты русского посла «Тамань» в Константинополь. «Тамань» — маленький колёсный пароходик постройки 1849 года, вооружение его состояло из двух малокалиберных 4-фунтовых пушек. Офицер уже успел Каспийской флотилией покомандовать, а ему под начало какую-то лайбу! Что это — опала?

Советский биограф Макарова С.Н. Семёнов писал: «По-видимому, в Петербурге не случайно избрали на этот пост боевого командира, столь досадившего туркам во время минувшей войны. В дипломатии ведь всё имеет свое значение: и марка вина, наливаемого камер-лакеем в бокал, и марш, которым встречают именитого гостя, и множество иных мелочей, порой самых курьезных. В переводе с дипломатического языка на военный назначение Макарова расшифровывалось так: русским стационером в турецкой столице командует офицер, топивший ваши суда, помните об этом и имейте в виду…».

Читайте также

Увы, С.Н. Семёнов не знал, что Макаров был хорошо известен лишь в России. Туркам о нём абсолютно ничего не было известно, равно как и о потоплении в 1878 году торпедой 100-тонного посыльного судна «Интибах» — единственной жертве макаровских минных катеров. Да и вообще, в Оттоманской империи было официально объявлено, что войну 1877−1878 годов выиграла… Турция. А с точки зрения дипломатии командиром посольской яхты должен быть лощёный аристократ с родословной как минимум до крестовых походов, пусть даже и никудышный моряк.

А тут послали боцманского сына, получившего дворянство с очередным чином. Так что «в переводе с дипломатического языка» на общеобывательский это означало одно — очередной ляп МИДа и Морского ведомства.

Степан Осипович был чужд светскому обществу и не пользовался успехом у дам. Даже с женой у него отношения быстро разладились, и Капитолина Николаевна не придумала ничего лучшего, как завести роман с Зиновием Рожественским — будущим «героем» Цусимы.

Чем же занялся Макаров в Стамбуле? Предоставим слово другому его советскому биографу Б.Г. Островскому: «Должность командира стационера не требовала особого напряжения и считалась в те времена скорее почётной. У Макарова появилась, таким образом, возможность отдохнуть от вечно наряженной обстановки, обычной на военном корабле.

…И вскоре здесь, в Константинополе, он нашёл себе занятие по душе.

Пребывание в Босфоре явилось крупным событием в жизни Макарова как учёного. Здесь он стал гидрологом, занявшись научно-исследовательской работой по изучению течений в проливе, и вскоре представил вполне точную и весьма поучительную картину того, что происходит в Босфоре, во всех его слоях".

В глубокой древности существовало поверье, что в Босфорском проливе, соединяющим Чёрное море с Мраморным, существует двойственное течение: на поверхности вода идёт из Чёрного моря в Мраморное, на глубине же — в противоположном направлении.

Как-то в разговоре с советником русского посольства в Константинополе Макаров узнал о загадочных течениях и, заинтересовавшись этим явлением, взялся за разрешение нерешенной задачи.

Но как это сделать, как произвести эксперимент под водой? Способ, придуманный Макаровым, был столь же остроумен, сколь и прост. Макаров вышел на четырёхвесельной шлюпке на середину фарватера и опустил на глубину пятивёдерный, особым образом нагруженный бочонок. Расчёты Макарова оправдались. Опущенный на глубину бочонок стал буксировать шлюпку против довольно сильного поверхностного течения.

Наличие подводного течения в Босфоре было таким образом установлено экспериментально.

Самым серьёзным препятствием в работе Макарова было то, что по турецким портовым правилам стоянка судов на фарватере не разрешалась. Макарову же как раз на фарватере и необходимо было производить наблюдения. Чтобы не вызывать подозрения турок, проявлявших особую бдительность в отношении русских кораблей, Макаров производил промеры и наблюдения на разных глубинах или в сумерки, или пользуясь прогулками и поездками русского посланника по рейду.

Итак, бескорыстный капитан «Тамани» от скуки занялся гидрологией. Какая идиллия!

А теперь перенесёмся на 141 год назад, в теплую ночь 29 мая 1882 года в проливе Босфор. Там на середине фарватера Макаров на «Тамани» проводит важные научные опыты. Вот моряки с борта парохода с помощью небольшого кранового устройства, стараясь не шуметь, спускают за борт какую-то здоровенную грушу.

Ба! Да это же сфероконическая мина Герца образца 1876 года! С ноября 1876-го по июль 1878 года Морское и Военное ведомства получили из Германии, соответственно, 4035 таких мин. Они хорошо себя зарекомендовали в ходе боевых действий на Дунае. 30-кг пироксилиновый заряд мины мог пустить на дно любой турецкий броненосец.

Так что, наш бравый капитан стал террористом? Нет, ни в коем случае. В мине вместо пироксилина — босфорский песок, да и турецкие броненосцы с 1878 года больше не ходили по Босфору. Просто идут плановые учения по постановке минного заграждения в проливе.

Сам же Макаров 22 октября 1881 года получил секретное предписание: «Собрать гидрографические, метеорологические и топографические данные о берегах Босфора и выяснить: а) возможен ли десант на эти берега, в каких местах и в каких силах…» Четвёртый пункт предписания гласил: «Изучить условия заграждения Босфора минами в различных местах. Составить план таких заграждений и перечислить необходимые для того материальные средства».

Читайте также

2 (14) ноября 1881 года Макаров на «Тамани» прибыл в Стамбул. За полтора месяца он изучил течения в Дарданеллах и в Мраморном море, а затем и в Босфоре. 24 декабря Макаров пишет руководству: «Нужно ли мне говорить Вашему Превосходительству, какое важное значение все это имеет по отношению к минному заграждению».

Тогда же выяснилась и неточность русских карт Мраморного моря и Босфора, составленных в 1848 году. «Случайно» выяснилось, что офицеры старой калоши оказались прекрасными картографами, которые произвели корректировку старых карт Проливов и Мраморного моря с помощью новейших британских и французских карт, а также по результатам проведённых ими самими съёмок.

С письмом от 22 января 1882 года Макаров выслал в Петербург добытые им «негласно» карты Константинопольского порта и европейского берега Чёрного моря у входа в Босфор.

За деятельностью Макарова внимательно следили в Петербурге. На новый 1882 год Александр III сделал ему подарок — произвёл в капитаны 1 ранга.

В апреле 1882 года Макаров писал новому управляющему Морским министерством вице-адмиралу И.А. Шестакову о том, как, отправляя его в Константинополь, ему обещали, «что когда потребуются для испытания сфероконические мины (Герца), то они будут высланы». И вот теперь Макаров ждал эти мины и предложил план их доставки в Константинополь. Сначала мины доставляются из минной части в Морской музей, оттуда в ящиках под видом инструментов для ремонтных работ на пароходе переправляются в Одессу, грузятся там на суда РОПиТа и привозятся в Константинополь. На это Шестаков заметил: «Что-то слишком хитро. Нельзя ли придумать проще?»

Читайте также

В итоге наши умельцы нашли способ, о котором даже Морское ведомство не проинформировали. И вот 29 мая 1882 года была произведена первая учебная минная постановка в Босфоре.

В депеше от 1 августа 1882 года Макаров доносил управляющему: «Постановка мин в Босфоре вполне удалась. Мину несколько раз ставили и убирали на глубине до 30 сажен и на фарватере». (30 сажен — это 64 м, то есть предел глубины постановки для мин Герца). Выяснилось, что отклонение минрепов мин от вертикали из-за течений в проливе было незначительным, и особых проблем при массовой постановке мин быть не должно.

По ночам Макаров ставил мины, а в светлое время суток занялся туризмом. Вместе с нашим военным агентом (так тогда именовали военных атташе) в Греции, генерального штаба подполковником А.П. Протопоповым он осматривал с борта «Тамани», а также с лодок и небольшой яхты береговые укрепления Босфора и в результате составил их план и определил сектора обстрела батарей.

3 сентября 1882 года «Тамань» вместе со своим беспокойным командиром покинула залив Золотой Рог и направилась в Николаев. Через 18 дней Степан Осипович уже был в Петербурге. Вот запись в дневнике управляющего министерством от 23 сентября: «Длинный доклад о Константинополе флигель-адъютанта Макарова. Очевидно занимался делом и замечал, что умел. Велел всё соединить и представить».

На фото: кинотеатр имени Максима Горького в здании бывшего Никольского морского собора и памятник флотоводцу и вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову работы скульптора Леонида Владимировича Шервуда на Якорной площади, 1954 год
На фото: кинотеатр имени Максима Горького в здании бывшего Никольского морского собора и памятник флотоводцу и вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову работы скульптора Леонида Владимировича Шервуда на Якорной площади, 1954 год (Фото: Петр Федотов/ТАСС)

Во исполнение этого приказания Макаров составил объёмную секретную записку от 3 мая 1883 года с описанием Босфора и плана десантной операции. В записке говорилось: «Константинополь может быть захвачен быстрой высадкой наших войск или в самом Босфоре, или на черноморском берегу к востоку и западу от входа в пролив».

Последние новости
Цитаты
Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня